Назад к списку впечатлений

Впечатления — Art — Athens Classic Marathon
05.11.2006 Athens Classic Marathon Art 42,2 км 3:50.00

5 НОЯБРЯ 2006 ГОДА. ATHENS CLASSIC MARATHON.
Олимпийская трасса. Солнечно, ветер, +3…+12.

ИСТОРИЯ
Для меня первая встреча с марафоном состоялась более 30 лет назад. Хорошо помню учебник по истории древнего мира, Греция. На рисунке здания с колоннами, люди в хитонах и человек в летяще-падающей позе посередине площади, почему-то в полном боевом вооружении: в доспехах, с круглым щитом и с греческим гребастым шлемом на голове. «Радуйтесь, граждане Афин, мы победили!». Длина дистанции не умещалась в детском воображении, но цифра запомнилась на всю жизнь: 42195 м. Осталось стойкое убеждение, что те, кто бегает на длинные расстояния могут от этого умереть, и запомнилось слово «Марафон». О возможности пробежать по исторической трассе тогда даже не мечталось.
Несколько лет назад, когда я заинтересовался идеей бегать марафоны за границей, неожиданно для себя, наткнулся на Athens Classic Marathon – пробег от Марафона до Афин по классической трассе. Я, конечно, загорелся желанием и при первой же возможности (год назад) подал заявку. Поездка отменилась буквально за пару недель до выезда, что надолго ввергло меня в уныние. И в этом году не все благоприятствовало, но все-таки до Греции я добрался.

ТРАССА
Как написано в рекламном буклете: «У вас есть уникальная возможность пробежать по марафонской трассе первой и последней Олимпиад». Трасса от Марафона до Афин идет 10 км вдоль восточного побережья Греции, поворачивает в горы и после 20 км непрерывного подъема проходит через перевал, затем идет вниз, к финишу. Финиш – на Панафинском стадионе, реконструированном в древнегреческом стиле к Олимпиаде-2004.

КСТАТИ, О ПОГОДЕ (И НЕ ТОЛЬКО)
В Афинах главным сюрпризом была погода. В день регистрации было очень тепло, +25, я даже искупался в море и всерьез подумывал о том, что как бы не перегреться во время бега. Следующее утро показало, что ситуация будет совершенно другой, и думать надо не о перегреве, а о переохлаждении. В Грецию пришло похолодание, как говорили местные – такого не было полвека. Не смотря на яркое солнце, температура держалась в районе +5-8. Так как у меня в багаже была только легкая летняя форма, пришлось срочно искать что-то теплое в местных спортивных магазинах.
В Афинах мне не довелось потренироваться. Город совершенно не приспособлен для пешеходов, тем более, для бегунов. Узкие тротуары, заставленные припаркованными автомобилями, частые перекрестки, на которых постоянно скапливаются гудящие и чадящие пробки, к тому же на каждом шагу – бездомные собаки. Так что вместо бега я «подтачивал» готовность утомительными пешеходными экскурсиями вокруг Акрополя.
Свой стартовый пакет и номер я получил в одном из павильонов Олимпийского гребного канала. Также здесь удалось оформить бесплатный проезд на всех видах транспорта до 7 ноября. Это было обещано всем участникам марафона, но получали только те, кто специально просил.
Сама организация регистрации мне не понравилось. Не то, чтобы работа была плохо организована… Побывав на нескольких международных марафонах, я привык, что рядом с выдачей номеров обычно организуется обширная торговля спортивными товарами, с выставками новинок, консультантами и т.д. В такой торговой стране, как Греция, это тем более было ожидаемо. Однако было пусто. В огромном ангаре сиротливо смотрелся стенд с энергетическими батончиками Nestle и совершенно пустая стойка Adidas.

УТРО СТАРТА
Проснулся в 5 утра. Накануне в обед я «уместил» в себе большую порцию спагетти. Этого хватило, чтобы не только к ужину, но и к завтраку у меня не было никакого аппетита. Я вяло впихнул в себя бутерброд, оделся и, подгоняемый утренним холодом, направился к Панафинскому стадиону. Там уже собралось множество бегунов, которые достаточно оперативно рассаживались по автобусам, направляющимся к месту старта.

ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ (ЭКСКУРСИЯ ПО ТРАССЕ)
Самое удручающее впечатление оставила эта поездка. Автобус едет от финиша к старту по самой трассе. В темноте автобуса стоит гул разговоров. Справа громко (с добавлением рук) общаются итальянцы. Сзади кто-то регулирует дыхание свистящими выдохами. Впереди мужичок по-театральному громко вздыхает, периодически «чистит» воздух, и почти постоянно пытается что-то насвистывать, наверное, для успокоения нервов. Сам автобус, ревя двигателем, лезет в гору, и это прекрасно, потому что это означает, что на этом участке мне придется бежать под уклон. Но что-то подозрительно долго мы едем в гору. Я вглядываюсь в утреннюю темноту за окном и скоро вижу, как мы проезжаем портал. 35 км! А я уже думал, что мы скоро приедем…
Еще несколько километров подъема, и наступает тишина. Автобус взбирается на перевал и через туннель начинает катиться вниз. Бесконечно долго автобус едет с горы накатом, лишь на редких ровных участках подрабатывая двигателем, чтобы не терять скорость. Через долгие промежутки времени мы проезжаем порталы, отсчитывающие 5-километровые отрезки. И я с ужасом осознаю, что обратно-то придется лезть в гору, причем, на собственных ногах. Так что уверенности в своих силах к концу поездки у меня поубавилось.
Автобус финишировал на марафоне со временем порядка 55 мин.

ГОРОД МАРАФОН. СТАРТ
Нас высадили буквально в чистом поле. Выйдя из автобуса, я мгновенно замерз под пронизывающим ветром. На переднем плане раскачивался полусдутый стартовый портал, рядом с ним стояло большое табло с указателем температуры воздуха (+3), вдалеке слезящиеся глаза еле-еле разбирали какие-то строения. Оживившиеся на холоде мозги быстро подсказали, что в стартовой зоне был обещан стадион для разминки, а к нему прилагаются раздевалки. Почуяв, что там можно согреться, я рысцой побежал на поиски. В обнаруженном здании удалось пристроиться посидеть на полу в женской душевой.
До старта (в 8:30) оставалось еще полтора часа. До 8:00 предстояло сдать одежду и все «гражданские» вещи, которые пока сохраняли мне какие-то остатки тепла, и остаться в том, в чем я буду добираться на финиш. Делать было нечего, я потихонечку массировал мышцы ног и оглядывал плотную толпу, окружающую меня.
Может быть я поотстал от передовых тенденций подготовки к марафону, но основное слово, которое звучало вокруг – Energy. Люди непрерывно жевали энергетические батончики, тут же запивали из бутылок энергетическими же напитками, лезли в рюкзаки, доставали новые порции «энергии». Я чувствовал себя чужим на этом «празднике жизни» и сиротливо вспоминал свой жалкий завтрак, который, собственно, уже покинул желудок. Воображение услужливо рисовало картины, как эти бегуны, накачанные под завязку энергией, стремительно уходят вперед со старта, и я остаюсь один на один с трассой, не имея никакого питательного резерва.
Где-то через полчаса был нанесен еще один удар по моей уверенности. Окружающие, как по команде, начали дружно поливать свои конечности аэрозолями и усиленно их растирать. В воздухе отчетливо пахнуло препаратами на основе змеиного яда. Буквально перед моим носом, дрожа от холода, растирала икры высокая девушка скандинавского вида. Так как запах из ее аэрозоля был более приятен российскому носу, чем змеиный яд, я показал ей жестом, что лучше бы она эту жидкость пшикнула себе в рот. Девушка неожиданно громко заржала (было похоже на лошадку) и почему-то отодвинулась от меня.
В намеченный срок я быстро переоделся, заклеил и смазал все критические места и трусцой побежал к месту сбора вещей. Через несколько минут путь к отступлению отрезан: вещи сданы, теперь впереди только дорога в один конец.
Пробежав километра три по стадиону, я слегка разогрелся, и даже мелькнула мысль, не стоило ли мне побежать в короткой форме. Но дул сильный ветер (хотя и попутный), на термометре горели цифры +3,5, так что расслабляться не стоило.
Где-то в 8:25 я отправился к месту старта и быстро разместился где-то в конце своего эшелона (бегуны делились на группы по заявленному результату). До старта было достаточно далеко. Вокруг стояла плотная толпа. Многие по-прежнему что-то пережевывали и прихлебывали цветные жидкости из больших бутылок. Большинство утеплены полиэтиленовыми пакетами, причем не только тело – вижу что-то типа полиэтиленовых юбок. Где-то впереди кто-то слабым голосом зачитывал краткое приветствие, затем раздалось короткое шипение, и мы потихоньку зашагали вперед.

МАРАФОН (БЕГ)
Из финишной статистики я узнал, что на старте собралось около 2500 бегунов. Это немного по сравнению с большими марафонами, собирающими 2-3 десятка тысяч, так что до стартового портала я добрался шагом за 3 минуты, пустил секундомер, вокруг стало посвободнее и появилась возможность бежать. Скорость пока небольшая, я осторожно посматриваю за попутчиками и, лавируя, пробираюсь вперед.
Отметка 1 км. Вижу, что бегу где-то по 5 мин/км, перебираюсь на придорожный тротуар, здесь почти никто не бежит… параллельно мне. В основном мой путь пересекают по диагонали. Наблюдаю массовый забег по окрестным кустам. Видимо, поборники энергетической подпитки в массовом порядке бегут сбрасывать излишки энергии.
Я уже разогрелся и избавляюсь от дополнительной футболки. Большинство народу вокруг по прежнему бежит в целлофане, замечаю людей в длинной форме, чуть ли не в толстых штанах с начесом. Интересно, как они будут себя чувствовать километров через 5-10?
Меня всегда интересовал вопрос, в чем разница между первой трассой в 1896 г. и современной, где эти мифические 2-3 км, которые потом добавили в Лондоне? А вот и ответ на этот вопрос. В районе 4-го км вижу указатель налево на городской пляж Марафона. Неожиданно выясняется, что нам бежать как раз туда. Тут последовала маленькая накладочка со стороны организаторов: направили бегунов не в тот коридор, в результате элита, которая уже возвращалась с ответвления от трассы, пробивалась сквозь ряды любителей на встречных курсах. Мы оббежали курган в честь воинов, погибших в Марафонской битве, и возвратились на трассу.
Первый пункт питания. Хватаю бутылочку с водой. Подтвердились мои подозрения насчет того, что на трассе не будет твердого питания: никаких бананов-цитрусовых, зато на последних столах стоят бутылки с энергетическими напитками.
Настроение отличное. Трасса ровная, вокруг поля, вдалеке впереди поднимаются нестрашные пока горы.
На 8-м км первая тренировочная горочка. Пологий подъемчик длинной в километр, который почти не замечаешь. Появляется иллюзия, может, все горки такие – тогда бояться нечего.
Отметка 10 км. Пункт питания. Беру бутылочку энергетика и осторожно делаю пару глотков на пробу.
Здесь стало ясно, как на этом пробеге реализована идея PaceMaker’ов. На обочине стоял велосипедист, с табличкой 4:00. Велосипедист попивал водичку и поглядывал на часы. Понятно, что бегущие на 4 часа добегут до 10 км в районе 57 минут. Велосипедист дождется этого времени от начала старта и начнет движение, поддерживая скорость по спидометру. Кстати, не понятно, если я планирую бежать быстрее, то как мне догнать моего PaceMaker’а?
Трасса пока идет вдоль побережья. Бежим прямо на солнце. Между деревьями открываются красивые виды на море, вдали – острова. Изредка пробегаем маленькие деревни. Местные жители мелкими кучками стоят у обочины и подбадривают бегунов криками «Браво». Замечаю, как маленькая девчушка протягивает мне оливковую ветку, хватаю ее. Бросить жалко, прикрепляю ее на ремень очков.
С небольшим уклоном в гору трасса потихонечку уходит от побережья. Сразу меняется ветер. Попутный до этого, теперь он дует в лицо, и я тут же радуюсь, насколько я оказался прав, что оделся в теплую майку. Мало того, приходится натягивать длинные рукава, чтобы закрыть пальцы.
Очередной пункт питания. Организм против энергетика не протестует, так что я уже делаю 4 полноценных глотка. Кстати, надо сказать, что на этой трассе я на себе почувствовал полезность минерализованных энергетиков. Во-первых, не было энергетических провалов по самой дистанции, во-вторых, после марафона совершенно не было обычной «ломки», которая, видимо, вызывается нарушением минерального баланса в клеточным-межклеточным пространстве.
Однако возвратимся на трассу.
На 12-м км из-за поворота показывается настоящий подъем с хорошим уклоном. Видно, на сколько растянулись марафонцы и как тяжело дается бег в гору. Стараюсь не снижать скорости, преодолеваю километр за 5:30, а по самочувствию понимаю, что это было слишком быстро: даже не радует последовавший следом спуск.
Затем следует несколько подъемов подряд. Это уже серьезно. Начинаю понимать, что поддерживать запланированную скорость в гору не сумею. Потихоньку перехожу к плану «В» и прохожу подъемы медленнее. Становится немного полегче.
15 км. На подъеме нагоняю первого идущего. С виду крепкий парень с хорошими плечами. Он резко начинает бежать параллельно мне, держится метров 100, потом машет руками и останавливается на обочине.
Трасса изобилует поворотами, поэтому глазам открывается только небольшой участок трассы. Может, это и к лучшему.
На 20-м км начинается затяжной крутой двухкилометровый подъем. Вижу бодро идущих впереди трех старушек. Обгоняю, оборачиваюсь: с номерами. Далеко забрались.
Слышу сзади приближающиеся шаги. Меня, как стоящего, обходит пара бегунов. Очень мощный бег, несмотря на подъем, на глаз быстрее, чем по 4:00. Откуда здесь, на середине дистанции? Кто-то из опоздавшей элиты?
На полумарафоне время 1:50. Чувствую себя нормально. Но впереди самые трудные 10 км. Трасса огромными ступенями поднимается вверх. Преодолеваешь подъем, немного отдыхаешь на ровном участке, затем опять – в гору. В лицо дует порывистый ледяной ветер. Изредка приходится закутывать кисти рукавами.
25 км. На пункте питания вижу, как попутчики хватают энергетические батончике Nestle. Не представляю, как можно с пересохшим горлом пропихнуть в желудок спрессованные зерна, политые карамелью. Также вижу столик с гелем GU. Сомневаюсь, но все-таки не рискую брать: продукт неизвестный, мало ли что будет. Сам по-прежнему в небольших количествах пью энергетики.
27 км. Пробегаем небольшой городок Pallini. Издалека слышно, как звучит «Сертаки». Музыка слегка поднимает настроение, бежать становится полегче. С тоской вспоминаю Парижский марафон, где на каждом километре была какая-нибудь развлекательная группа.
30 км. Городок Stavros. Городские часы бьют 11 часов. Пытаюсь прикинуть за свое время на финише, но бросаю это занятие, потому что мысли путаются, к тому же впереди самая крутая часть подъема.
На перевал трасса выходит через тоннель с очень большим уклоном. На сколько хватает глаз – впереди одни спины, дорога упирается в небо. Справа очень много идущих шагом. Слева, за разделителем открыто движение, водители приветствуют гудками. Укорачиваю шаг, упираюсь взглядом в асфальт перед собой и упорно передвигаю ноги в постоянном темпе. Минута, вторая, третья. Уже теряю счет времени, когда понимаю, что бежится намного легче. Осторожно смотрю вокруг и вижу, что я выбрался, бегу уже по дороге без уклона, а впереди, о чудо! многокилометровый спуск. Тут, пожалуй, я слишком расслабился и совершил ошибку. Видя множество попутчиков, которые даже на спуске продолжали идти шагом, я не выдержал и практически изо всех сил побежал вниз.
Мне даже казалось, что мой легкий бег продолжится до финиша. Но к 35 км уклон вниз уменьшился, и тут я почувствовал, насколько тяжелые у меня ноги.
Так что потерпеть пришлось по полной программе. Особенно трудно пришлось на 38 км. Трасса идет уже по Афинам, солнце нагрело асфальт, слева доносит выхлопные газы скопившихся машин. На перекрестках вижу, как водители, выйдя из своих авто в голос ругаются с полицейскими, прося их пропустить через перекрытые проезды. Изредка меня обгоняют, но замечаю, что в общем – держусь в потоке. И стало немного легче.
40-й км. Пробегаю мимо памятника Филиппидису. Здесь неподалеку отель, в котором мы остановились, так что места знакомые, и я расслабляюсь.
Где-то за полкилометра до финиша меня нагоняет группка бегунов с английскими флагами в руках. Бегу за ними и предлагаю им финишировать в танце «Сертаки», чтобы не так скучно было. Ребята неразборчиво мычат, пытаются прибавить, а потом кто-то говорит, типа: «Попробуй, мужик, хотя бы продержаться нами, и финишировать без нашей помощи». Звучит это грубо. Я резко злюсь и буквально в три шага ухожу вперед, продолжая ускоряться. Последний поворот, и передо мной разворачивается чаша Панафинского стадиона. Беломраморные трибуны ярко сияют под лучами солнца, беговая дорожка – черного цвета. Впереди на финишной прямой достаточно много бегунов, я понимаю, что можно обойти их всех и, не снижая скорости, перехожу на 4-5 дорожку и молочу изо всех сил. Трибуны начинают резко шуметь. Метров за 40 до финиша впереди уже никого, только какой-то мужик в финишном створе стоит на коленях и целует мат ChampionChip. В общем шуме различаю, как с трибун меня зовет Инна, поворачиваюсь, пытаюсь махнуть рукой, одновременно начинаю смещаться по диагонали к первой дорожке, чтобы не столкнуться с бедным молельщиком, перепрыгиваю через его руку, слышу писк регистрации времени, останавливаю часы. ФИНИШ! На секундомере 3:49:59. Кстати, одним из положительных итогов этого марафона является то, что моя жена, Инна, была так потрясена моим бурным финишем, что едва успела пару раз поймать меня в кадр.

РАДУЙТЕСЬ, МЫ ПОБЕДИЛИ!
Вот и все. Сезон закончен. Я возвратился в заснеженную Москву. Впереди долгая зима, а затем – новые трассы.

Назад к списку впечатлений