Год назад я поставил перед собой цель пробежать сто километров. В качестве старта выбрал открытый чемпионат Харьковской области по сверхмарафону «Слобожанский экзамен» проведенный в начале октября. Там было две дистанции – 50 и 100 км. Подготовка не заладилась с самого начала. Весной сделал ускорение в конце 13-километрового кросса по непонятным причинам «угробил» коленный сустав на правой ноге и потянул большое количество сухожилий на левой. В результате, травмы давали о себе знать до конца лета, бегать мог только раз в 2-3 дня по 14-18 км. Лишь в начале осени мне стало лучше, и я уже мог мотать по 24 км раз в два дня. Поэтому, Любови Боровской (на форуме - Bor) не составило огромного труда отговорить меня от сотни и пробежать для начала полтинник. Первый сверхмарафон получился «комом». Я начал бежать с группой лидеров по 4 мин/км. Вскоре я от них отстал, но кое-как дотянул до 35-го км, где меня «накрыло». Несколько кругов (1 круг=1650 м) чередовал бег с ходьбой, но чувствовал себя паршиво и в довершение, левый квадрицепс свела судорога. К счастью, на соревновании были врачи. После массажа и непродолжительного отдыха я потопал дальше. Со временем, разбежался и финишировал. Почин есть – 50 км за 4:51!
Результат отвратительный, но я не унывал. Осуществить свою мечту решил через полгода на «Одесской Сотке». Травмы остались позади, и я с оптимизмом смотрел в будущее…
Следующие месяцы я наращивал объёмы. Дистанция 24-28 км стала для меня привычной. Раз в месяц бегал около 36 км. Недельный объём колебался около 100-140 км. Однажды, намотал 156 км.
«Одесская Сотка» приурочивается ко дню освобождения города-героя Одессы от фашистских захватчиков (10 апреля) и проводится в ближайшие выходные. Мероприятие началось с возложения цветов у памятника «Неизвестному Матросу». Рядом, в парке происходила регистрация. Далее, на семи автобусах «Икарус» нас вывезли на место старта.
Я занял место в первых рядах и рвался в бой, но старт задерживали по причине отсутствия ГАИшников, которые должны были обеспечивать безопасность на протяжении первых 26-и километров дистанции с оживлённым движением. Когда прибыли «блюстители порядка», то нам объявили, что сначала дадут команду «на старт», затем раздастся выстрел из хлопушки, и можно будет бежать. Ура! Сбылась мечта идиота!
Старт, однако, получился забавным. Мне так хотелось бежать, что я рванул сразу после команды «на старт». А когда раздался выстрел из хлопушки, я уже мчал к финишу вместе со стартовой ленточкой впереди всех! По этой причине я не нашел себя ни на одной фотографии со старта. Далее, половину дистанции я думал о том, не стану ли я первым в мире человеком, дисквалифицированным на дистанции 100 километров за фальстарт?
Пробежав метров 200, я притормозил и решил подождать Анатолия Потанейко – многократного победителя «Одесской Сотни». Он в очередной раз приехал из Анадыря (Чукотский Край) чтобы снова выиграть. Я планировал за него зацепиться и пробежать, сколько смогу, а дальше будь что будет. Но Потанейко не спешил. А взятый мной темп был вполне комфортным. Уже через час позади меня никого не было в пределах видимости. На первое КП (около 26 км) я прибежал первым. На секундомере было ровно 2 часа с начала старта.
Далее, маршрут уходил влево на «убитую» почти сельскую дорогу. Бежать по ней было вполне возможно, а транспорт почти не ездил. По обе стороны раскинулись поля, дул встречный ветер. Вот это настоящий кайф!
Приблизительно на третьем часу бега начал немного беспокоить натирающийся мизинец. Свернув к ближайшей остановке (пробегал через село) не придумал ничего лучшего, чем поменять местами носки что, как выяснилось впоследствии, не помогло. Проделав данную процедуру, вернулся на трассу и увидел – кого бы Вы думали – Анатолия Потанейко! Убегать от него я не стал, однако, расстояние между нами не сокращалось. Он просто держал меня в пределах видимости.
Впрочем, увидев его, мне стало даже спокойно. Всё дело в том, что как сказано в положении, дистанция с «элементами ориентирования». Этот самый «элемент ориентирования» заключался в том, что на старте каждому участнику дали карту, на которой ничего не было видно. Убедиться в том, правильной ли я дорогой бегу, можно было, лишь оглянувшись назад, и увидев «на хвосте» Анатолия. Кроме того, Потанейко сопровождала какая-то машина. Люди, ехавшие в ней, поили Анатолия водой. Мне тоже давали воду и вкратце объясняли дорогу (огромное им спасибо). На втором КП (около 56 км) я был первым. Лишь перед третьим КП (около 68 км) Анатолий впервые вышел вперёд. Однако перед КП я ускорился и был там первым (формальность, но приятно). Развязка была близка. Я почувствовал, что теряю силы, а Анатолий выглядел здорово. Нужно было пропустить его вперёд и идти своим темпом. Но нет! Я начал за него цепляться, обгонять, даже пытался оторваться. А он – спокойно себе бежал. Промучился я так километров, наверное, пять. Исход был вполне логичным – меня «накрыло». Я попытался сбавить скорость, но было уже поздно. Теперь я мог только идти. Потанейко быстро исчез за горизонтом вместе с сопровождавшей его машиной.
Мои ноги были забиты, дул приличный ветер, я начал замерзать. С собой была какая-то согревающая мазь. Я растёр ею икры и пошел дальше. Состояние было паршивым, я шел по встречной полосе, меня шатало из стороны в сторону. Временами пытался бежать, но более чем на 20-30 метров меня не хватало, время тянулось долго. Протопал я так километра полтора до какой-то палатки. Как оказалось, это было вспомогательное КП. Там мне дали стакан воды, сообщили, что до промежуточного КП «Молодежное» осталось около двух км и приказали не расслабляться. В основном шагая, иногда переходя на бег, я до него добрался. Там я попил воды, съел пару бутербродов и продолжил шествие. Бежать становилось все легче и произошло чудо – я разбежался! Скорость была не ахти, но это быстрей, чем идти пешком. Время перестало для меня тянуться.
В поселке Александровка произошло событие планетарного масштаба! Стоящий на оживлённом перекрёстке регулировщик остановил движение автотранспорта и пропустил меня на красный свет! Настроение у меня поднялось. Возникло ощущение, как будто я делаю что-то важное. Обязательно нужно добраться до финиша!
Приблизительно на 90-м км был перекресток, на котором стояла машина (уже другая, не та, что вела Потанейко). Из неё вышли двое ребят, дали мне чая, указали нужное направление и сказали, что волновались, не сошел ли я. На четвертом КП (около 92 км) я был вторым. Почувствовав запах финиша, я побежал дальше. Вскоре, меня догнала машина с 90-го км, и ребята сообщили, что отрыв от преследователей 10-12 мин. Пришлось разгоняться. Далее, я следовал за этой машиной, которая вела меня к финишу, дожидаясь на каждом перекрестке. Уже было темно. Последние 2 километра маршрут пролегал по почти неосвещаемым закоулкам города. Если б не эти ребята, искал бы я финиш до сих пор. И вот – ФИНИШ. Я - второй. Время – 9:12:00! Через восемь минут финишировал Константин Баранкевич, который год назад был здесь вторым.
Замерзший, уставший, но довольный собой, я поехал на маршрутке домой.
На следующий день выяснилось, что мизинцы – это не всегда самые меленькие пальцы на ногах. Иногда они могут быть среднего размера, но это – пустяк по сравнению с впечатлениями, которые останутся у меня на всю жизнь!