Назад к списку впечатлений

Впечатления — Ak55 — The North Face Ultra-Trail Tour du Mont-Blanc: Courmayeur - Chamonix
29.08.2008 The North Face Ultra-Trail Tour du Mont-Blanc: Courmayeur - Chamonix Ak55 96 км (5.6 км вверх, 24:03.32

Ребята! спасибо за поздравления! Ваша поддержка на самом деле в горах чувствовалась реально, я знал, что вы следите и за мной, и за Сергеем. И сознание этого здорово помогало и подстегивало.
1. Описание трассы.
А вообще - гонка оказалась очень тяжелой. Я, наверное, еще ни разу в жизни не участвовал в столь тяжелой гонке, ни на лыжах (хотя у меня есть 5 марафонских гонок на Празднике Севера в Мурманске), ни в беге (хотя есть 4-х дневка в Предбайкалье на 167 км), ни в одиночных горных вело-походах (несколько раз по 1500-1700 км). В общем, до этого North Face Ultra Trail du Mont-Blanc Courmayeur-ChampexLac-Chamonix я слабо представлял себе степень своего собственного сумасшествия. Не уверен, что я решился бы на участие в этом трейле, если бы до старта более чётко знал, что же это такое на самом деле. Все-таки, в своих прошлогодних впечатлениях salvataggio не очень подробно описывал состояние трассы, а больше останавливался на своем ощущении окружающего мира и своего самочувствия. А голые цифры крутизны подъемов и спусков, по крайней мере мне, ничего толком не могли сказать, пока я не увидел в реале, что это такое. В общем, я увидел совсем не то, что я ожидал увидеть. А ожидал я увидеть хотя бы треть дистанции по асфальтовому покрытию в городках и деревнях, а в горах - довольно утоптанные грунтовые тропинки шириной человека в полтора, по которым можно приятно прогуляться. Я сейчас немного утрирую, конечно, но я был достаточно наивен в своих представлениях о трассе. Что же оказалось на самом деле? Асфальтовое покрытие на дистанции, конечно, было, километров 10-12 в сумме, наверное, наберется, из них примерно 5 - на самом старте в Курмайоре во время петли по городку, 1 км - на финише в Шамони, а остальное - небольшими отрезками при похождении городков по ходе трассы, максимально - километра полтора в Шампэ-Лак (56-й км) и около километра в Ла-Фули (40-й км). А вот описание горной части дистанции можно разделить примерно на три части, условно - итальянскую, швейцарскую и французскую. Горные тропы в Италии ближе всего соответствовали моему предварительному представлению и них. Я ошибался разве что в ширине тропинки: она оставляла место только для одного человека, даже скорее, для половины человека. Это вытоптанное в грунте углубление шириной сантиметров 10-15 и глубиной сантиметров 5-10. Справа и слева от этой тропинки - начинаются неровности, покрытые травой и камнями, куда иногда ногу ставить можно, а иногда и нельзя - подвернешь, споткнешься, ударишься о скалу, поскользнешься, свалишься с обрыва - вариантов развития событий много, не большинство из них неблагоприятные. И еще - очень много пыли, где-то серой, где-то черной. В общем, уже через час у большинства ноги до колен были порыты заметным слоем пыли. Поэтому очень у многих стартующих я видел специальные чехлы на обувь, чтобы эта пыль не попадала внутрь кроссовок. Иногда это были чехлы до колен! Уже на этом стартовом участке все выстроились в колонну по одному затылок в затылок. И, если бы не толкотня, бежать было бы можно, лидеры, наверное, и бежали, причем нехило бежали. На итальянский отрезок пришлось два подъема на высоту 2500 м. Оба подъема очень похожи, только первый из них, Тет-де-ла-Тронш, пожалуй, поизвилистее и по-серпантинистее, и поэтому казался мне более крутым, а на втором, Коль-де-Ферре, полки серпантина были подлиннее, и уклон из-за этого казался меньшим. Кстати, первого из этих торчков не было на CCC в прошлом году, а в этом году UTMB также его обошел. CCC (96 км) - это половинка, которую бежал я, UTMB (168 км) - это полный круг, на котором стартовал salvataggio. Вторая часть гор - швейцарская, начиналась в Ла-Фули. Сначала дорога шла по берегу речки и, хотя и была довольно пологой и широкой, больше напоминала свалку строительных отходов, так как вся была усыпана крупным белым щебнем с острыми краями, а иногда и вообще проходила через груды этих камней. А затем были два подъема по скалам, которые даже и тропинкой назвать - язык не поворачивается. Пришлось карабкаться вверх по какому-то страшному переплетению огромных камней и корней деревьев, на котором удивительным образом был размечен наш маршрут. В здравом уме и твердой памяти я на эти камни даже днем бы не полез, а тут пришлось это делать ночью. В голове бродили две мысли: 1) не дай бог спуск будет выглядеть так же, 2) а что бы здесь было, если бы был дождь? Короче, здесь бега не могло быть в принципе, даже у лидеров. Замечу, что протяженность этого участка не 5 и не 10 метров, километра полтора-два! На Швейцарию пришлось и еще 3 крутых лесных подъема-серпантина, особо длинный после местечка с названием Триент. На них таких огромных камней не было, эти подъемы были в основном грунтовые, со вкраплениями камней на поверхности, но торчащих корней - немеряно. Крутой обрыв с одной стороны и каменная стена - с другой. Густой лес (ель). Цепочка фонариков где-то над головой (это те - кто впереди) и цепочка фонариков где-то под ногами (это те - кто сзади). Все эти подъемы наверху чуть-чуть выходили за высотную границу леса, то есть оканчивались где-то на высоте 1600-1800 метров. Там они выполаживались и узкими тропинками выходили на перевал, а затем переходили в спуск. Швейцарские спуски все оказались похожи друг на друга, возможно тоже потому, что мне они попались ночью. В принципе, по ним можно было бежать, но: во-1-х, дело-то в лесу и в темноте, видно недалеко, так что особо не разгонишься, во-2-х, на тропинке периодически попадаются участки либо с выступающими камнями, либо с переплетенными корнями елей, либо и с тем и с другим, на которых приходится тормозить и быть о-о-очень осторожным, чтобы точно поставить ногу или спрыгнуть вниз, а в-3-х, это серпантин и много поворотов на 180 градусов. Третий участок - французский - самый короткий, самый простой по профилю (всего один подъем, зато какой!) и самый неприятный для меня по состоянию спусков. Сначала был спуск в предрассветной полутьме по какой-то широкой (метров 5-6) дороге (ИМХО - это был горнолыжный спуск), причем дорога была засыпана смесью не очень хорошо утрамбованного крупного и мелкого гравия, засыпана по всей ширине, чисто грунтовых участков не было. Имея давнишние проблемы с голеностопами, бежать по такой дороге я не рискнул. Где оканчивается эта дорога, мне узнать не удалось, поскольку на одном из ее поворотов наша трасса резко свернула вниз к реке, и последовал типичный для французского участка крутейший лесной серпантин с короткими грунтовыми полочками по скопищу корней деревьев. Приходилось быть очень аккуратным в выборе места для постановки ноги. Затем был последний большой КП в Валлорцине и единственный относительно равнинный участок на всей трассе, точнее это был пологий грунтовый тягунок километра на 3 вдоль железной дороги. Тягунок с понемногу увеличивающимся градиентом, который на перевале Коль-де-Монтец перешел в подъем на стену горного массива Ажиль-Руж. Дорожка была утоптанная, где-то грунтовая, где-то по камням, где-то укрепленная ступенями. Но дорожка-то - на вертикальную стену! Всю вереницу участников можно было видеть почти до самого верха, поскольку эта часть горы была практически без леса. Верхняя часть подъема проходила по скальным участкам сначала немного вверх, потом немного вниз. Фактически это был траверс по верхней части горного массива, нависающего над Шамони с севера. От станции подъемника Ла-Флежере начался спуск в Шамони. Сначала по скалам пришлось поскакать, а затем чередовались между собой участки дорог двух типов: 1) довольно широкая тропинка, усыпанная смесью крупного и мелкого щебня и перемежаемая короткими грунтовыми участками, круто идущая вниз, 2) крутой грунтовый серпантин в лесу по корням, как и перед Валлорцином. Для меня на этом спуске бежать было проблематично из-за крутизны спуска и из-за того, что приходилось выбирать место для постановки ноги. А народ вообще-то бежал! По этому участку я потом, через пару дней, немного погулял и пофотографировал. Снимки постараюсь где-нибудь выложить.
2. Как прошла моя гонка.
Я прилетел в Париж 25 августа, немного погулял по городу (огромное спасибо Chuja за карту! Без нее заблудился бы), а затем ночным поездом приехал 26-го числа в Шамони. Расположился в одном недорогом Chalet – это что-то типа общежития для горнолыжников. 3-этажный домик, комнаты на 4-6-12 человек, 2-ярусные койки, три туалета на этаж, круглосуточная душевая на первом этаже, кухня для желающих готовить самостоятельно, все полы в паласах. В общем, все чистенько, культурненько. А что еще нужно, если в этом доме для меня самое важное – переночевать, а не рассматривать вазы-люстры в интерьерах. Единственный серьезный недостаток – малое количество розеток в комнате. Ведь в день, а точнее в ночь перед стартом все население (а ведь все жившие в этом шале – были участниками ультратрейла) ринулись заряжать свои мобильники, фотоаппараты, GPS’ы и т.п., и я пожалел, что не взял с собой удлинитель с 5-ю розетками. Бросив вещи, я вспомнил напутствие al_al’а «адаптироваться к высоте» и сразу же налегке с фотоаппаратом полез прогуляться неспеша на ближайшую гору. Кривая дорожка привела ко входу в тоннель под Монбланом. Главным было – не перенапрячься и не заблудиться в горах. На следующий день я провел тестовый выход на 2000 м уже в экипировке, максимально приближенной к боевой, с заряженным кэмелбеком и с треккинговыми палочками. Немного поэксперементировав с их длиной, остановился на 130 см, с которой я и прошел впоследствии всю гонку. В гору поднимался шагом, пробуя различную частоту шагов и разную технику отталкивания палками, переменную и одновременную. Понял, что эффективной может быть любая, можно варьировать в зависимости от рельефа и состояния покрытия. Добравшись до Монтверде - конечной станции поезда на зубчатых колесах – а это 1900 м, я решил пройтись по верху горы в сторону Ажиль-ду-Миди, горы, куда из Шамони ходит лифт. На этом пути пару раз пришлось подняться на 2300 м. По дороге мне навстречу попались человек 5 молодых людей, которые бегом спускались с вершины по тропинке, усыпанной «живыми» камнями. Я бы так не рискнул. Похоже, эти ребята побегут так и на гонке. А вообще народу на этих тропах была масса, несмотря на будний день. Самых разных возрастов, экипировки и уровня подготовки. Удивили бабуля в инвалидной коляске и будущая мама в положении. Завершив траверс и налюбовавшись красотами окружающих гор, я понял, что поря спускаться, но стрелка «Chamonix» указывала на отвесный обрыв скалы, куда вела едва заметная тропинка. Уже близился вечер, пришлось спускаться. Острые выдались ощущения. Неужели и на гонке будут такие спуски? Тут и подниматься бы не хотелось. Впоследствии выяснилось, что спусков таких не было, а вот подъемы были и такие, и еще по-хлеще. По итогам прогулки Garmin показал 26 км и 8 с половиной часов. Что-то многовато у меня получилось, да и ППБ на последнем спуске подзабились. Успеть бы теперь восстановиться. 28-го получил номера, купил на Ультра-трейл-шоу походный зарядник для Гармина, который обещал дополнительные 15 часов работы для часов, решил взять его на гонку. Купил банку джема и французскую булку на завтрашний завтрак (вспомнил «булочку с чаем и 60 км» от ROM’а), в ресторане навернул спагетти. А так в общем-то ничего не делал, собрал вещи, подготовил, что надеть на гонку, заполнил кэмелбек, зарядил все, что успел воткнуть в свободные розетки. Не успел только подзарядить сам Гармин, но GPS я сегодня и не включал. Утром 29-го все встали, как по команде, в 6:00. Мой автобус в Курмайор в 7:45. Ничего бы не забыть! Уже в автобусе в тоннеле под Монбланом вспомнил, что забыл резинку с пульсометром от Гармина. Расстраиваться некогда, побегу без пульсометра. Все остальное вроде бы со мной. Курмайор утром еще в тени, там откровенно холодно, градусов 10-12, пар идет изо рта. Беспечные итальянцы только-только начинают сооружать стартовый городок. Пристроившись на городской скамейке, завтракаю «по ROM’у» булочкой с джемом (булочка – с полметра длиной!), правда, запиваю не чаем, а минералкой без газа. Из-за горы выглянуло, наконец, солнце. Можно переодеваться. Заклеил соски, намазал детским кремом пальцы на ногах и все места возможного натирания. Новые белые носочки (ха-ха! Через час после старта они будут черными от пыли), плавки, короткие тайтсы, призовую майку из Зеленоградского марафона ВТДиТЖ, шапку «Россия», очки, перчатки, желтые кроссовки Mizuno-Ascend-2, крепко завязал и закрепил шнурки. Что запихнуть в рюкзак: 4 геля Изостар, 8 батончиков Изостар, дождевик, пленку-накидку от Asics, 3 фонаря, терморубашку, любимую Asics’овскую жилетку, запасные футболку, тайтсы, плавки, носки и перчатки, батарейки для фонарей, резервный аккумулятор Garmin’а. Плюс еще 2 литра в кэмелбеке и 2 поллитровые бутылки в боковых карманах рюкзака, да фотоаппарат на поясе. Что-то много получилось, молнию с трудом удалось застегнуть, но уже ничего не изменить. Все, что осталось ненадеванным, загружено в мешок для возвращения в Шамони. За час до старта выдвигаюсь на стартовую площадку и занимаю местечко на асфальте метрах в 10-ти от стартовой линии. Народ рядом сидит на асфальте в ожидании старта, то же самое делаю и я – на ногах предстоит еще провести целые сутки. А вокруг – праздник, приветственные речи по-итальянски, французски и английски, детский ансамбль в национальных костюмах с множеством колокольчиков. Национальных – от Верхней Савойи – местные ее понимают как-то иначе, чем в рамках государственных границ. Орут динамики. Выступление мэра, наконец, все встают и из динамиков звучат три гимна. Сначала Швейцарии – только музыка, затем Франции – поёт половина площади, и, наконец, Италии – поёт другая половина площади. Грандиозное впечатление! Только тут до меня доходит, что старт перенесли на полчаса вперед, на 11:00, то есть через 10 минут – в бой!
Общий план на гонку был такой: зная свою собственную любовь к относительно быстрому началу, ни в коем случае после старта не рваться вперед, не толкаться, ВСЕ подъемы идти шагом, максимально используя палки, ночью не бежать, на спусках бежать только по возможности, быть внимательным, чтобы не подвернуть ногу, беречь больные суставы на пальцах. А уж бежать, если останутся силы, только на последних 10 километрах. Ну, и поглядывать на время, чтобы не попасть под обрез лимита времени. Ведь главная задача – ФИНИШИРОВАТЬ.
И вот – старт! Все, естественно, рванули, тем более, что в начале дорога шла вниз. Благодаря удачному расположению на площади я оказался близко к голове толпы, но бежать с потяжелевшим рюкзаком было непривычно, да я и не стремился. Поэтому народ обходил меня толпами, тем более, что ширина улицы это позволяла без проблем. Сделав петлю по городу, трасса повернула вверх, по асфальту, брусчатке, грунтовке, снова асфальту. Наконец, вышли из города, и начался реальный подъем в гору, пока еще по шоссе. Половина окружающих застучали палками по асфальту. Я же, памятуя о своем зеленоградском опыте бесполезности применения палок на асфальте, нес их в руках даже в подъем. Пройдя пару пригородных поселков, свернули, наконец, на первую грунтовую горную тропинку. Здесь толпа вытянулась в струнку. Теперь и я нашел применение палкам. Некоторые из особо борзых пытались обгонять. Но я знал излишнюю энергозатратность и потому – бесполезность подобных попыток, тем более, что это было и чрезвычайно травмоопасно. Такой вот вереницей по склону поднялись над Курмайором. Где-то справа внизу кружил вертолет сопровождения. Наконец короткий спуск на первый КП, а там – первая пробка: два контролера со своими электронными машинками не успевают считывать номера с чипов участников. Но, о чудо! Никакого волнения в толпе, все спокойно ждут своей очереди. У нас бы набралась огромная куча наглецов, пытающихся втиснуться в самое начало очереди. Пить еще не хочется, но я быстро перехватываю пару стаканчиков (кола и минералка без газа), до следующего пункта еще далеко. Здесь до меня дошло, что у организаторов присутствуют некие иезуитские наклонности в мышлении: сразу же после КП начался дикий вертикальный подъем, и эта тенденция сохранялась на протяжении всей дистанции: кушайте, ребята, желательно по-плотнее, сейчас вам с полным желудком придется хорошенько поработать в гору! Так вот, лезем на первый перевал 2500 м Тет-де-ла-Тронш. Серпантин с короткими полочками, короткий рывок вверх-вправо, поворот, короткий рывок вверх-влево, снова поворот, и так много раз, глубокая колея, в сторону не уйдешь, при выходе из колеи идти только труднее. Пылища! Солнце уже в зените. Пелотон растягивается. Теперь это уже не одна сплошная цепочка, появились некоторые разрывы. Я стараюсь не выпадать, но идти очень тяжело. Залезли на один длинный склон, но это еще не перевал, небольшой спуск и снова подъем по серпантину на другой склон. Уже попались пара человек, ушедших в сторону с тропы, которые, тяжело дыша и навалившись на палки, пропускают мимо себя нашу вереницу. Еще минут двадцать такого подъема, и я понимаю, что взятый темп тяжеловат и для меня. Умирать так рано явно не входило в мои планы – ухожу в сторону и я. Снял рюкзак, присел на кочку, съел пол-батончика Изостара, запил водичкой. Мимо прошли десятки, а, может, и сотни. Я просидел минут 5. Вроде полегчало. Снова рюкзак за спину, вклиниваюсь в вереницу. Теперь держу темп достаточно спокойно. Видимо, в начале я просто оказался не в своей группе по скорости передвижения. Прошли вершину. На спуске те же колеи, что и на подъеме. Пытаюсь бежать, надо наверстывать упущенное на подъеме, но колеи очень узкие, бежать не то, чтобы тяжело, скорее неудобно. На втором КП уже есть горячее питание: чашка соленого бульона с лапшой воспринимается очень и очень неплохо. Плюс стакан колы, и – дальше! Я старался не задерживаться подолгу на пунктах, не остывать и не сбиваться с набранного темпа. И это оказалось для меня правильно. Подъем на вторую высоту 2500 м показался мне попроще, чем на первую, возможно из-за того, что здесь было значительно больше длинных участков с меньшим уклоном и меньше поворотов. Где-то на 30-м км мой Garmin сообщил мне, что заряд батарей на исходе. Я снял его с руки, подсоединил клипсой к дополнительному аккумулятору и сунул в рюкзак. Там он вроде бы продолжал работать. Недалеко от самого верха перевала Коль-де-Ферре пришлось немного покарабкаться по скальному участку и пройтись по гребню горы. Я спокойно выдерживал темп образовавшейся группы. Ничего не болело, чувствовал себя прекрасно. А потом «мы пошли на север». Начался спуск в сторону Швейцарии. Тропинка стала пошире, и я решил побежать. Получилось! Причем здорово получилось. Спуск длился километров 12, и весь его я пробежал. Народ обходил толпами. Как ни странно, но оказалось, что в окружающей меня группе никто толком пользоваться палками не умел (или не хотел). Еще на подъеме я заметил, что большинство использует палки только для поддержания равновесия, а уж на спуске палки всем только мешали. Я же успевал толкаться одновременно и на спуске. Не видел никого, кто делал бы так же. Даунхилл длился практически до самого Ла-Фули. Лишь при выходе на шоссе я снял палки с рук и перешел на шаг. Уже начинало темнеть. Несмотря на быстрый спуск, я шел по нижней границе запланированного графика прохождения дистанции. Тем не менее, я провел на КП в Ла-Фули минут 20-30 (часы были в рюкзаке, то и дело смотреть на них не удавалось). Хорошенько подкрепившись бульоном с лапшой, бананами, изюмом, колой, посетив туалет где-то в недрах этого КП, я решил, что пора сменить форму одежды на ночную: надел сухую майку, терморубашку, сменил короткие тайтсы на длинные. Носки и перчатки решил пока не менять. Надел также и жилет, но минут через 10 после ухода с КП понял, что еще рано. Пришлось останавливаться и убирать его в рюкзак. Ушел с КП в 20:00, за полчаса до обреза времени на этом КП, хотя возможно лимит и продлили. Сделал фотоаппаратом последний в этот день снимок и также убрал его в рюкзак. Чувствовал себя прекрасно, ничего не забито, достаточно свеж, могу даже бежать. Но начался тот самый участок вдоль реки как будто по нашей строительной свалке. Ну не могу я бегать по таким острым камням, мне ноги жалко. Но даже пешком пару раз умудрился стукнуться больным суставом об острые края камней. Ну, думаю, все, привет. Сейчас сустав будет ныть, смогу ли выдержать. А народ-то бежит, как будто и нет вокруг этих острых камней. Километра 2 длились мои мучения по этой «свалке» (свалке в кавычках, поскольку все камни имели естественное происхождение). Затем начался лес, и я понял еще одну свою промашку на КП – не достал фонарь.
3. Ночь в горах.
Бег ночью по лесу с фонарем на голове, да еще и в незнакомых горах – удовольствие для особо изощренных гурманов. Мне его удалось испытать впервые. Хорошо еще, что мой график прохождения трассы сложился так, что у меня в самом начале темноты попался небольшой кусочек для привыкания к перемещению с фонарем. В лесу оказались небольшие подъемчики по грунтовому покрытию, вполне проходимые. Ощущения от фонаря оказались довольно специфические. Где-то через час после начала его использования у меня сложилось устойчивое впечатление, что я бегу в маске для подводного плавания: эдакая труба, которую высвечивает луч от фонаря, а то, что справа и слева – практически неразличимо. Может быть, местами это было даже и здорово: не было видно ни обрыва, который уходил отвесно вниз буквально в полуметре от края тропинки с одной стороны, ни высоченной скалы тоже в полуметре, но с другой стороны. В общем, глянешь вниз, потеряешь равновесие, качнешься в одну сторону – лететь вниз пришлось бы долго-долго, а с другой стороны тебе самому на голову запросто что-нибудь могло свалиться. Но всех этих страхов в темноте не видно. Глаза волей-неволей оказываются устремленными на центр, вперед. «Вперед и вверх! А там…». Итак, час ушел на привыкание к новым и необычным условиям передвижения, народ перестал меня обгонять, я пристроился к какой-то небольшой группе, пошел в ее темпе. В условиях ночи это оказалось правильным решением. Я практически перестал обращать внимание на то, что происходит справа и слева от меня, видел только ноги одного-двоих впереди идущих участников и старался по их движениям определить характер поджидающих меня препятствий, которых было немало. А потом… потом начался тот самый каменный участок, на котором всем пришлось заняться скалолазанием. Сейчас вот смотрю на карту и вижу только один такой подъём, но у меня сохранилось устойчивое впечатление, что таких участков было два. То ли память подводит, то ли фактический маршрут не соответсвует картинке на карте. Но этот подъём (или эти подъёмы, если их было все-таки два!) – это что-то из ряда вон выходящее. Если кто-то из читающих встречал термин «каменная река», так вот по такой каменной реке и была проложена трасса. Средний градиент, я думаю, превышал процентов 40, а на каждом шаге он был практически равен 100%, поскольку приходилось как бы взбираться по неравномерной извилистой раздолбанной лестнице, некоторые ступени которой иногда имели высоту до трех-четырех ступеней обычного лестничного марша, а иногда вообще отсутствовали. И все эти камни были густо переплетены корнями ближайших ёлок. На размеченной трассе эти ступени еще худо-бедно просматривались, а буквально в шаге в сторону каменная река оказывалась обычной грудой камней и становилась совершенно непроходимой. Такого состояния трассы я не ожидал и оказался совершенно не готов к тому, что такие камни придется штурмовать непрерывно более часа. Причем ночью! Не готов прежде всего психологически. Меня спасло только то, что к началу этого участка я оказался в составе небольшого пелотона, а идти в группе оказалось значительно проще. В одиночку я, наверное, этот (эти) подъём не одолел бы. А так я уцепился последним вагоном поезда и решил, что буду держаться за группу до последнего. Так мы и лезли вверх один за другим. Группа наша потихоньку росла: мы догнали пару таких же небольших поездов, нас подобрала небольшая компания. И вот у нас образовался уже длинный состав человек из 30-40, длинная такая вереница не менее чем на два изгиба серпантина вверх, голову которой я не мог различить даже в свете фонарей опережавших меня попутчиков. Сколько длилось это восхождение, я не помню. Да и тогда на месте я не смог бы, наверное, ответить на вопрос, как долго мы взбирались по каменной реке. Может, час, а, может, и два. Наш длинный поезд то разбивался на несколько кусков, то снова объединялся с какими-то осколками, хотя обгонов практически не было. На это ни у кого не было сил, да и места для обгона тоже не было. Просто то один, то другой «вагон» выходил из «поезда» в сторону и пропускал мимо себя весь состав. Я упорно держался последним-предпоследним вагоном. Когда же мы, наконец, добрались, нет, еще не до вершины горы, но до истока каменной реки, то я с удивлением обнаружил себя в самой голове состава: я шел вторым, а впереди на всю длину луча фонаря никого видно не было. Зато какой вид был внизу! Мы снова оказались на грунтовой дорожке, и можно было оглядеться. А надо сказать, что к тому моменту мы вышли за верхнюю границу леса, и деревьев вокруг уже не было, они располагались ниже. А еще ниже, думаю, не менее, чем на километр вниз, были видны огни каких-то населенных пунктов, располагавшихся в долине, точнее, в ущелье, поскольку позади огней темнела такая же гора, как и та, по которой двигались мы. Огни сливались в причудливые узоры типа тех, которые видны из самолета, идущего ночью на посадку где-нибудь в Шереметьево. А над головой в безоблачном абсолютно черном небе – бесчисленное количество звезд. Полярную разглядел: мы шли практически на север, градусов 10 к западу. Фотоаппарат был в рюкзаке, останавливаться, чтобы его вынуть и сфотографировать эту красоту я не стал, боялся упустить свою группу. Жалко, конечно, но не факт, что удалось бы сделать приличный снимок без штатива, которого у меня, естественно, не было. Тропинка поплутала по верху горы, то вверх, то вниз, пересекла ще каких-то ручьев, серпантином спустилась в лес, там снова корни и камни. Край какого-то селения, забор, метров 300 асфальтовой дороги, потом – грунтовка, утыканная то ли гравием, то ли щебнем. Еще подъем, еще спуск, еще подъем. Наконец, вверху слышны какие-то одобрительные крики, аплодисменты, нас встречают в очередном КП Шампе-Лак. Там огромный ангар, внутри много народа и много неразберихи: это место официальной встречи участников с группами поддержки. На лавках за столами и те, и другие сидят вперемежку. Кому-то делают массаж, за ширмой, похоже, установлены лежаки для отдыха. Свободно там, но мне туда не надо! С тарелкой лапши с трудом нахожу свободное местечко. Дама напротив неожиданно заговаривает со мной … по-русски! Обалдеть! У меня же нет группы поддержки. Оказалось, что это француженка, русский изучала в школе довольно давно назад, у нее бежит муж, который сидит рядом с ней и, улыбаясь, смотрит на меня. Пара взаимных ободряющих жестов, они остаются за столом, а мне в этой огромной толпе делать особо нечего: кэмелбек я пополнил еще в Ла-Фули и на прошедшем отрезке практически не пользовал, новой сухой одежды у меня больше нет, но жилетку теперь я все-таки надел. Было уже довольно холодно. Подумал, что если похолодает еще, то придется надеть и дождевик. Но это только на крайний случай. После КП маршрут шел через городок километра полтора по улицам сначала вдоль озера, потом вдоль шоссе. Разметки не видно, но местные жители на словах и жестами показывают, куда держать путь. Автомобили на шоссе приветливо оглушают своими гудками. Это где-то в районе полуночи! На повороте на лесную тропинку стоит пожарная машина с включенной мигалкой. Из динамиков орет что-то из рока. Весь экипаж хлопает в ладоши и кричит каждому пробегающему что-то одобряющее. Я в состоянии бежать, но отдохнувший на КП народ бежит немного быстрее, так что я никак не могу ни к кому пристроиться. Все-таки в Шампе-Лак я практически не отдыхал, а быстренько перекусил и двинулся дальше. Немного равнинки, потом снова вверх-вниз по лесу, по камням, по корням. Уже работаю на автомате: подъемы – ходьба с применением палок, спуски – когда как: иногда даже удается изображать бег, но чаще, используя палки, приходится выбирать место, куда ставить ногу. Пара небольших деревень и короткие участки асфальта. Следующий КП – Триент, а это уже 70-й км. Удивительно, но мое состояние все еще неплохое. Общее усталости присутствует, но ничто конкретно не болит, дыхание контролируется, пульс не зашкаливает. Главное, что ноги еще свежие, ни ППБ, ни ЗПБ, ни икры не забиты! Связки голеностопов о себе пока не напоминают. Руки, спина и плечи также готовы продолжить работу. А ведь я уже перекрыл свой максимальный разовый объем бега-ходьбы! Мой пит-стоп опять короче, чем у большинства моих попутчиков. Пополнил кэмелбек, супчик, банан, изюм, чашка кофе и кусочек шоколадки. На все минут 5-7. Но сразу после КП – тяжелейший и длиннющий подъем по лесному серпантину. Но мне он дается, похоже, полегче, чем моим партнерам по трейлу. Я понемногу подбираю народ, кое-кто пристраивается за мной, но весь караван тащу именно я, и этот караван периодически теряет свой хвост. Практически не сомневаюсь, что причина этого в том, что я более разнообразно и полезно использую палки. Но подъем все никак не кончается, пришлось сделать мини-привал, съесть полбатончика. Пара минут отдыха, человек 5 прошло мимо. Но все было сделано мною правильно – до конца подъема я не только вернул свое место, но и еще обошел несколько человек. Очередная макушка горы и довольно длинный относительно ровный участок, который запомнился только тем, что начали садиться батарейки в фонаре, и мне пришлось остановиться и достать запасной фонарь. Он светил похуже, но вполне терпимо. Снова серпантинный спуск в лесу по корням и камням, потом серпантин по свободному от деревьев склону. И опять мне удается на спуске оторваться от довольно большой группы: снизу мне отчетливо видна длинная вереница фонарей, осторожно спускающихся по той тропинке, по которой я уже пробежать. Я на спуске еще могу бежать! Тут, правда, наступил первый критический момент: мне стало казаться, что я заблудился. Трасса-тропинка вывела меня к каким-то неосвещенным строениям, явно нежилым, затем на широкую дорогу, тот самый горнолыжный спуск, о котором я упоминал в 1 части. Не видно никого ни спереди, ни сзади, не видно и разметки. Практически наобум пришлось пешком спускаться по этой дороге, пока не увидел очередную ленточку. Следующая отметина тоже была только метров через 300, пришлось немного понервничать. Тут сзади замаячили пара фонариков, значит, если я и заплутал, то не в одиночестве. Будем выбираться вместе. Но все обошлось, впереди показалось ярко отмеченное место ухода с широкой дороги на тропу. Снова в лес, вниз по корням. Ребята меня догнали, и в Валлорцин мы вошли втроем. Начало светать. В Валлорцине последний большой КП с горячим питанием. КП расположен в большом шатре. Народ из числа участников расположился здесь довольно капитально: кто-то лежит на лавочке, кто-то делает массаж. В центре шатра – электрическая печка и тепловентилятор, так некоторые пытаются на этой печке подсушить одежду. Я же опять трачу время только на чашку горячей лапши, горсть изюма и стаканчик колы. Осталось всего 16 км, а я все еще в состоянии самостоятельно двигаться! Причем мне кажется, что я довольно неплохо представляю, что меня ждет: всего один, последний подъем, потом спуск и равнинка на финиш! Я дойду! Сомнений нет! Но все оказалось не так просто. Сразу после ухода с КП – красота: пологий-пологий тягунок по зеленой травке, потом по утоптанной грунтовке вдоль железной дороги. У меня получается легкая трусца с использованием палок, которая тем не менее позволяет мне обходить одного за другим несколько десятков человек. Уже рассвело, фонарь не нужен, но солнца еще не видно, светлое только небо. Тягунок понемногу увеличил градиент, и моя трусца перешла на шаг. И вот он передо мной, последний подъем! Я допил остатки воды из бутылки из правого кармана рюкзака и выкинул ее. Она мне больше не понадобится. Как я был неправ! Но об этом я узнаю чуть больше, чем через полчаса. А пока – очередной серпантин по практически вертикальной стене. Но я знаю, что он – последний, и лезу вверх. И опять это получается у меня лучше, чем у многих. Обхожу одного, другого, третьего, еще пять человек, отдыхающих на очередной полке серпантина. Пришла в голову мысль, что никогда не мог предположить, как можно обогнать столько человек на скорости порядка 2 км/час! Обошел еще один паровозик человек из 5-6. Вроде уже видна верхушка подъема, поскольку вереница впереди идущих скрывалась где-то в голых скалах, которые уже начало освещать солнце. У меня – мини-привал, доел полбатончика, запил из кэмелбека. А вода-то там и кончилась! Но ничего, у меня еще полная бутылка в левом кармане! Рука тянется к карману рюкзака и … нет бутылки! Где-то выронил. Я остался без воды. А мне еще метров 300 до вершины, дальше спуск и всего километров 10 до финиша. Выдержу ли? Ведь нет и бутылок, даже из ручья набрать воды не во что. Настал второй критический момент – психологически я малость надломился, уверенность в успехе сильно поколебалась. Ладно, больше никого не обгоняю, надо просто дойти. Достал из рюкзака фотоаппарат, сделал несколько снимков. Все, кого я обогнал на подъеме, меня, похоже, уже съели. Все же – вперед. Вот и те скалы, куда лежит маршрут трейла. Вот и солнце. Сразу становится жарко, хотя дорога уже пошла вниз. Но пока по скалам, и это стало вдруг трудно. Ноги перестают слушаться. А спуск по голой скале кажется опасным, в любой момент непослушная нога может соскользнуть вниз. И палками-то ни за что не зацепишься! Кое-как удалось преодолеть пару скальных участков. Тем временем становится очень жарко: на мне черная терморубашка и черные тайтсы, а солнце все выше. Белая кепка на голове уже не спасает. Но я все еще на вершине горы, где дует довольно сильный и холодный ветер. Третий критический момент, дилемма: снимать терморубашку или нет? Снять и замерзнуть-простудиться или не снимать и получить тепловой удар? Воды у меня нет, поэтому остаюсь в черном. И медленно спускаюсь. Меня обходят все больше и больше народу. Впереди виден ручеек, тропа ведет к нему. На склоне две козочки высоко выпрыгивают прямо по траве и камням – им не нужны никакие тропы. Ручей оказался сухим. А мне конкретно поплохело: голова кружится, мутит. Пришлось сделать остановку даже на спуске, снять рубашку. Осталась белая майка. Почему я не сделал этого раньше? Вроде можно идти. Спуск становится шире и круче, местами переходит в серпантин. Бежать вниз я уже не в состоянии. ППБ не позволяет на такой крутизне. Наконец, попался ручеек с водой, попил из горсти. Вода – чудо! Но набрать ее некуда, наполнять кэмелбек долго и нечем. Ладно, идем дальше. Почему-то снова вверх. Последний КП Ла-Флежере, но там только отмечают, воды у них почти не осталось, но пару глотков мне перепало. А дальше снова спуск. По очень неудобной где-то дороге, где-то тропе: во первых, очень круто вниз, во-вторых из грунта по всей ширине тропы торчат острые кончики камней. В итоге бежать я не могу, да и идти трудно. А народ меня продолжает обгонять. Бог с ними, главное – дойти! Похоже, пологого участка по шоссе не будет совсем, направление тропы говорит о том, что она приведет непосредственно в Шамони. Но как же долго она туда ведет! И почему-то с таким диким уклоном! Все! Выходим на асфальт! Я уже в Шамони, значит, осталось всего километр-полтора. Вдоль дороги все больше и больше зрителей, все аплодируют, кричат «браво!» и «але-але!». Это здорово подстегивает. Собираюсь с силами – побежал! Могу, значит. При такой поддержке нельзя не мочь. Маленькая петелька по городу и финиш в гору. Примерно, как на ММММ на Васильевском спуске. Но разве это гора после того, что я уже прошел? Меня настигает какой-то парень, и мы даже изображаем борьбу на финише, которую я проигрываю. Но это не важно. Я финишировал! На своих ногах!

Назад к списку впечатлений