Назад к списку впечатлений

04.06.2011 Триатлон Словянска хвиля ivan_tzarevich 1,9+90+21,1 км 6:32.03

Триатлон в Переяславе-Хмельницком
Славянская Волна 4 июня 2011

Ещё недавно я вряд ли смог бы воспроизвести дистанции триатлона в правильном порядке. Бродили мысли о том, как бы разнообразить жизнь марафонца, которым я себя вот уже 3 (три) года самонадеянно считаю. Увидев объявление об эстафете Выборгмен в 2009, я предложил своим одноклассникам поучаствовать (плыть и ехать), они посмеялись и на этом дело тогда закончилось. Но, видно, зацепило: я приобрёл велосипед Felt Q600 (горный) и начал понемногу ездить. Не в плане подготовки, а так.
И вот настал тот судьбоносный день, когда одноклубник Forrest, наслушавшись какой-то психоделической музыки, заявил о своём желании готовиться к Ironman .И тут – рояль в кустах -подоспела регистрация на Tristar, триатлон в Эстонии.
А немного погодя ,так же ,случайно, я увидел объявление о триатлоне в Переяславе и зарегистрировался, от жадности, и на него тоже.

Плавать я не умел и не любил. В октябре 2010 я мог проплыть не более 100 метров. Друзья-одноклассники приняли деятельное участие в моей подготовке: они подарили мне на день рождения плавательную доску, тренировичные ласты и очки для плавания. Пригодились только очки - доски в бассейне есть, а плавать в ластах там запретили («Это оздоровительная группа, Вы можете кого-нибудь задеть»). Мой друг Миша Матвеев, в прошлом пятиборец, даже сходил со мной в бассейн ,чтобы посмотреть как я плаваю и показать, как надо. Естественно, не обошлось без книжки (Tarpinian).Так что, имея в виду чёткую цель-триатлон в Эстонии, я очень полюбил плавание. И пределом моих мечтаний было научиться проплывать 1 км. В марте на горизонте появился триатлон в Переяславе, где над было проплыть не один километр ,а два. Я подумал, что разница небольшая. С ноября ходил в бассейн два раза в неделю, и в конце мая проплывал примерно 1200 метров за 40-минутную тренировку. В мае купил гидрокостюм и успел поплавать в нём в открытой воде, в Кратовском пруду. Результаты испытаний обнадёжили: по крайней мере проплыть такую дистанцию я смогу и в контрольное время -1,5 часа – укладываюсь.

В соревнования по велоспорту я никогда не участвовал. Осенью 2010 впервые проехал 100 км ( за 5 часов), от Сергиева посада до Монино. С техникой я не дружу, так что попутно пришлось учиться крутить винты и менять лопнувшие камеры. Кстати, это оказалось увлекательным делом. Возможно, раньше проблема была в крайне низком качестве деталей и инструментов.
В декабре купил лыжи для конькового хода и гонял в будни в ночи, с налобным фонариком в Битце,а в выходные- днём- в Ромашково, получая удовольствие и помятуя, что многие велосипедисты зимой переходят на лыжи.

Первая велотренировка в 2011 случилась в конце марта. Ездил сначала по шоссе-от Новых Черёмушек до Ясенево и обратно- по часу, 1-3 раза в неделю.
С середины апреля стал ездить на Воробьёвы горы. Интересно, как меняются взгляды: пару лет назад думал «Хорошо бы там покататься . А как доехать? Машины, проспекты…» А сейчас: сел и поехал, -вроде, так и надо. В мае, в процессе велотренировок, стало ясно, что с такой скоростью я в норматив ( плавание +бег=5 часов) не уложусь - пришлось купить контактные педали и научиться на них ездить. Кстати, когда после триатлона мне пришлось временно вернуться на обычные педали я не мог поверить- как я ездил на них столько времени? Дико медленно, тяжело и неудобно.

С бегом у меня дела обстояли лучше, чем с плаванием и велосипедом: последний марафон, в Солнечногорске, я пробежал в 2010 за 3.26 – это придавало оптимизма. Но беговую подготовку я, тем не менее, не забросил ( и правильно сделал).

И ещё я включил в план немного ОФП ,2 раза в неделю по 10-15 минут: на ноги, пресс и спину.
Расписание тренировок было примерно такое:

Понедельник-отдых
Вторник -вечером бег( темповая или интервалы)
Среда- утром бассейн, вечером ОФП
Четверг- велосипед+бег (те самые «кирпичи»)
Пятница- утром бассейн, вечером ОФП
Суббота –велосипед +бег
Воскресенье-бег (длительная)

Всякий новый вид спорта оправдывает покупку новой книжки-руководства. На сей раз это был Tom Holland, The 12-Weeks Triathlet. Кстати, про ОФП – это я Holland’а начитался. Раньше думал, что хватит тренировок по «основным» дисциплинам. Так что до марта была раскачка, а тут пошла подготовка по плану. Цель я выбрал –финишировать, а тренировочный план (по книге)- на результат. Каким должен быть результат, я слабо представлял. Взял «с потолка» и из прошлогодних результатов Славянской Волны, рассчитывая прийти не самым последним : плавание 1,9 км-45 мин, велосипед 90 км-3.30, бег 21,1км-1.50. И минут по пять прикинул на каждый транзит.

План тренировок не был выполнен, в основном в части велосипеда. Нагрузки снижал из-за работы или из-за лени. Конечно, велотренировки лучше проводить рано утром, -мало машин- но если я лёг спать в 0 часов, то предпочту проспать до семи, чем встать в 5.30 и ехать. И считаю это правильным. Надо раньше ложиться и высыпаться. А не получилось – лучше пропустить тренировку. Плавал регулярно (в бассейне), но, с конца апреля, медленно- забеспокоился о том, что не преодолею дистанцию и свёл тренировки просто к непрерывному плаванию «из угла в угол» в течение отведённого времени (40 минут). Иногда с сеансом и дорожкой везло-было мало народа. Иногда народу – да к тому же бестолкового- было много. В последнем случае я радовался, что есть возможность плыть «в условиях реального старта», лавируя в толпе. В открытой воде провёл 3 тренировки, в гидрокостюме. Бегал довольно регулярно, даже почти все ускорения.

Двухнедельная фаза отдыха перед триатлоном не очень состоялась -у меня как раз было две недели отпуска- я не удержался и добавил объёмов по велосипеду и бегу в предпоследнюю неделю: max- 2 часа разминки+10 минут немного выше race pace.За неделю до старта последний раз поплавал в пруду, во вторник пробежался- и решил отдыхать. Ждать старта и ничего не делать -очень тяжело. В такое время хорошо встречаться с друзьями, ходить в кино -но как-то не сложилось в эти дни, надо наверное заранее всё организовывать.

Купил чехол для велосипеда. Оказалось- очень удобно. Снял переднее колесо- и вперёд. Даже на Киевской в час пик. До Киева велик доехал в чехле, на третьей полке. Ничем к ней не привязанный- лежал не шелохнувшись. Пограничники поинтересовались: «Что это?» --«Велосипед.» И даже не просили снять или открыть.

В Киеве поменяли рубли на гривны: на двоих хватило на три дня (две ночи в гостинице в Переяславе+еда+назад ,до Киева на автобусе) 4 тысячи рублей. Гостиницу «Пектораль» бронировали за месяц на две ночи, по приезде выяснилось, что бронь только на одну ночь, но номер нам потом нашли, всё устаканилось. Номер лучше брать 14- восьмой и десятый выходит окнами на автостоянку при гостинице и водители шастают под окнами. Однако, спал я перед стартом, и в поезде и в гостинице, прекрасно.

Осматривать трассу вместе со всей кавалькадой не поехал- 28 км накануне старта -это перебор. Вместо этой экскурсии мы съездили на такси, за 25 гривен, от клуба Адреналин,- посмотреть на дамбу-место завтрашнего купания. Никто из местных нам ,конечно же, не сказал, где всё это обычно проходит- но, всё равно полезно. Вернувшись в гостиницу, я оделся как на праздник и проехался вокруг площади по стрелочкам, пытаясь запомнить повороты трассы. Заснул в 22, проснулся в 5.40 и ещё подремал до 6. В 7 пошли на завтрак. Из того, что предлагалось, я съел макароны с подливкой, тефтельку с рисом, чай. Помидоры и масло есть не стал. Надо было, конечно, привычную мне еду для завтрака ( быстрорастворимую кашу и сладкие хлопья) взять с собой из Москвы. Ничего, всё обошлось.

Второй транзит находится на площади прямо перед гостиницей. (К слову сказать- от Киева прямо до гостиницы орги довезли нас на специально заказанном автобусе, по 30 гривен (120 руб) с носа. Иначе, пришлось бы с велосипедами путешествовать на метро от Киевского Южного вокзала до автовокзала.)
Итак, в день старта, после завтрака, я положил вещи для бега ( в том числе клубную маечку IRC, панамку и Гармин 305 ) в коробку на площади перед Горсоветом, сел на велосипед и покатил к дамбе, спрашивая дорогу у случайных прохожих.
А надо было сначала проверить, надёжно ли прикручены шипы, которые будут 4 часа удерживать мои велотуфли в контактных педалях…Один винт где-то выпал и на финише велоэтапа я едва не шлёпнулся на асфальт.

На дамбе для триатлонцев постелили ковровую дорожку ,прямо до воды. Так что никакие колючки и битые стекла нам не страшны. Приготовил всё: велотуфли, шлем, перчатки. Запомнил, где мой велик стоит. Хотя это, наверно, лишнее -он же один в транзитке останется, когда я из воды выйду –вряд ли кто из этих монстров плавает медленнее, чем я. Гимн Украины, напутствие православного священника -- и мы побрели в ту сторону, где на синей глади Каневского водохранилища, под огромным чистым небом маячили оранжевые буи (числом два: третий , у берега, поставили, когда все уже стартанули) . Шедшие рядом уже плыли, а я всё шёл. Не то, чтобы страшно, а просто воробью по колено. Но потом, конечно, поплыл и я. На первом круге с курса постоянно сбивался. Все ( почти) уплыли далеко вперёд, никто не толкается- греби себе и греби. Не ускоряюсь- кто его знает, что там дальше, не будем рвать. Перед поворотом , возле буйка, перехожу с кроля на брасс, чтобы размять ноги, секунду передохнуть и оглядеться- и дальше. Перед выходом на берег проплыл несколько метров брассом. Чтобы на суше ноги не свело. Иду к первому транзиту, главное -- не споткнуться и не упасть. Оба на –а я не последний! Долго не мог расстегнуть ворот гидрокостюма. Зрительница помогла, спасибо ей. Сел на ковёр рядом с о своим велосипедом, стянул гидрик, обулся в велотуфли, запутался в поясе с номером- всё время он получался вверх ногами. Намазался кремом от загара и поехал.
«Садитесь на велосипед за линией!». ОК. Скорости заранее установил так, чтобы легче было крутить. До центра города ехал на 2*4, 2*5 (да простят мне пуристы незнание числа зубьев на передачах) , чтобы разогреться. Маршрут, действительно, несложный, много указателей: белые стрелки на асфальте (Bike,Run) и желтые таблички на столбах. Но надо заранее «пройти» его по карте со знающим человеком. Мне очень помог в этом Андрей Чердинцев.

Вопрос питания на трассе я всё время откладывал и .в результате, никакие гели и батончики на тренировках не попробовал. На предстартовом брифинге можно было что-то купить, но я решил не рисковать. Налил во флягу Регидрон ( надо было взять две фляги , но я понадеялся на пункты питания), а в задние карманы стартового костюма сунул по половинке тульского пряника. Надо намекнуть тулякам, что за такой product placement их сувенирной продукции они должны меня, как минимум, снаряжать на соревнования. И очень хорошо пряник с Регидроном пошёл. Волонтёры были на высоте--всё во-время, прямо в руки: вода, бананы. И напиться и облиться и физиономию протереть.

Через площадь-и на окраину города и дальше -- по шоссе. Липы уже цветут. Красота! Шоссе в тени, поэтому, несмотря на 35*С –вполне терпимо.
Правда, на втором круге не вписался в поворот- выскочил не просто на встречку, а на бордюр- кого-то даже слегка задел, виноват. В середине второго круга начал заниматься арифметикой и вычислил, что времени -в обрез. Хорошо ещё, что вторая часть круга, в сторону города, под горку. Можно разогнаться да 32-35 км/ч. В гору, хоть уклон и небольшой, с трудом получается удерживать 22-23 км/ч.Так что, когда я добрался до второго транзита я понял- наконец-то! Даже если бежать по 5 на км-времени завались.
Решил действовать по заранее утвержденному плану и переоделся: сменил стартовый костюм на трусы и майку. Ехать в стартовом даже в такую жару хорошо, обдувает. А бежать- запаришься. По-моему. Большинство из тех, кого я обгонял на беговом этапе ( а на других этапах я никого и не обогонял), просто перегрелись. Странно, что на пунктах питания не было ничего солёного. Хоть я и раздухарился поначалу, но к 14-му км почувствовал томность какую-то. Потянуло на солёное. Ан нету! Но чудо волонтёрки,-- те, что дежурили на стадионе, достали мне соли! « А зачем Вам сiль?» спрашивают, --Все сладкое просят… « Попытался объяснить за 10 секунд физиологию и патофизиологию, пока растворял эту соль в бутылке с водой .Слушали с интересом, задавали вопросы с мест. Короче, два глотка по 50 мл гипертонического раствора хлорида натрия помогли-я двинул со стадиона в сторону финиша, обгоняя запоздалых пешеходов, смело и пружинисто наступая на стыки бетонных плит.