Можно очень долго жить в городе и знать о нем что-то одно. Например, толчею, суматоху, людей, дошедших в индивидуализме до крайностей и суету, необходимую, но не дающую ничего ни уму, ни сердцу.
А можно однажды вырваться за пределы привычного поведения и отколоть что-нибудь неожиданное. И – как следствие – увидеть мир с другой стороны. На этот раз неожиданное приняло вид ночного пробега по Москве. Это для меня это был первый опыт такого рода – раньше я представлял себе, что ночная Москва – это, в основном, город кабаков , казино, пьяниц, бомжей, и автомобилистов.
Оказалось, что это совершенно не так. Как и все по-настоящему серьезные открытия, это было сделано случайно. Случайно услышал, что бывают ночные покатушки, наобум искал, где ни попадя, нашел (как дальше выяснилось) совсем не то, что искал... Но…
Но это было просто замечательно! Сомнения меня терзали практически все время – пока я собирался дома, пока ехал на велосипеде к метро, пока проходил через турникет..
Кстати, насчет турникета – может, кому пригодится. В метро нельзя ездить с велосипедом, по правилам. А как быть, если нельзя, но очень надо? Тут поможет тонкое знание физиологии и психологии контролерш при турникетах. Физиологически, у них очень узкий угол обзора, модифицированный для наблюдения непосредственно за аппаратами. Поэтому, когда ты входишь в вестибюль, покупаешь карточку и идешь к турникетам – они на тебя не реагируют. В поле их наблюдения ты попадаешь только в метре перед турникетом.
Тут надо действовать быстро и решительно, тут уже психология. Во-первых, на голове желательна бандана (как вариант – можно быть бритым налысо). Во-вторых, нижнюю челюсть надо максимально выдвинуть вперед, а с лица убрать даже намек на интеллект. В-третьих, надо одним движением правой руки вставить карточку в аппарат, а левой, взяв велосипед за раму и уперев его седло в бедро, приподнять его параллельно полу и перпендикулярно корпусу выше уровня турникета. После чего быстро и уверенно форсировать преграду. В результате, раздается одиночный неуверенный свисток в след – явно просто для очистки совести. Ни пускаться в погоню, ни бросаться наперерез при таком раскладе контролерши не решаются. Милицию тоже не вызывают – видимо, это нарушение еще не дотягивает до порога вызова. Метод опробован примерно пять-шесть раз и сбоев не давал. Серьезный недостаток – не годится для девушек.
Впрочем, я отвлекся, история не об этом. История о том, как, появившись в 11-45 вечера на метро Коломеская возле кинотеатра Орбита, я обнаружил очень много народа самого разного вида. Почему я в выше написал, что «нашел совсем не то, что искал» - искал ночные покатушки роллеров по Москве, а нашел, как выяснилось, форум клуба любителей бега IRC (http://maraforum.fastbb.ru/). В итоге, я, в качестве велосопровождения присоединился к ежегодному ночному пробегу «Бег в летнюю ночь». Сперва, я чувствовал себя несколько неловко в предстартовой суете – как-то рефлекторно хотелось к кому-то подойти, отрапортовать «Типа, прибыл», получить поощрительное похлопывание по плечу или что-то в этом роде. А кругом кипела активная деятельность и на меня особо внимания не обращали. И это было правильно, по большому счету – насколько я понял, до старта еле успели разобраться со всеми делами и погрузить в машину вещи бегунов. Зато после старта ситуация изменилась. Оказалось, что не так обязательно представляться, что можно потрепаться на ходу о жизни с любым из участников пробега и сопровождения – я был там не единственным велосипедистом. Люди подобрались на редкость теплые и открытые, уже через пятнадцать минут я окончательно перестал ощущать себя новичком, с бухты-барахты свалившимся в совершенно незнакомую компанию.
Совершенно замечательным человеком даже в этой теплой компании оказалась девушка Надя – душа коллектива, некоторые говорили, что решили бежать только из-за того, что она будет – и я их понимаю. Человек с редким количеством внутреннего света, искренне переживающий за окружающих – знакомых и незнакомых, настолько открытый, насколько я сам хотел бы быть. Когда-нибудь. Например, она отдала мне свой шлем. Не на голову, а в велорюкзак. Вот любой из вас отдал бы на сохранение совершенно незнакомому человеку, которого впервые видит ночью на пробеге где народу человек 30-40 дорогую и, в принципе, нужную вещь? Ась? Агась. И я о том.
Не знаю, возможно, такие вещи для многих ни о чем не говорят, но мне сразу вспоминаются наши походы по Крыму в начале 90-ых годов и их особая атмосфера, когда мы вставали рядом с незнакомыми людьми и уходили купаться, не беспокоясь за свои вещи – и они поступали так же. И вспоминается, как в конце 90-ых все испортилось, и мы начали озираться на соседей. Не просто так.
Надя же спасла меня от ощущения полного собственного идиотизма. Дело в том, что на форуме в преддверии забега упоминалось, что приветствуется помощь в смысле размещения вещей бегунов. Я как-то не сообразил, что речь идет об автовладельцах и явился на пробег с 40-ка литровым велорюкзаком, который был совершенно, как выяснилось, никому не нужен и дико мешал. Вот и чувствовал я себя полным дураком – я там один такой был – пока Надя не положила мне в рюкзак свой шлем – какая-никакая, а польза от него возникла и я успокоился.
В спортивном плане меня поразили меня трое роллеров, которые сразу со старта рванули вперед, и за которыми я некоторое время держался. Как выяснилось, держался только потому, что было много переходов и светофоров. Как только мы выехали на набережную – они рванули так, что я не смог их догнать. На велосипеде. Торкнуло.
Гнать на велосипеде по ночной Москве – совершенно особенное удовольствие. Видя в ночном сумраке знакомые по дневной жизни места, обычно кипящие суетой, а сейчас – тихие и пустые, ощущаешь себя как бы вне обычного времени. Это – тайм-аут, моменты когда ты свободен и другие, кого ты можешь встретить, тоже свободны – от НЕОБХОДИМОСТИ что-то делать. Если ты на улице ночью – то только по собственному желанию, не по делу. И эта атмосфера свободы, тайм-аут необходимости, удивительно действует на всех. Даже милиционеры не останавливают людей, бегущих и едущих, пересекающих оживленные днем трассы порой совсем в неположенных местах. Автомобилисты – тоже пропускают, некоторые даже приветствуют гудками. Наверно, потому, что никто никуда не спешит – ночной Москвы хватает на всех, в отличие от дневной.
То рядом с нами, то чуть обгоняя, едет машина сопровождения – в ней сопровождающие (вернее, сопровождающий, с ником Andrew – из чего делаю заключение, что мирское имя, скорее всего, Андрей). Сначала я не обратил внимания на машину и когда километров через десять после старта увидел перед собой на набережной совершенно незнакомого человека, протягивающего мне бутылку с водой – «Чай, кофе, шампанское?» - протормозил по-полной – сперва чуть не упал с велосипеда, потом чуть не брякнул – «Почем?». Позже, возле храма Христа-Спасителя (который, кстати, ночь выглядит весьма величественно) , Андрей (буду его так назвать, если что – прошу прощения) организовал целую акцию по встрече с нами – отлавливал случайных прохожих и пытался привлечь к раздаче воды. Прохожие испуганно шарахались – видимо, это были дневные люди.
Потом мы с еще четырьмя велосипедистами успешно пролетели мимо нужного моста и мчались по ночной набережной, пытаясь «догнать своих», помогали под мостом четырем велосипедистам с BMX-ами (велосипедами для прыжков и прочих выкрутасов) чинить пробитую шину, любовались прыжками, которые по дороге устраивал один из наших – к сожалению, совершенно не знаю, как его зовут. Он прыгал с бордюров, спускался и поднимался на велосипеде по лестницам и вообще вытворял всякие чудеса.
Потом, у станции Воробьевы горы нам попалась замотанная Надя – естественно, разыскивающая нас, потерявшихся. Нас разыскали и направили на путь истинный. На улице Косыгина (той, что поднимается противным тягунком на смотровую) у меня внезапно кончилась батарейка. Не энерджайзер, отнюдь. Сдох и в итоге пер в горку позорно на первой-второй передаче. На смотровой мы оказались впятером – я, один бегун (Сергей?) и еще одна потерявшаяся на трассе пара - девушка-роллер (Аня) и молодой человек на шоссейнике.
После этого наш пробег превратился в задание по ориентированию на местности. Конечной точкой маршрута были Андреевские пруды, и мы их честно искали. Не знаю, на шли бы в итоге или нет, но в критический момент из темного переулка нам на перерез выкатился единственный участник пробега, стартовавший и финишировавший на … самокате. Но это был серьезный самокат, я вам доложу, аппарат, внушающий уважение при первом же знакомстве. Хозяин самоката внушает еще большее уважение, поскольку в его возрасте большинство соотечественников полагают активную спортивную жизнь завершенной и переходят к фигурному сидению на скамейках и художественному ворчанию. Хозяин самоката, полагаю, мог вполне дать фору многим моим офисным знакомым в большинстве спортивных дисциплин.
Он-то и указал нам правильную подворотню, и, после пятиминутного спуска по крутому серпантину, в темноте, разгоняемой лишь фонариками, мы вылетели к Андреевским прудам. Там-то, на берегу ночного пруда, («Вы не поверите, там – лебеди!!» - восхищенно тыкала рукой в его сторону Надя) пробег и финишировал – чаем, тортом, музыкой и.. шампанским.
Сидели и гуляли еще где-то час, потом приехали роллеры. Их привели те самые трое, что в самом начале рассказа умчались от меня по набережной. Потом мне стало совсем завидно – роллеры сразу расположились буйным и веселым табором, заявили, что чай они не пьют и начали пить не чай. Я с грустью, хорошо знакомой автомобилистам, поглядел на велосипед, который в отличие от роликов, в рюкзак не спрячешь, и решил ехать потихоньку в сторону дома – дабы устоять перед соблазном. Что интересно – после Косыгина я думал, что ноги попрощались со мной окончательно, но после отдыха в беседке, оказалось, что все это ерунда.
В шесть утра я уже садился в электричку на Савеловском вокзале, бормоча, что главное – не прислоняться к стенке вагона и не закрывать глаза. Не прислоняться и не закрывать… Не прислоооааауу..
В завершении отчета хочу сказать спасибо всем тем людям, благодаря которым это стало возможным, которые открыли для меня ночную Москву и составляли компанию, спасибо, спасибо вам!
Полагаю, я теперь постараюсь почаще бывать «ночным человеком» и как-то не потерять контакт с этими людьми, хотя бегать ногами, как это делают они, я, к сожалению, не способен. Но это не главное…