Черкассы – областной центр на Украине, находится в 150 км от Киева. Восточная его часть расположена на живописных берегах Днепра. Навестив родителей в Киеве, мы решили отправиться в этот город для участия в пробеге, о котором узнали из календаря в «Бег и Мы». Приехав на ж/д вокзал в пятницу вечером, я решил позвонить организатору соревнований.
- Здравствуйте, мы на пробег к вам приехали.
- Поздно уже, завтра старт, все протоколы уже составлены.
- Как это поздно? В вашем информационном релизе не было указано о сроках приема заявок. Я месяц назад звонил, мне сказали, что соревнования состоятся.
-Вы откуда приехали?
- Из Санкт-Петербурга.
- Это ж так далеко!
- Да, неблизкий путь, 1200 километров проделали.
- Ладно, подъезжайте, но мест в общежитии для вас уже нет.
- Да нам и не надо.
-А сколько вас?
- Трое. Я, супруга и ребенок.
- У нас дети не участвуют.
- Я знаю. Она и не будет. Ей только восемь месяцев исполнилось.
- Как восемь месяцев? А если что случится, кто отвечать будет?
- Вы мне адрес скажите, куда подъезжать для регистрации.
- Как вы с таким ребенком приехали?
- Послушайте, уважаемый товарищ, мы сами разберемся.
- На первом троллейбусном маршруте проедете восемь остановок, потом направо три квартала пройдете, спросите общежитие, на первом этаже наша судейская команда.
Судейская комната представляла собой маленькое подсобное помещение общежития, вся обстановка которого напоминала об успехах советского бегового движения 80-х годов. Нас встретил организатор соревнований – спортивного вида старичок лет 70-ти, всем своим видом показывающий недовольство нашим нежданным приездом. Мотивировка – необходимо было заблаговременно, еще из Киева, нет, из Петербурга, позвонить, нет, прислать заявку об участии. Какие-то нелепые отговорки о том, что у них все предусмотрено на трассе для строго определенного числа участников. В итоге мне все-таки выдали номер участника. Этому поспособствовала секретарь пробега, как выяснилось позже, его супруга, которая хотела еще предложить и ночлег у себя, но ее строгий муж был против.
Тем не менее, Наде и Таисии отказали в возможности поболеть за меня. «А вдруг с ребенком что-нибудь в автобусе случится?» Все мои доводы, что мы уже с ней проехали не одну тысячу километров, побывали не одних соревнованиях, не возымели успеха.
- На торжественное открытие у памятника Т.Г. Шевченко они могут прийти, а потом мы автобусом уезжаем в Смелу, где будет дан старт пробегу.
- Ну а на финиш, они могут подойти?
- Не могут! Финиш будет в селе Коцюбинское, где родился и тренировался наш земляк, которому и посвящен этот пробег. Оно в 32-х километрах от Смелы.
Наши уговоры не оказали на организатора никакого воздействия, он неустанно повторял про лимит, график, справку от врача и прочее. Узнав, какие и где поблизости имеются гостиницы, мы ушли на их поиски. Повезло с пятого или шестого раза. Несмотря на внешнюю провинциальность города, цены на номера были сравнимы с петербургскими. В конце концов, в районе 21 часа мы нашли гостиницу у рынка, где сняли обычный двухместный номер «а-ля советская обстановка» с минимумом удобств, но с душем, за 500 рублей за ночь на двоих. Я сходил в ближайший супермаркет за продуктами на ужин и завтрак. Консьерж поделилась с нами кипятком и стаканами.
Торжественное открытие было назначено на 8.00, поэтому мы решили, что Надя и Таисия пропустят и эту часть соревнований, а когда проснутся, проведут время на городском пляже с видом на Днепр и прогулках по городу.
Пробежав километра три к месту старта, я заметил два десятка бегунов, с желто-синими лентами на груди и в одинаковых серых футболках. Тут же на площади стояли представители местной масс-медиа, тестировали свою аудио-, видеоаппаратуру. Вчерашний дедушка преобразился и сиял от удовольствия и гордости за свой пробег, бодро отдавая распоряжение своей супруге, которая одновременно выступала еще и фоторепортером. Мне также выдали подобную атрибутику. Спустя 10 минут прозвучала армейская команда: «Бегуны, в две шеренги становись!»
Как в армии, приказы не обсуждаются, а выполняются. Так и здесь сегодня бегуны быстро образовали нечто подобное армейскому строю.
- Равнение на…право. Товарищ представитель городской администрации, участники пробега Смела-Коцюбинское, посвященному нашему земляку – участнику Олимпийских игр на 10.000 метров 1972 года, рекордсмену Черкасской области на10000 метров ….на торжественную церемонию открытия построены. Организатор и главный судья соревнований…..
Затем последовала длинная речь главы городской администрации и два круга почетного бега трусцой вокруг памятника. В глазах рябило от жовто-блакитных лент на футболках и развивающихся стягов в руках участников. Я стоял в стороне и прикидывал, кто из них будет бежать по-настоящему, одновременно фотографируя сегодняшнее шоу. Улица была малолюдной в столь ранний воскресный час, и казалось, что бегуны развлекают сами себя, проводя какой-то таинственный церемониал.
Затем все разместились в стареньком Икарусе, и мы направились в районный центр Черкасской области - городок Смела, где должен быть дан старт пробегу. В автобусе главный судья объявил о том, что на «нашем пробеге присутствует почетный гость из Санкт-Петербурга, неоднократный участник сверхмарафонских пробегов….».
Мне пришлось встать. Думаю, еще чуть-чуть и я буду раздавать автографы. У многих из бегунов были какие-то связи с Северной Пальмирой, и я удовлетворял их любопытство до самой остановки автобуса.
В Смеле театрализованное шоу с лентами, флагами и футболками повторилось. Здесь мы представлялись уже местной районной администрации. Каравай с солью, артисты в национальных костюмах. Бегунов прибавилось, я насчитал человек 40-50, глазами нашел возможных потенциальных соперников. Прикинул темп, с учетом тридцати градусной жары. Но на старте главный судья остудил мои планы.
- Бежим все вместе, первые двадцать километров. Оставшиеся двенадцать, кто как хочет! Прошу соблюдать регламент пробега.
Под крики ура, мы не спеша, тронулись по центральному проспекту Смелы. Темп шесть минут на километр. Но не все решили выполнять пожелания главного судьи. Замечаю, как один из лихачей маячит впереди своей ярко-красной майкой. Расстояние между нами (головой сегодняшнего бегового эшелона) и лидером становится все больше и больше. На отдельных горках он уже уходит из поля зрения. Кто-то из соперников не выдерживает, несмотря на окрики бегущего позади главного судьи. Не выдерживаю и я. Спустя пять километров мы нагоняем смельчака и поглощаем его. На отметке 10 километров пункт освежения, что весьма кстати. Трасса пролегает через широкие поля и сады, тени минимум. Втроем проходим этот пункт. Спустя 10 минут темп не выдерживает молодой парень, как выяснилось позже, капитан-милиционер, а еще через 20 минут я остаюсь один на один с милицейской «девяткой», которая то сопровождает меня по дистанции, то исчезает. В дальнейшем про воду участникам организаторы забыли. Чтобы не сойти от обезвоживания организма, приходилось восстанавливать водно-электролитный баланс яблоками и грушами, которые с обеих сторон окружали трассу сегодняшнего пробега.
- Беги прямо, сказал мне ДПС, до финиша восемь км осталось. Считаю столбики километров, замечаю, что бегу в хорошем темпе 3.30/км, несмотря на палящее солнце. За спиной никого нет. Предвкушаю, как пересеку финишный створ и напьюсь воды.
Вот и знаменательное село, которое мне показалось неоправданно длинным. Куры, индюки, собаки, старушки на лавочках, следы от проходивших недавно коров на асфальте, одиноко проезжающие телеги, минимум автотранспорта. Где же финиш?
Нагоняет «девятка» с ДПСэсниками.
-Ты первый!
-Спасибо! А где финиш-то будет? Да вон, школа впереди, там и финиш!
Вот и школа, памятник неизвестному солдату, но кроме двух Теленков, мирно пасущихся на лужайке, там более никого. Нажимаю промежуточное время на секундомере: 32 км – 2.01.38, захожу в школу.
-Эй, кто тут главный, время записывать будет?
Из темноты школьного коридора выходит мужчина лет 40, по-видимому, директор. За ним два чумазых, босоногих мальца лет 10-12-ти.
-Ой, а мы вас и ожидали через 30 минут! Сейчас воду принесут…Ребята, принесите победителю ведро воды из колодца. Хватит?
-Да.
- Сейчас и водовозка приедет, вот яблоками угощайтесь!
-Спасибо, яблок больше не хочется. Есть листок бумаги, ручка, чтобы результаты финиширующих бегунов записывать?
- Зараз все организуемо!
Принесли воду, бумагу, приехала водовозка. Через 14 минут показался второй призер сегодняшнего пробега.
- Как фамилия?
Записываю результаты финиширующих. Через час с небольшим, показался и хозяин – организатор пробега.
В финишном городке бегуны, обмениваются впечатлениями о трассе и дистанции. Выяснилось, что проблемы с водой были лишь о первой тройки бегунов, остальных исправно поил курсирующий Икарус. Познакомился с третьим призером, который предложил сходить искупаться в ставке (аналог пруда). Местные мальчишки проводили нас к сельскому пляжу. По пути обменялись впечатлениями о пробегах, оказалось, что в России считается более высоким рейтинг пробегов, чем на Украине. Также и сотрудники МВД, военнослужащие обеспечены более полным социальным пакетом.
Затем было награждение. Медаль и всё той же желто-синей расцветкой ленточка, тоненькая книга «Олимпийска зирка Черкащыны». Мне предлагают сфотографироваться для местной газеты и фото на память с другими бегунами. От такого избыточного внимания к своей персоне, даже немного растерялся.
- А теперь все приглашаются в летнюю столовую на обед, - командует организатор праздника.
Заманчивое предложение, но приходится раскланяться и заняться поисками автостанции, так вечером необходимо уже быть в Киеве. Завтра еще один пробег под таинственным названием «Фукуока». С двумя пересадками добираюсь до Черкасс, где меня встречают подзагоревшие Надя и Тася.
- Ну, как ты, Слава?
- Отлично, 1-е место!
- Молодец, мы тебя поздравляем.
В конце сентября 2007 года мы встретились с главным действующим лицом праздника в Черкассах. Это произошло на Королевском марафоне. Он несколько раз извинился за свое поведение и попросил совместное фото напротив памятника конструктору космических аппаратов Королеву.