На этой гонке мы уже побывали в прошлом году, ехали её коньком, соответственно, решив дополнить картину, в этом, заявились на классику.
В 2008-м проблемы со снегом были даже в центральной Финляндии, поэтому дистанция была немного сокращена, однако в нынешнем снегу хватало и организаторы обещали самый полный вариант трассы.
Заявились за пару недель до гонки, купили билеты и выехали из Москвы в среду вечером (гонка была намечена на субботу). Без происшествий прибыли в Каяни, откуда в первый раз в жизни решили ехать до места автобусом, а не такси – вполне удобно и комфортно, чуть дольше время в пути, да на нашу гору надо лезть самому, зато цена вопроса 6.50 евро с человека, а не 70.
Утром отправились в Вуокатти Халли, без проволочек получили номера и пошли покататься по трассе. Что сказать?! Нас встретил кошмар – изрядный плюс, местами текут ручьи, снег просел, раскис и покрылся ковром еловых иголок. Теплая мазь, которую я положил на скользячку, буквально через сто метров собрала весь мусор, который только можно представить на трассе. Плача и ругаясь, протоптались до Хеккилы и обратно (около 12 км.) и в недоумении пошли лепить мазевый бутерброд на завтрашний старт.
Потратив часа три на накладывание мазей, я почувствовал предательскую боль в горле, давшую себя знать ещё дома, отступившую было под воздействием профилактических процедур, но столь несвоевременно вернувшуюся. Впрочем, особых амбиций у меня на гонку не было – главное, доехать до финиша, поэтому, даже, несмотря на плохое самочувствие, решил не отказываться от участия, тем более до старта оставалась ещё целая ночь. Напился молока с мёдом и улёгся спать часов в 9 вечера, подъём планировался ранним, да и никаких развлечений у нас не предусматривалось.
После сигнала будильника в 6-00 по местному времени, первым делом я пошёл смотреть на термометр – он показывал минус десять. Однако солнце ещё не взошло и утреннее потепление не началось. Ладно, посмотрим, что будет к 9-00, обозначенному времени старта, дай бог, чтоб минус сохранился и хоть какое-то держание на моих неумело намазанных лыжах присутствовало.
В 8 утра мы были на стоянке в Урхейлуописто – места для машин ещё были, мы припарковали свой фургон возле трассы и решили попробовать держание. Взгляд, брошенный на скользящую поверхность, привёл меня в замешательство – наложенная мазь промёрзла до зеркального блеска и внушала сильные опасения по поводу держания. Пришлось положить сверху холодный смоляной «Старт».
Попробовал – держало как на гвоздях, ещё и ехало. В радостном настроении отправился я на старт, моля провидение, чтоб минус не отпускал подольше и дал мне возможность преодолеть на держащих лыжах хотя бы первые подъёмы.
В 2008 озеро Саркинен, с которого традиционно стартует Вуокатти Хиихто, было лишено снежного покрова, поэтому гонка начиналась из узкого коридорчика возле моста через железную дорогу, что доставляло много затруднений участникам. Однако в этот раз всё было хорошо, старт был на широкой равнине, по двум десяткам лыжней, люди стояли относительно свободно, и мы встали с левого края в третий или четвёртый ряд.
Надо сказать что в 9-00 стартовала только классическая часть гонки, конькисты должны были принять старт позже – в полдень. По приблизительным оценкам на старте присутствовало не меньше тысячи человек, и это в деревне, которой собственно является Вуокатти, причём никто никого насильно на гонку не гонит, а нам ещё рассказывают про «Лыжню России»…
Ровно в 9 утра раздался выстрел пистолета, и мы неторопливо покатили со старта. Впрочем, попадать в трафик мне не особенно хотелось, поэтому на озере я немного потолкался руками и выкатился к подъёму на берег, когда основная масса лыжников туда ещё не подошла.
На мостике я с удивлением увидел свою жену, ловившую свой термос между ног проходящих мимо гонщиков. Она пожаловалась, что упала и выронила фляжку, я, растопырившись, закрыл её от надвигающихся масс, она вернула пропажу на место, и мы поехали дальше.
Надо сказать, что трассу было не узнать – ещё вчера она была омерзительна, но сегодня на ней лежал плотный белоснежный снег, в достаточном количестве были прорезаны аккуратные трапецевидные лыжни, просто волшебство какое-то.
Как я уже говорил, никаких амбиций кроме как доехать до финиша у меня не было, поэтому я спокойно шёл вперёд, но тем не менее накатывал многих участников, чьи лыжи простреливали в подъёмах. Жена же умчалась куда-то вдаль, и я потерял её из виду уже на первых километрах.
Достаточно длинный подъём к ферме Хеккиля дался без труда, я пачками собирал народ. На выходе с подъёма размещался и первый пункт питания. К которому уже выстроилась очередь. Зачем, ребята? Некоторые ещё даже не вспотели, а уже заправляться?!
После Хеккилы толпа сильно поредела, вернее превратилась в раздельно едущих лыжников, и передвижение превратилось в чистое удовольствие : лыжи едут, снег белый, солнышко светит, пейзаж вокруг – чистый восторг. М-да…
Тем временем пятикилометровые таблички сменяли одна другую, маршрут огибал гору, заходя на теневую сторону – снег и не думал раскисать, но под моим внушительным весом мазь с лыж всё равно начала сходить и держание постепенно ухудшалось. Плюс к этому приближалась гора, лезть на которую на скользких лыжах вовсе не хотелось. С другой стороны, после крутых, но не особо продолжительных подъёмов, следовала серия спусков, иметь на которых дополнительный тормоз не хотелось тем более. Плюнув на всё, я не стал подмазываться и гордо, но медленно полез вверх по подъёмам ёлкой. Все упитанные девчонки и деды вполне зрелого возраста, которых я собирал последние пятнадцать километров, бодро ускакали вперёд, оставив меня сетовать на собственное физическое несовершенство и тренировочную лень.
За подъёмами последовали спуски, на которых я легко уехал и от девчонок и от дедов , а там и дистанция перевалила за середину, пройдя неподалёку от старта. Немного постреляв на буграх под трамплинами, я благополучно выкатился в зону старта, на которой уже скопилась толпа конькистов (напоминаю, что их старт был назначен на 12-00). Впрочем, особо разглядывать толпу мне было недосуг и я поехал дальше, сопровождаемый комментариями по-фински, которые раздавал конькистам судья- стартёр.
Пятёрка по озеру Сапсоярви к пляжу Хиукка далась без происшествий, но я отчётливо осознал, что 150 км. классики, накатанные мной в текущем сезоне, для 60-ти километровой прогулки являются весьма незначительной цифрой. Руки и ноги стремительно пустели, а впереди оставалось ещё немало.
На пункте кормления возле Хиукки, перед входом на Соткамскую трассу, я подмазался красной Родой на 0+2 и увидел жену, которая с трассы в этот момент выходила, следовательно, обгоняла меня как раз на 5 километров. Выглядела она свежо, шла бодро, так что за неё можно было не беспокоиться, беспокойться следовало за себя.
Красная Рода сделала своё дело по соткамским колтунам и люлякам удалось прошлёпать без затруднений, только на спусках отчаянно тормозило.
Проезжая мимо таблички 50 км. Я бросил взгляд на часы – 3.45, ого, так быстро классический полтинник я никогда ещё не бегал, а ведь трасса была сложней московских.
Вот и сноваи Хиукка, снова озеро Сапсоярви , теперь в обратную строну, а дальше….дальше кошмар. Я бреду как во сне, сил нет, паровозы лыжеров объезжают меня безо всякого напряжения, поддерживать пристойную скорость удаётся только на спусках. Табличка 55 км приближается с издевательской неторопливостью. Трасса скачет по пригоркам, пульс 130, какое-то совершенно отстойное состояние.
Но ничто не бывает бесконечным, подходят к концу и мои мучения: преодолеваю последний подъём, скатываюсь вниз, проползаю под мостом у железной дороги и, проклиная реорганизацию трассы, заползаю на недавно построенный лыжный мостик. Всё, дальше только 200 метров до стадиона. А мимо проносятся конькисты-тридцаточники. Сволочи.
Удручённо пересекаю финишную линию, судья объявляет мою фамилию, девушка на финише вытирает мне нос салфеткой, снимает чип с ноги, вручает медаль… Кто-то подходит со стаканом морса, это жена. Зайка, обогнала меня на 40 минут, вот что значит правильная тренировка!!!
Результат у меня 4.42.03, почётное 200-е место среди мужчин. Жена 7-я по женщинам (говорит, кабы знала, что лидеры недалеко, то поупиралась бы).
Переодеваюсь в фургоне в сухое, идём в кафе пить чай. Талоны на послегоночное питание мы второй год подряд позабываем у себя в коттедже, поэтому приходится потратиться. Однако это ничуть не омрачает нашего хорошего настроения и лёгкой послефинишной эйфории.
Отличная трасса, отличная погода, снег, лыжи, марафон – это ли не счастье, друзья мои, это ли не счастье?!
Ну и пару замечаний для порядку:
- последнюю десятку я ехал почти час – не быстро, конечно.
- за две недели до того я прояехал «Гонку на выживание» в Ромашкове. Результат был примерно такой же как здесь, хотя там ехали конём. ( да уж, со скольжением в Ромашкове у меня были большие проблемы)