Назад к списку впечатлений

Впечатления — С. Петрович — 5-й Солнечногорский марафон «Тропами Блока»
31.10.2010 5-й Солнечногорский марафон «Тропами Блока» С. Петрович 42,2 км 3:30.38

Посвящается сверхмарафонцу Бор,
благодаря которому на свет появился
этот небольшой опус.
Пятый солнечногорский марафон «Тропами Блока»
На 31 октября запланирован марафон «Тропами Блока». На дворе вторая половина осени. Кое-какой беговой объем уже проделан. Дальше уровень формы будет только снижаться. Другого шанса показать лучший результат в этом году может и не случиться. Я не из охотников за марафонами. Сорваться с места ни свет, ни заря, и тем паче, ехать на поезде всю ночь к месту старта – это из разряда подвигов. Пятый марафон «Тропами Блока» перенесли с лета на позднюю осень. Прогноз погоды был нормальным, трасса приемлемая, а признаков ОРЗ не появилось. Решение на участие вызревало, как проявляющаяся фотобумага в химическом растворе. В пятницу двадцать девятого, достаю справку о допуске, припоминаю, что позади Москва, и решаюсь.
В субботу открываю Положение о соревнованиях. Ищу сведения о том, как доехать к месту старта. Чудным образом поисковики выдают сведения о том, что стадион «Металлург» находится на Советской площади, хотя в картинке со спутника на этой площади и в ближайших окрестностях ничего похожего на овал стадиона нету. Обращаюсь к впечатлениям о соревнованиях за предыдущие годы. К сожалению, толкового рассказа о маршруте движения не встретил. Пора отдыхать, а язык и до Киева доведет, как говорит хохлацкая мудрость. Засыпаю. Предстоящая ночь самая длинная в году. И это огромный плюс.
Утром на дорогу выпиваю стакан чая с хлебом и конфетой. По методу подготовки Артема Стоноженко прихватываю пару бананов. Из Митино удачно добираюсь автобусом на станцию Химки. One way ticket от Химок до Подсолнечной стоит 66 рублей. Беру туда и обратно. Через семь минут подходит электричка до Конаково. Это слово мгновенно ассоциируется с Конаковским марафоном. Но туда дальше ехать, почти два часа. Кстати, позже молодые ребята делились мыслями о том, что выбрали Солнечногорский марафон из-за более короткого пути к месту старта.
И вот, как в песне, тает в дымке город Химки. В дымке – это к слову. За окном вагона в индустриальных дымах неспешно встает осеннее солнце, заливая все красно-оранжевым светом. Читаю книгу, пряча глаза от слепящих лучей в тени крупногабаритного попутчика. Время поездки чуть более сорока минут. Разнообразят скуку пассажиры-безбилетники, перебегающие от контролеров из вагона в вагон на какой-то станции. В Березках-дачных климатический пояс меняется. Небо становится привычным серо-пасмурным. Прибываем на станцию «Подсолнечная». Сверившись с картинкой из Интернета, добираюсь до Советской площади. Естественно, что стадиона рядом не наблюдается. На вопрос пожилому кавказцу, где здесь поблизости стадион «Металлург», тот шарахается от меня в сторону и неприветливо отвечает, что он не знает тут никаких стадионов. Следующим прохожим оказывается милая девушка, объяснившая дорогу. Следует отметить, что от Советской площади до стадиона, пожалуй, более километра. «Бардак с этими гуглами».
Наконец, попадаю в конечную точку маршрута. Городской парк отдыха и стадион «Металлург». Два в одном. Время раннее. Около девяти утра. До старта времени вагон и маленькая тележка. Утренние сумерки своей густотой напоминают вечерние. Прохладно. Вокруг судейского домика на стадионе толпятся любознательные участники, изучающие объявления о маршруте марафона, месте регистрации, раздевалках и прочие материалы. Внутри полным ходом идет «аккредитация» бегунов. Постепенно вырисовывается алгоритм прохождения инстанций: получение карточки участника, отметка врача, уплата взноса «кассиру», получение номера. Мелькают знакомые лица. Примечаю Алексея Проценко и Ирину Коваль. Прохожу круги бюрократического аппарата. Врач пытается отделаться получением медсправки, но я предлагаю измерить давление, «на всякий пожарный», как говорил Семен Семеныч (а на самом деле, чтобы убить время). Врач не отказывает. Алекс-Про (Алексей Проценко) мрачно жалуется на повышенное нижнее давление. Бурчит, что вчера было 120 на 70, а сегодня 120 на 80.
Получаю номер 209. Регистрация окончена. Иду с Вячеславом Зверевым в спорткомплекс «Вымпел», где организованы камеры хранения, раздевалка, есть туалет и душ. Зверев (и Виктор Гордюшенко) - собиратели марафонских стартов большого радиуса (в географическом смысле). У обоих по тридцать с лишним марафонов только в этом году.
Одеваемся не торопясь. На ум приходит бессмертный хит от спортсменов мужеского пола: «Заклеиваю соски пластырем». Улыбаюсь сам себе и своим мыслям. Ем банан, запивая отваром шиповника. Входят жизнерадостные IRC-ишники: Александр Васильев (титул Чапай - капитан почти одноименной команды в суперматче IRC, Андрей Климковский (известный композитор и ночной бегун, в связи с исключительной занятостью выходящий на тропу в компании «небесных сфер» далеко за полночь, «когда весь город спит»), Сева Худяков (известный миру как восходящая звезда сверхмарафона from Russia), Виталий Лукьянов (собиратель марафонов малого радиуса). Мелькает Леня Бурыкин, солнечногорский абориген и капитан команды «Бурявестник». Сегодня этот статус обязывает ко многому. Вижу метростроевца Андрея Земцова, успевшего в этом году трижды стартовать в суточном беге. Подходит Андрей Седин, заявляющий, что главное не победа, а главное преодоление. И это так.
На душе спокойно. Все там будем. Готовность сто процентов. Ну, пора и на плаху. Выходим из спорткомплекса могучей кучкой. Зябко и сыро. Поеживаемся. Одеты легко. Андрей Климковский разминается по ходу движения. Чапай мудр, он успеет сделать это после старта. Сохраняем для истории свои еще живые и бессмертные лица, фотографируясь у входа на стадион.
До старта минуты. Напутственная речь от организаторов недолга. Участников около 70 человек.
Старт. Включаю навигатор. Виртуальный партнер установлен по 4.55 на километр. Начало дистанции проложено в городе. Плотная на старте масса быстро вытягивается в пелатон. Движение транспорта не перекрыто. После нескольких поворотов дороги механический голос машины ДПС предупреждает отчаянные головы, сглаживающие дистанцию перед бамперами авто, чтобы участники придерживались только правой стороны.
Начинаю из пяти минут на километр. Это не быстро, но достаточно, чтобы в итоге выполнить план. Впереди есть трудный участок, поэтому любой запас времени будет кстати. Задача максимум - пробежать за 3 часа 30 минут. Задача минимум - просто добежать. Без травм и с удовольствием. Через пару километров по прыгающему металлическому мостику попадаем в огороды и грязные переулочки, выводящие на шоссе. Чувствуется, что рельеф будет непростой. Лидирующая группа скрывается за складками местности. Как-то случайно пристраиваюсь за Виктором Гордюшенко. «Косматая» борода Виктора по-пиратски топорщится на ветру. Крепка фигура с широкой спиной усиливает образ лихого корсара южных морей. Мешает ли подобное достояние бегать в жаркую погоду? – приходит мысль. Зимой точно нет. Дует попутный ветер, и ветровка темнеет на груди от пота. Темп движения «возрастает» до 4.30-4.35 на километр. Пятый километр. Первый пункт питания. Вода и чай. Волонтеры подают стаканчики в руки. Виктор притормаживает у столика, я пробегаю мимо. За спиной слышатся чьи-то легкие шаги. Несколько километров бежим вдвоем. Интересно, кто «сел на колесо». Оглядываюсь. Сзади бежит мужичок заслуженного возраста с поллитровкой в руке. А у меня всего лишь махонький банан. Вывод отсюда простой: мужик явно круче, чем я.
Поселения сменяются участками пустынной дороги. На спуске догоняем тонконогого бегуна с гривой жестких волос. Трио сохраняется недолго. С первым серьезным подъемом, где навигатор показывает падение темпа до 5 м. 20 сек. на км, попутчики уходят вдаль сыгранным дуэтом. С этого момента и далее я бегу один, и «путь мой во мраке». Из низин наползают апокалипсические обрывки тумана. Пейзаж все более напоминает декорацию к фильму «Город Зеро». И даже машины встречаются реже и реже. Лишь серый призрак ДПС, в сине-красных сполохах, бесшумно проносится по дороге, проверяя, все ли участники придерживаются правой обочины. Мною овладевает странное чувство одиночества и нереальности происходящего. Неожиданно дети, стоящие на поле рядом с дорогой, завидев меня, выкрикивают: «Куда вы бежите, дядя?». Действительно, куда. Впереди никого не видно, сзади тоже. Дорога то проваливается вниз, то долго-долго ползет вверх, постепенно высасывая силы. Впадаю в транс. Кажется, что мое Я бежит где-то рядом и отдельно от тела. Стряхиваю наваждение. Так и под машину можно попасть. Пункты питания номер 2 и 3 пропускаю. Вот и 18-й км. Где-то здесь поворот на боковую дорогу. Кажется, здесь. С горочки и резко направо. Далеко впереди маячит, не приближаясь, фигурка какого-то бегуна. Качество покрытия все более ухудшается. Чувствуется, что этот участок дороги мостили еще в славное советское время. Велосипедист из группы поддержки, проезжая мимо, радостно заявляет: «Все, теперь домой бежим!!!». Да уж. И ведь всё еще впереди. Но радостно, что каждый шаг приближает меня к финишу. Пункт питания, привязанный к отметке 20 или 21 км. Пробегаю мимо без допзаправки, уточнив направление движения. «Туда-туда!» - машут волонтеры руками, указывая на грандиозный овраг, типа каньона Слепого Эдамса.
Начинается склон с травой, примятой колесами большого транспорта. Так. Это самая низменная часть дистанции. Ручей с переброшенными дощечками. Теперь вверх и вверх. По траве и грязи. На плечи неумолимо давит многотонный столб воздуха, которого в легких все же не хватает. Очередной километр проползаю за 6 мин. 30 сек. Созданный ранее задел в три минуты тает с каждым шагом. Поля, перелески, обильные лужи с глинистыми краями кончаются. Выскакиваю на асфальт. Виртуальный партнер впереди меня на 11 секунд. На пункте питания ребята дружно предлагают: «Возьмите банан!» Отвечаю как Фидель Кастро революционным жестом правым кулаком с заветным бананом: «Не, у меня свой!» Азимут бега изменяется. Ветер крепко встречный и холодный до безобразия. Двадцать шестой километр пробегаю медленно. Кажется, пришла пора восполнить запасы энергии. Откушенный банан не жуется. А-а. Сойдет и так, и глотаю кусок без лишних движений. В животе ощущается холод, как будто там поместилась скользкая лягушка. Сорок процентов боезапаса оприходовано. Остальное – на потом. Минут через десять становится легче. За спиной опять слышны приближающиеся шаги. Настигает группа из двух человек. Гордюшенко и бегун, одетый в трусы для зимнего закал-бега. Некоторое время держимся вместе. Нагоняем Андрея Земцова. Он бежит в своем тренировочном темпе. Приближаемся к высокому худощавому бегуну. А это Андрей Климковский. Нереально. Талант. До отметки 30 километров он бежал далеко впереди. На скромных беговых объемах. Проглатываю сноровистым движением остаток банана. Но почему-то легче не становится. Гордюшенко с попутчиком удаляются. Впрочем, не быстро. Я вижу, как адепт закал-бега отрывается от Виктора, растворяясь в пелене тумана. Виктор продолжает светить мне издалека путеводной звездой. Выбегаем на длинную дамбу у озера Сенеж. Ветер злобно дергает края расстегнутой ветровки. Очень холодно. Правый глаз почти перестает видеть из-за набежавшей слезы. Интересно, что потом сулит здоровью такая продувка? Последний пункт питания. Выпиваю стакан теплого сладкого чая. Повторяю маневр Виктора по смене обочины, выискивая промежуток в транспортном потоке. Волонтер указывает флажком на дорогу к берегу озера. Здесь пустынно и красиво. По озеру катят свинцовые волны. Жалко, что некогда оценить волшебный пейзаж у озера.
Ветер доносит голос диктора, приветствующего очередного участника на финише. Так, понятно. Оказывается, подбегаю к стадиону откуда-то с тыла. Навстречу бодро шагает с трофеями Слава Зверев. Салют! Вбегаю на стадион. Останавливаюсь. Ищу глазами хронометриста. Раздается сзади: «Э-э, еще круг по стадиону давай!» Сзади кого-то направляют туда же. Понимаю, что я замечательный раздражитель для догоняющего. Ускоряюсь вяло и безвольно. Голос диктора обращает внимание зрителей, что судьба очередного места решается на последних ста метрах. И она решается. Не в мою пользу. Сергей Стаунэ (как я узнал из протоколов) находит в себе силы для «последнего броска на юг». Я лишь добегаю. Результат 3 ч. 30 м. и сколько-то секунд. План как бы выполнен, но чуда не произошло. Сил, чтобы расстраиваться, нет. Эмоции сгорели по ходу дистанции. Получаю пакет с атрибутикой, симпатичной шоколадкой, соком и печеньем. Душевно. Организация замечательная. Волонтеры на пунктах питания, дающие стаканчики в руки, разметка дистанции, теплый прием на финише. Спасибо, «орги»! Подхожу к столикам с реанимирующим пайком. Шоколад, апельсины, лимоны и прочее. Беру чай. Пытаюсь выпить. Замерзшие губы не смыкаются. Женщина из-за столика сочувственно смотрит на мои попытки удержать рукой чай во рту. Спасибо. Все нормально. Через минуту прихожу в себя. Продолжается финиш тех, кто отстал совсем немного. Алекс-Про, Чапай, Климковский. Иду в раздевалку. Навстречу бежит Надежда Тарасова. Взгляд не по-женски целеустремленный. Финиширует победитель в женской номинации. Фантастика. Солидный возраст и такой результат. Мужчина из поддержки все объясняет: «Это же наша известная суточница. Для нее марафон одолеть – раз чихнуть». А-а, ну тогда конечно. Тогда без базара. Шоу подходит к финалу. На дистанции еще есть бегуны, но все они добегут до финиша. Хочется сказать уважительные слова в адрес капитана Чапая. Маладца! В таких жестких условиях пробежать с улучшением личника на двадцать минут – это просто здорово.
Переодеваюсь. Окончания церемонии не жду. Цель - на электричку и домой. Прихрамывая на левую ногу, медленно иду на станцию «Подсолнечная». Через полтора часа буду дома. Все хорошо. От сегодняшнего дня в памяти останется лучшее из того, что было. Каждый марафон хорош по-своему, но этот ни с каким другим не перепутаешь. 5-й солнечногорский «Тропами Блока». Согласны?

Назад к списку впечатлений