Назад к списку впечатлений

Впечатления — al_al — Istanbul Eurasia Marathon
26.10.2008 Istanbul Eurasia Marathon al_al 42,2 км 4:02.30

Марафонское путешествие в Стамбул.

Не очень-то люблю я страны третьего мира со всей их навязчивой экзотикой и резервациями для туристов, предпочитаю обустроенную Европу, желательно с минимумом попутчиков и в каких-нибудь не особо населённых местах. Однако когда на беговом форуме была озвучена идея о поездке на Стамбульский Марафон, желание побывать в столь знаменитом городе оказалось сильней неприязни к «турциям-египтам» и мы собрались в дорогу.
Лёту до Стамбула 2 часа 50 минут, трасса проложена над Чёрным морем, оба берега которого северный и южный удалось увидеть из окна. Чёрное море мрачное и очень глубокое, о чём свидетельствует ровный стальной цвет его воды, эту мрачность не разбавляет даже жемчужная красота облаков, парящих над бескрайней поверхностью.
Напротив, море Мраморное (на котором и стоит Стамбул), отделённое от Чёрного недлинным Босфорским проливом, изобилует мелководьями различных оттенков бирюзы и их прихотливые переплетения чем-то напоминают полированную мраморную плоскость, что, возможно, и послужило причиной назвать море именно так.
Приземлившись в аэропорту имени Ататюрка и быстро пройдя пограничные формальности, мы начали ломать голову, как бы поудобнее было добраться в город. Путеводитель советовал воспользоваться автобусом-шаттлом, но, проявив нетерпение, мы сели в такси, ведомое небритым дядькой, и покатили в город.
Дорога шла берегом моря, примерно по тем местам, где карта обещала марафонскую трассу, местность была весьма симпатичная, почти всё время рядом с дорогой тянулся ухоженный парк, и я решил, что именно по этому парку и предстоит послезавтра пробежаться.


Спустя некоторое время и расстояние такси покинуло набережную и свернуло в жилые кварталы, состоявшие из нагромождений обшарпанных домов, кишащих людьми улиц без единого деревца, плотного трафика и руин каких-то сооружений.
Надо сказать, что, глядя на манеру турков водить, начинаешь понимать, от кого переняли свои дурацкие нравы отечественные водители – да-да от этих самых турок. Такое впечатление, что Стамбулец никогда не включит поворотник, не пропустит машину из соседнего ряда и не притормозит для того, чтобы осмотреться по сторонам. Итогом подобной езды становятся частые столкновения, не имеющие, впрочем, серьёзных последствий ввиду незначительной скорости передвижения в сверхплотном потоке. Вот, что отличает турков от наших, так это то, что водитель-турок хамит беззлобно, с улыбкой на губах, и никогда не станет называть другого водителя козлом и бараном, только помашет рукой и промычит многозначительно «э-э-э-э…»

Впрочем, вскоре поездка наша подошла к концу и, отдав таксисту смехотворную по московским меркам сумму, мы вышли на площади Таксим. Эта площадь – одна из главных городских площадей, на неё выходит популярная улица Истикляль, на ней собираются разнообразные демонстрации и митинги, футбольные фанаты и т.д. и т.п.
Именно на этой площади должен был заканчиваться марафон и, понимая, что после него на натруженных ногах лучше проделывать путь не слишком долгий, мы нашли отель в ближайших окрестностях. Каково же было разочарование, когда буквально в последние дни организаторы изменили трассу и запланировали финиш в абсолютно другом месте! Менять что-либо в такой ситуации было поздно, но мы не особо расстроились.

В общем, без особых трудов (слава ГуглМэп!) отыскав наш Madison****, мы бросили вещи в номер и первым делом отправились пообедать. В национальном ресторане «Хаджи Абдуллах» я употребил запланированную порцию углеводов и попробовал турецкий чай. Этот турецкий чай на самом деле никакой не турецкий, а самый обычный русский чай из самовара, даже характерный «самоварный» привкус наличествует, только вот наливают его в стеклянные стаканчики-тюльпаны и вместо сушек-баранок на прикуску выдают всякую там баклаву да лукум.

После обеда мы решили отправиться на регистрацию, чтоб весь следующий день был свободен. Регистрация размещалась на берегу бухты Золотой Рог в помещении местной выставки Достижений Турецкого Хозяйства. Доверившись посулам организаторов, мы вернулись на Таксим, откуда каждый час должен был отправляться бесплатный автобус Оргкомитета. Прождав напрасно минут двадцать, мы решили больше не терять времени и, прихватив с собой девчонку-канадку, тоже томившуюся на остановке в ожидании автобуса, вновь воспользовались услугами таксомоторного транспорта.
Такси в Стамбуле много, даже очень много, остановить машину в любом месте особого труда не составляет – поднимай руку и сразу кто-нибудь подъедет. Большее количество такси я видел только в Буэнос-Айресе, там, кажется, обычных машин вообще практически нет. В Стамбуле же таксомоторов много, но не сверх меры; учитывая, что все машины новенькие, цены разумные, а водители спокойные, можно пожелать нашему мэру-кровососу хоть в чём-то брать пример с вменяемых мегаполисов.
Самым трудным в дороге на регистрацию было объяснить таксёру куда же нужно ехать. Выговорить что-то типа Эске, Фесхане, тры-ты-ты, тра-та-та без привычки было трудно, но я переписал всё на листочек и показал водителю, тот закивал головой и через десять минут и 15 новых турецких лир мы уже были на месте.
Народу на регистрации было мало, и всё дело заняло у нас не более пяти минут. Выставка-Фесхана стояла прямо на трассе марафона, и я попросил своих спутниц пройти немного вдоль дороги, чтобы составить хоть какое-то впечатление о том, чего ожидать на бегу.
Идти пришлось через какие-то довольно мрачные кварталы, изобилующие автомастерскими и крохотными забегаловками, черноглазые турки с неподдельным недоумением взирали на нашу троицу, бредущую по тротуару, а проезжавшие мимо таксисты, призывно бибикали, и девочки, конечно же, не выдержали и потребовали взять такси, что я с большим удовольствием сразу исполнил. Назвав водителю первое, пришедшее на ум название «Султанахмет», мы поехали сквозь надвигающиеся сумерки куда-то вверх по горе, по улочкам, вымощенным брусчаткой, круто взбегавшим на холм, мимо вполне по-европейски выглядящих кварталов.
Достаточно скоро мы приехали на площадь, раскинувшуюся возле больших строений с ракетами минаретов, чистую, зелёную, правильно подсвеченную прожекторами – характерное туристическое место. На площади высились какие-то огромные колонны и обелиски, погрузившиеся в землю чуть ли не до половины под своей огромной тяжестью, внушительные силуэты мусульманских храмов подчёркивали ощущение пребывания в дальних странах, и мы, расчувствовавшись, решили немедленно попить турецкого чайку.
В ближайшем же ресторанчике мы нашли приятный приют и неземной вкусноты сладости, после чего идти нам никуда уже не захотелось и мы засобирались домой – всё равно стало уже совсем темно, и ничего не было видно.

Путеводитель советовал при перемещениях по городу пользоваться трамваем, и мы решили прислушаться к этому совету, благо трамваи шли один за другим, выглядели вполне современно, и народу в них было мало. Я подумал о том, что такое счастье не может быть без какого-то подвоха и, к сожалению, оказался прав. Пока мы меняли деньги на жетоны, пока проходили через турникет, все трамваи кончились, и следующего пришлось ждать минут двадцать, а то и больше. Народу на остановке постоянно прибывало, температура с наступлением темноты неожиданно быстро стала понижаться, и если бы не перекличка муэдзинов на соседних мечетях, исполненная во славу Аллаха, столь искусно, что в туристической первопричине этого искусства сомневаться не пришлось, мне стало бы совсем грустно.
В подошедший трамвай пришлось утрамбовываться, вспомнив своё московское детство, однако никто из пассажиров особо не пихался, не ругался и плохо не пах. :-)
Спутницы мои проделали всю поездку в трамвае постоянно улыбаясь; когда на конечной остановке я поинтересовался, чем было вызвано столь хорошее расположение их духа, они, не переставая улыбаться, сообщили, что во время пути почувствовали себя среди изобилия черноголовых пассажиров весьма среднего роста, большими белыми женщинами. А ведь и вправду, турецкие мужчины не особо высокорослы, не говоря уже о турецких женщинах – один дед, стоявший возле Светки, едва доходил ей макушкой до плеча и при этом рассматривал её столь изумлённо, как будто впервые в жизни оказался так близко от представительницы иного этноса.
После трамвая нам пришлось воспользоваться ещё и фуникулёром, привезшим нас на знакомый уже Таксим, откуда мы быстро добрались до своего отеля, поуглеводились макаронами и десертом и вскоре поспешили завершить свой первый стамбульский день, разбежавшись по номерам.


Весь предстоящий день был свободен, поэтому мы решили посвятить его прогулкам по городу и музеям. По поводу того, куда отправиться в первую очередь, сомнений не было, конечно же, в храм Святой Софии, чёрно-белую фотографию его интерьера я помнил ещё по учебнику истории, поэтому дожив до дня, когда стало возможным сравнить картинку с реальностью, не стал перечить девочкам и настаивать на визите в султанский гарем, а дал себя уговорить на Софию достаточно быстро.
Пропутешествовав на уже знакомом нам трамвае (в этот раз почти пустом), и отстояв короткую очередь в кассу, мы вошли в Софию и провели там часа четыре. Останавливаться подробно на описании собора я не стану, благо в любом путеводителе по Стамбулу этому месту посвящено наибольшее количество страниц, скажу только, что если у вас будет возможность, когда-либо оказаться в Городе, не премините посетить бывший главный православный собор, ощущения будут ожидаемые.
Собственно, пока мои спутницы восхищались прелестями древней архитектуры, я, как человек плохо воспитанный и односторонне образованный, занимался сущей чепухой: выглядывал из окон, рассматривая виды на все стороны света, отыскал древние каракули, оставленные на хорах ножом варвара-варяга тысячу лет назад, засовывал большой палец и прокручивал вокруг него ладонь в отверстии «Потеющей колонны», постоял в ямке, промятой за долгие века в каменных плитах сапогами стражников, несших караул возле дверей и т.д. и т.п. В общем, удовольствие получил по полной программе.
После Софии, мы спустились в лабиринт переулков какого-то древнего, ещё константинопольских времён, района и пообедали в уличном ресторанчике блюдами местной кухни, оказавшимися на редкость вкусными и здоровыми: свежий, бездрожжевой хлеб, непонятным образом раздутый до формы сферы, айран с огурцами, салат из огурцов и помидоров и какой-то печёный сыр. Ну и, конечно же, чай, много чая.
После обеда мы совершили второе непременное стамбульское действие – покатались по Босфору на прогулочном корабле, это было так здорово, что описывать сопутствующие эмоции лучше совершенно отдельно. Скажу лишь, что это особое удовольствие в нашем случае было украшено короткими ливнями, совершенно фантастическими красками неба и абсолютно беззаботным настроением.
Когда мы закончили поездку, уже вечерело, пора было двигаться в сторону дома. Воспользовавшись ещё одним видом городского транспорта с лаконичным названием «туннель», на самом деле это обычный рельсовый подъемник, действительно скрытый в туннеле, мы оказались в начале улицы Истикляль, пересекающий Перу (квартал, где традиционно проживали иностранцы). На этой улице множество всевозможных магазинчиков и лавок, мне пришлось приложить массу усилий для того, чтобы девочки не заходили во все торговые точки подряд, а ограничились парой сувенирных забегаловок, магазином сладостей и хрустальной мануфактурой «ПашаБахче».
Улица была полна народу, и стало очень заметно, что Стамбул перенаселён. В Москве такие толпы слоняются по центральным улицам только в дни народных безумств, а тут была обычная суббота.
Светка начиталась путеводителя и настаивала на посещении «лучшего в городе рыбного ресторана», даже мои возражения по поводу необходимости потребления высокоуглеводной пищи не нашли отклика в её душе, и мы вынуждены были свернуть в какие-то тёмные переулки, куда нас вела карта.
Однако ресторан был так тщательно законспирирован, что никто из местных не знал, где он в точности находится, и, дав пару кругов по кривоколенным задворкам, где помойные коты при виде нас разбегались из мусорных ящиков, мы всё же отправились в свой отель.

По моему настоянию ужинать мы пошли в дом напротив, в японское заведение «Удония», полное желтолицых чертей, с абсолютным недоумением рассматривавших нашу компанию на всём протяжении трапезы.
Глядя на то, как ловко «длинноносые маслоеды» управляются со снедью при помощи палок, японцы украдкой переглядывались, закатывали глаза и многозначительно кивали головами. Главным же впечатлением девчонок было то, что японцы ростом и статью ещё меньше турок. Удовлетворённые этим обстоятельством, мы отправились спать, поскольку назавтра предстоял трудный день.


Марафон.


Глубокой ночью окно моей комнаты с шумом распахнулось под сильным порывом ветра, и дождь часто застучал по мраморному подоконнику. – Ничего, к утру утихнет, - подумалось мне, пусть уж лучше сейчас выльется.
К утру не утихло; после того как будильник пропищал 6.00, я первым делом выглянул в окно – фонари освещали покрытую лужами мостовую, а на лужах отчётливо была видна рябь от падающих с неба струй.
Однако делать было нечего и мы, надев приготовленную с вечера одежду, отправились в пустынный ресторан на завтрак. Одинокий полусонный официант, раскладывая по столам приборы, с недоумением посмотрел на чудиков в трико, но ничего не сказал. Несколько ломтиков кекса, пару стаканчиков чая, вот и весь завтрак, ведь, как говорят опытные товарищи, бежать приходится на том, что съел позавчера, так что какой смысл набивать живот…

Время приближалось к семи утра, за окном была непроглядная темень, но пора было уже выходить на улицу. Надев ветровки (единственное, что у нас было условно непромокаемым) и, стиснув зубы, мы покинули безлюдный отель и вышли наружу.
Дождь шёл стеной, было холодно, скудное уличное освещение не позволяло толком видеть мостовую, поэтому мы моментально зачерпнули кроссовками воду в ближайшей луже, что в общем-то было нестрашно, поскольку воды повсюду было по щиколотку. Единственным средством, способным скрасить столь неприветливую обстановку было добраться поскорей до автобуса на Таксиме, и ноги непроизвольно перешли на трусцу.
Уже почти добравшись до места, мы повстречали парня европейского вида с таким же фирменным марафонским мешком как у нас. Поздоровавшись, он вежливо осведомился, не направляемся ли мы в бесплатный автобус, который повезёт нас на старт. – Да-да - закивали мы головами - натурально так!!!
- Тогда вынужден вас огорчить - предупредил он – в связи с переводом часов с летнего времени на зимнее , сейчас не семь часов утра, а только шесть.

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА!!!!!!!!!!

Как же я мог забыть?! Ведь собирался же уточнить сразу по приезде этот вопрос……совершенно вылетело из головы.
Расстроенные и мокрые поплелись мы обратно в номер, а парень нырнул в ближайшее кафе. Спасибо ему, что хоть предупредил, а то набрались бы мы отрицательных эмоций, разыскивая автобус.
Войдя в отель, мы первым делом увидели объявление о переводе часов, на нём, специально для идиотов, стрелочками было нарисовано, что надо сделать с часами, чтоб соответствовать правильному ритму жизни.
Не представляя, что же делать ещё целый час, мы отправились обратно в номер и потратили его на обсушку одежды и обуви при помощи фена. Настроение, честно говоря, было так себе.

Час пролетел быстро, к тому же рассвело, поэтому повторный выход дался без особых душевных травм. Ещё раз проделав путь до Таксима, мы увидели большое количество автобусов с надписью «Евразия Марафон», благополучно стоявших посреди площади с закрытыми дверями, и людей бегового вида тычущихся то в тот, то в другой автобус, в тщетной надежде спрятаться от холодного дождя.
Мы же поступили вполне грамотно – приглядели бегуна турка, о чём-то спросившего одного из автобусных водил, и последовали за ним. Правильные автобусы стояли в переулке и мы поспешили занять место в автобусе №18.
Кроме нас в салоне были только турки, кто-то вполне бегового вида, кто-то откровенно чайницкого. Все с интересом стали разглядывать меня и мою большую белую женщину, впрочем, лица у людей были приветливы, кто-то мог говорить по-английски и мы не ощущали себя дискомфортно. Вскоре автобус тронулся и поехал по улицам со сбегавшими ручьями через какие-то зелёные парки в сторону видневшегося моста через Босфор. Понять, как выглядит трасса марафона, по которой мы по-видимому двигались, было невозможно, окна запотели, а снаружи лил непрекращающийся дождь.
Наконец, мы приехали к месту старта, в Азию, двери открылись, но выходить никто не торопился.
Тем временем старт, назначенный на 9-00 неотвратимо приближался и, хочешь – не хочешь, надо было к нему готовиться. Понимая, что бег под дождём очень травмоопасен в смысле потёртостей, я густо намазался вазелином в проблемных местах; никто из турков моему примеру не последовал, бедняги, за что им и пришлось впоследствии расплачиваться.
Сквозь открытую автобусную дверь тянуло холодом и сыростью, в голове возникла дурацкая мысль – не побежать ли в болониевой куртке, но, памятуя о том, что мы всё же находимся в субтропиках, я остановился на рубашке с короткими рукавами от CRAFT. Она чуть более тёплая, чем тоненькие ODLO, имеющиеся у меня в гардеробе, поэтому замёрзнуть я был не должен.
Итак, до старта оставалось десять минут, когда мы с супругой вышли из автобуса потрусить и помахать ногами. Нашему взору предстала длинная вереница автобусов, толпа бегунов, оттеснённых от старта на некоторое расстояние и высокие фермы моста впереди. Во время разминки я повстречал Ольгу Трунову, одетую вполне по погоде, мы перекинулись парой слов и заторопились на старт.
Старт забега-спутника на 15 км. и старт марафона был общим, однако группы бегунов были разделены продольным барьером, тянувшимся по середине моста, поэтому мы со Светкой разошлись в разные стороны, и я потерял её из виду.

Старт дали своевременно и, издав громкий крик, толпа стала двигаться вперёд – громкий писк чипов на старте добавлял оптимизма и праздничности ситуации, и я удовлетворённо потрусил к мосту.
Надо сказать, что публика была очень пёстрой, если иностранцы (в основном европейцы) в большинстве выглядели вполне опытными бегунами, то местные турки были весьма разношёрстны: от матёрых выбеганных дедов, то пузатых интеллигентиков-перворазников, от рванувших со старта спортсменов, до затопавших им вслед чайников.
Вообще-то толпа была не очень большая, именно этим соображением я руководствовался, собираясь в Стамбул, не представляю себя трусящим в стаде из 40 тысяч голов, пусть уж будет не больше тысячи 
Итак, бежать было вполне свободно, поэтому я сразу разглядел Светку, бегущую параллельным курсом за барьером, покричав ей, чтобы привлечь внимание, я подобрался поближе, и мы побежали рядом.

Думаю, что стамбульские турки находятся на волне моды на бег, потому как иначе невозможно объяснить то обстоятельство, что уже через километр стали попадаться идущие шагом и тяжело дышащие люди. Тоже мне марафонцы, наверное, прочитали в газете сообщение о марафоне, купили спортивные трусы и сразу на старт. Ну да бог с ними, они сразу остались позади.
Но вот мост кончился, и марафонцы соединились с более многочисленными пятнашечниками, какое-то время мы бежали вместе с супругой, но скорость у неё была явно выше, и я не стал упорствовать, тем более, что трасса вывела нас на длиннющий, не меньше километра, тягун. Турки, издав воинственный клич устремились вперёд, но на груди почти у всех были синие пятнашные номера, зарубаться с ними не имело никакого смысла.
На излёте тягун перешёл в не менее длинный спуск по какому-то красивому и зелёному бульвару, обгоняющих стало больше, сзади накатывали даже вполне толстенькие и дрябленькие мужчины среднего возраста. Самолюбие моё болезненно морщилось, но холодная голова и опыт тренировок удерживали меня от скоростного безумия. И это было правильно, некоторые бегуны, утомлённые возросшей скоростью не могли добежать даже до конца спуска, а ведь конца-краю дистанции ещё не было видно.
Тем временем мы выбежали на какую-то улицу, идущую между двух высоких заборов, в том, что справа были кованые ворота с надписью «Бешикташ», за ними находился стадион всемирно знаменитого футбольного клуба, но на оформление наших стадионов это никак не походило – за стеной виднелись не то казармы, не то местный парк культуры и отдыха.
На отметке 5 км. стоял первый водопойный пункт, и хотя с неба лило не переставая и за шиворотом только что волны не плескались, я решил выпить пару глотков, чтоб избежать даже намёков на обезвоживание. Воду давали в пластиковых 200 граммовых ёмкостях навроде стаканчиков из под йогурта, запечатанных сверху фольгой, которая, впрочем, легко снималась. Такого количества воды в жаркий день хватило бы на то, чтоб не только попить, но и полить на голову, однако нынче это было абсолютно лишним. С сожалением выбросив едва початый стаканчик, я продолжал свой неторопливый бег.
А бежали мы по знакомой улице, вчера мы ездили по ней на трамвае, путь был плоским, поскольку шёл невдалеке от морского берега, дождь как-то уменьшился, я, похоже, вполне уже разогрелся и вошёл в ритм – настроение было хорошим.
Незаметно добежали до бухты Золотой Рог, перебежали её по мосту и свернули на север. Тут располагался промежуточный финиш 10 км очередной пункт водопоя ( забыл сказать, что такие пункты располагались через каждые 2, 5 км, но я решил пить только на тех, что кратны 5) и толпы народу, вывалившие поглазеть на мероприятие.
К сожалению то ли профиль дорожного полотна изменился, то ли окружающий рельеф, но под ногами резко появились огромные лужи, даже нет, не лужи, а филиалы Мраморного моря. Местами они были столь обширны, что обежать их стороной не представлялось возможным и приходилось форсировать их по щиколотку в воде. Вода была мутная, холодная и очень противная.
На водопое кормильцы помимо воды предлагали большие красные яблоки и губки для обтирания – шутники эти турецкие организаторы, мне кажется, воблочка пошла бы лучше. 
Через некоторое время и расстояние трасса марафона разошлась с трассой пятнашки ( пятнашечники свернули на какую-то авторазвязку), а воды под ногами ещё прибавилось. С крутобоких окрестных холмов, с огромной водосборной территории, вода стекала на набережную, по которой мы бежали и местами едва не доходила до колена (не, я не привираю, спросите у коллег ).
Вокруг уже не было никакой толпы, марафонцы бежали поодиночке или маленькими группами, а навстречу уже проносились лидеры – впереди бежал молодой турок, а за ним куча негров, чуть погодя бежал ещё народ, а дальше уже шла непрерывная цепочка.
Добежали до Фесханы, значит, скоро должен был быть поворот. Тут я увидел бегущих мне навстречу Ольгу и Морячка (Сашу увидел первый и единственный раз), помахал им рукой, поприветствовал и вскоре тоже развернулся в обратную сторону.
После поворота некоторые стали ускоряться, но куда там, мы же едва миновали пятнадцатикилометровую отметку, я твёрдой волей придерживал свою прыть, памятуя, как такое рвение отражается на последних километрах. Воды под ногами было так много, что я уже перестал обращать на неё внимание, только изредка старался обегать наиболее устрашающие лужи по краю. Дорога шла как раз по тому району, где мы гуляли два дня назад с девчонками, но никаких подозрительных турков в этот раз вокруг не наблюдалось.
Вот и авторазвязка, на которой поворачивали пятнашечники, здесь они начинали бежать в обратную сторону, а наша трасса начала взбираться на водораздел – ещё один длинный и достаточно крутой тягун, на вершине которого стоит древний, но вполне хорошо сохранившийся акведук. Я благоразумно расслабляюсь и несколько снижаю темп, а мимо меня, набирая скорость, проносятся мясистые люди во вполне промышленных количествах. Стойте, сумасшедшие, что вы делаете?! Вы же не доберётесь до финиша! Но, куда там, я не знаю турецкого и не обладаю даром убеждения, вон как у нас на форуме со мной все собачатся…..эх….так и не смог удержать попутчиков от безумства.
За акведучным тягуном следует ещё несколько спусков-подъёмов, потом длинный спуск и, наконец, мы выбегаем на автостраду к отметке 20 км, отсюда вроде бы должно быть ровно, поскольку дорога вышла на берег Мраморного моря.


Автострада широка, и асфальт на ней ровный, хотя от луж это не особо избавляет. Дождь почти перестал и я, наконец, позволяю себе снять защищающую очки бейсболку и слегка проветрить голову.
Скоро уже отметка полумарафона, бегуны растянулись в редкую цепочку, некоторые очевидно прибавляют. Зато другие, причём в изрядных количествах перешли на шаг, а то и присели на бордюр. В основном это те мясистые ребята, что пару километров назад ломили в подъём. Жалею их – на майках в области сосков у этих несчастных стекают кровавые разводы, по ногам тоже струится что-то ужасное. Господа, пользуйтесь вазелином, господа. По такой сырости наносите его погуще и будет вам счастье.
Где-то в районе 21-го километра вижу лидера, это бегущий в одиночестве высокий стройный негр. Немного погодя бежит еще один точно такой же, а вот следом за ним белый парень. Но у меня свои дела и заботы.
Из-за спины то и дело выскакивают обгоняющие и начинают отрываться, меня так и распирает ускориться, но я мужественно держу себя в руках, тем более, что особой свежести уже и нет. Обгоняющие все как один европейцы, в марафонских майках от каких-то пробегов, т.е. публика вполне опытная.
Продолжаю одного за другим собирать молодых турков, ребята не рассчитали своих возможностей и вяло плетутся пешком, стараясь изредка перейти на трусцу.
Дождь то затихает, то вновь набирает силу, дует тёплый приморский ветер, шоссе уходит вдаль и вдаль ….эх, это ли не счастье?!
Вдоль дороги то тут, то там виднеются какие-то развалины, омытые дождём растения свежо зеленеют, по левую руку можно наблюдать бегущих навстречу марафонцев вполне спортивных кондиций, море, небо. Красота.
Однако усталость начинает брать своё, подступает голод, на плечи словно наваливается груз. Вроде бы ещё рано для таких ощущений, нахожусь только в районе 25-го километра, может быть сказывается постоянное дёрганье от огибания луж?
Решаю подкрепиться на пункте питания 25 км., беру яблочко – кожура жёсткая, не угрызёшь. Срезаю кожуру зубами, выплёвываю на асфальт, мякоть проглатываю и запиваю водой, которой на каждом пункте в избытке.
Сразу отпускает, появляется возможность чувствовать себя бодрее. Всё равно, дорога тянется и тянется, очень утомительное ощущение, а ведь это пока даже ещё и не поворот, т.е. от финиша я пока что удаляюсь.
От этого промежутка сохранилось очень смешное впечатление. Поскольку дорога перекрыта, от гостиницы Новотель, стоящей несколько на отшибе, до неблизкого аэропорта добраться невозможно (очевидно, к ней не подходят другие пути). Поэтому по-деловому одетые мужчины с мрачными лицами катят по дороге чемоданы на колёсиках к тому месту, где есть возможность сесть на автомобиль. Километров пять по моим прикидкам, представляю, что они думали и про нас, и про марафоны, и про автодорожную полицию, и, безусловно, про Стамбульского мэра.
Ну, вот наконец-то и разворот! Отметка 27 километров. Перестраиваюсь на противоположную сторону шоссе и сразу чувствую разницу – лужи, много луж. Очевидно, эта полоса расположена чуть ниже и вся вода стекает на неё. Местами бежать по шоссе совершенно невозможно, приходиться перескакивать на тротуар, мало того, что на тридцатых километрах такие прыжки легко не даются, так ещё покрыт этот тротуар кривоватыми скользкими плитками (какой-то натуральный камень), шатающимися, когда на них наступаешь.
Постепенно начинаю собирать тех, кто обогнал меня в начале набережной – не зря, видать, я скакал по Вуокаттинским горам в процессе подготовки. А на горизонте начинают угадываться минареты Стамбульских мечетей, но до них ещё ой как далеко.
Ровно на отметке 30 км., под чудовищный рёв муэдзина из близкого динамика нагоняю Олю Трунову. Она жалуется, что очень устала….конечно, матушка, какой марафон в сезоне ты уже одолеваешь? Ещё бы не устать. Морячка рядом с ней не видно, решаю, что он убежал вперёд. Ободрив Олю, продолжаю бег, прикидываю, удастся ли разменять четыре часа : не очевидно, бежится уже тяжеловато, да и финишировать надо в гору. Впрочем, мысли путаются, уверенно что-либо посчитать невозможно.
А стамбульские минареты прорисовываются вдали всё чётче.
Небо тем временем набухло свинцовыми тучами, такими, что всё в мире потемнело и стало страшно. А я, вот он, уставший, бегущий в незнакомой стране неведомо зачем, и преградой между мной и этими чудовищами только тоненькая бейсболка.
На 37,5 км меня встречает стена дождя. Небеса в очередной раз разверзлись с небывалой силой. Воды сразу становится по щиколотку везде, обегать что-либо уже не имеет никакого смысла. Скорость резко падает – ноги и так давно уже чугунные, а тут надо ещё при каждом шаге выдёргивать их из воды.
От такого катаклизма некоторые бегуны падают духом и останавливаются. Особенно жаль малюсенького японца, безвольно бредущего вдоль по дороге по колено в воде. Кричу ему : Где твой кёндзё, Япония? Ос, ос!!!! Терпи давай!!! И пробегаю дальше. Вскоре нагоняю каких-то двух длиннющих и рыжих, бредущих как журавли по болоту. Смеюсь в голос, так комично они выглядят.
Сил уже не осталось, а тут ещё проезжающая полицейская машина окатывает могучей океанской волной. Ой, ё!!!! Вода стекает по шее, по спине, по ногам, самое обидное, что очки залепило мутной пеленой….. ну и ладно, ну и пусть….я пробежал отметку 40-го километра и, скорее всего добегу и до финиша.

Тут сквозь отодвинувшиеся тучи и непрекращающийся дождь со стороны моря пробилось солнце, и я увидел рядом с собой незабываемую картину: косые лучи, осветили окрестности и сделали мир неожиданно ярким - и море, и плывущие по нему суда, и дальний берег, а главное - как наваждение из другого мира рядом с морем, на холме, возник сказочный сияющий город.
Странное ощущение, что когда-то прежде я уже бывал здесь, видел и это пёстрое море, и округлые холмы напротив, и, главное, эти стены пилёного кремового камня (то, что турки налепили позже, не в счёт); какой-то проблеск генетической памяти или что-то подобное, заставило на миг погрузиться в мимолётную иллюзию, которую теперь уже никогда не забыть … не знаю, может быть только ради этого стоило приехать сюда и бежать так долго.

Однако, вернёмся к марафону. Конец уж близился, дорога свернула с набережной во дворцовый сад и начала подниматься вверх. Если бы не усталость и непрекращающийся дождь, возможно, я бы уделил больше внимания парку самого известного в мире Гарема, но скользкая гранитная плитка, необходимость преодолевать рельеф и судороги в правой задней, заставили сосредоточиться на процессе добегания.
Честно говоря, я ожидал, что этот предфинишный отрезок окажется длиннее и круче, но неожиданно быстро по обочинам дороги возникли вереницы болельщиков, под ногами появились трамвайные рельсы, по которым несся мутный поток, уклон выровнялся и, пробежав мимо Айя-Софии, я вбежал на площадь ипподрома.
Финишное электронное табло, залитое дождём, показывало какую-то ахинею, но я уже понял, что в 4 часа не уместился….да и фиг с ним, какая, собственно, разница?! Кто-то сунул мне в руки пластиковый мешочек, кто-то, похлопав по плечу, попросил поскорее покинуть финишный створ, чтоб не путаться под ногами у прибывающих.
Очень хотелось есть. Повсюду валялись банановые шкурки, и я понял, что где-то поблизости можно разжиться бананчиком. Тут ко мне подбежали мои мокрые девочки, от них ощутимо пахло коньяком, но я был не в претензии, коньяк, как известно лучшее средство от простуды, так, что они употребили горячительное вполне по делу.
В пакете оказались награды, майка, одноразовый дождевик и БАНАН!!!Я очистил и всосал этот благословенный фрукт практически одним движением. Сразу стало легче, и я, хоть и уставший, но очень довольный с наслаждением понял, что бежать никуда больше не нужно, а можно постоять вот так посреди зелёного бульвара возле древних колонн и обелисков, любуясь отблесками солнца на минаретах Голубой Мечети.
Однако надо было идти – девочки, несмотря на принятый коньяк, явственно стучали зубами, да и мне хотелось опустить попу на мягкую скамью в каком-нибудь тёплом и сухом месте.
Быстро переодевшись в автобусе в сухое (ну, скажем в условно сухое), я сообщил спутницам, что горю желанием выпить чайку и что-нибудь съесть. Недолго думая, мы выбрали вывеску посимпатичнее и по узкой и невероятно крутой лестнице забрались на третий, некурящий, этаж. Подъём по высоким ступеням давался мне не совсем легко, но на стене были перила и, это сильно облегчило дело.
Элегантный официант, осведомившись о нашей национальности, гордо предложил меню на русском языке. Меню нас очень позабавило – «перегар сёмги вонючий», «чримпы обширные решётчатые», «циплёнка плющенный трупный» - это те названия, которые ещё можно хоть как-то идентифицировать, что до остального, это явно бред пьяного автопереводчика, пришлось читать меню на турецком, так было проще, и я не отказал себе в привычных русскому уху чорбе, имам-баялды и пахлаве с чаем.
Как прекрасно сидеть в тепле и уюте: за окном вовсю идёт дождь, натруженные ноги гудят от усталости, тело одолевает лёгкий озноб, а ты расположился на мягком диванчике, попиваешь горячий чай, и жизнь кажется цельной и правильной, и не встаёт вопрос, на кой ляд ты приехал за тридевять земель, зачем пробежал 42 километра сквозь потоки и лужи, почему ни разу за всю сознательную жизнь ты не валялся на тёплом пляже, медленно переворачиваясь, как тюлень, а всё время куда-то лез, бежал, плыл, катился и получал от этого ни с чем несравнимое удовольствие.

Хорошо было в ресторанчике, но за окном начинали обозначаться сумерки, путь до дома предстоял не самый короткий, да и нужно было собираться в завтрашнюю дорогу. Кряхтя, я сполз вниз по лестнице, вышел на улицу и понял, что трамваи до сих пор не ходят, город всё ещё перекрыт. Не беда, в нашем распоряжении всегда есть недорогое стамбульское такси, пользоваться которым мы уже приноровились и привыкли. Не тут-то было! Все такси были заняты по случаю неходящего трамвая. Их было много этих жёлтеньких фиатиков с запотевшими от высокой влажности окнами, но все они были заняты пассажирами.
А дождь тем временем решил устроить нам прощальный аккорд – самая свинцовая за день туча накрыла город и буквально лопнула потоками воды. Боже! В сгущающихся сумерках, на каком-то наклонном перекрёстке, по колено в несущейся с горы воде, насквозь пронизываемый дождевыми струями, стоял я с вытянутой рукой в ожидании такси; усталый, несчастный, минут двадцать…никто не останавливался, и это было самым трудным в моём Стамбульском марафоне.
Но все мучения имеют обыкновение заканчиваться, в конце концов девчонки остановили машину и очень скоро, мокрые насквозь, усталые, но всем довольные, мы прибыли в отель.
Вечер прошёл за дегустацией местных вин и блюд, на которые мы имели полное и заслуженное право – это ли не счастье?!

Вот и всё, осталось только рассказать, что на следующий день, сидя в буфете аэропорта, мы безошибочно узнавали в толпе пассажиров участников марафона – и по приметным баулам-вещмешкам, и по усталым глазам, но, более всего, по смешной буратинистой походке, вызванной характерной скованностью бедренных мышц. И тем не менее…..бегайте марафоны, бегайте их в разных местах и странах, но всегда с удовольствием и будьте счастливы.

Спасибо, Стамбул! Спасибо, Турция ! До следующих встреч.

Назад к списку впечатлений