Идея пробежать этот марафон возникла где-то за 2 недели до его открытия. Это совпадало с нашим визитом в Питер. Марафон был юбилейным – 20-м, интересно было посмотреть на его в новом ракурсе.
Сделал две прикидки в виде полумарафонского кросса в Битце и полумарафона в Лужниках. Результатом остался не очень доволен, но на что готов, на то готов. С интересом пролистывал на марафоруме высказывания айсеров.
Но за пять дней до старта возникли сомнения, вызванные диагностированным во время прохождения ВВК двухсторонним деформирующим артрозом тазобедренных суставов. Как сказал коллега травматолог: «Бог сделал человека для того, чтобы готовиться на мамонтов. Но первобытные бегали по траве, а вы по асфальту…да и не марафонские дистанции…». Что я мог ответить? «У каждого свои запросы!».
Так до конца и не решив, что же мне в этой ситуации предпринять, заявился предварительно на марафон через on-line регистрацию на сайте Белых ночей. Параллельно заявил и Надю, вдруг решится? Параллельно пришла коллективная заявка от айсеров, где также прописал свое участие.
Вынужденный трехдневный отдых пошел на пользу, болевой синдром в покое уже не беспокоил.
С ностальгией встретил в пятницу вечером знакомый Питер. Остановились у знакомых в частной гостинице. В субботу отправились на регистрацию в Зимний стадион. Напоминаний о предстоящем беговом событии на улицах не видно. Это уже привычно. Город обвешан плакатами Дня молодежи и Парусной регаты. Перед Зимним стадионом музыкальная площадка,но и она оказалась к марафону не имела никакого отношения. Несмотря на это мы удивились, когда вошли через Кленовую аллею в дворец спорта. Яркие шары,вывески, плакаты, спокойная регистрация. Народу не много. Видимо, вечером будет наплыв. Встречаю старых знакомых. Обмениваемся новостями. Наконец-то, спустя год появилась возможность отдать плеер Славе Гинину, который он мне отдал на Королевском марафоне. Приятно, душевно, ощущение домашности. Оставляю Надю регистрироваться на десятку, направляюсь к столику с on-line регистрацией.
- Какой у вас стартовый номер,молодой человек? – не очень любезно приветствует меня тетушка в красной футболке.
- Я не знаю.
- Значит, вы не прошли регистрации…- ее вердикт звучал сурово.
- Но я ведь отправлял три заявки. Проверьте фамилии!
- На ваш почтовый адрес должны были прийти стартовые номера. Раз не пришли, значит, идите в общую очередь регистрироваться.
- В Европе всегда проходят, а в России – нет.
Небольшое разочарование и только. Видимо, электронная почта в России работает еще по старинке. Заполняю карточки. Виза врача. Справки не спрашивают. Регистрационный взнос в 200 рублей кажется на сегодня символическим. Получаю номера, выбираю по размеру футболки. Организаторы обещают паста-пати. Чудно, да и только. За полупрозрачным занавесом официанты расставляют посуду, бокалы. Решили с Надей остаться на этот марафонский обед. К тому же главный спонсор - страховая компания Ergo организовывает бесплатный лотерею по розыгрышу довольно достойных призов.
Марафон експо,как всегда, скромный. Три столика. У одного из них замечаю он-лайн протокол,где встречаю свою фамилию. Что делать? Отдаю деньги, отправляюсь к организаторам.
- Ничего страшного. Второй комплект оставьте себе на память.
Футболка, значок, стартовый талон и номер, багажный талон, газета со схемой трассы,полузаполненное свидетельство об участии в марафоне, фирменный пакетик, билет на обед. На память, так на память. Появилась возможность и для Нади принять участие в паста-пати.
Под торжественные речи поднимается занавес дружеского обеда-ужина. Красиво, чинно,культурно. Официанты в белых костюмах аккуратно лавируют между столиками, собирая посуду, прилежные повара из немецкого ресторана в одноразовых перчатках грациозно подбрасывают макароны на разогретых сковородках, посыпая их пармезаном и поливая кетчупом. Их помощницы предлагают прохладительные напитки: пиво, вина, воду. Напротив громадный экран, демонстрирующий фильм о прошлогоднем марафоне. Все, как в лучших европейских традициях, а в чем-то и получше!
Но у Нади вдруг просыпаются амбиции.
- Что я за зря, буду обедом пользоваться? Я тоже буду бежать марафон!
Находим ее он-лайн капитана Salsakida, который недоверчиво смотрит на Надю, оценивая взглядом ее шансы на марафон, но обещает помочь.
- Здесь все равно нет никакой компьютерной базы! Сейчас все исправим!
Действительно,через 10 минут Надя уже имела свой стартовый номер. Пообедав, понаблюдав за лотерей, и отдав свои талоны на нее, мы отправились на Невский, который за прошедший год несколько преобразился за счет смены вывесок магазинов и контор. Нагрянувший дождь сменил наши планы в отношении вечерней пробежки.
Но вечером, заручившись поддержкой питерских друзей Игоря и Галины, которые обещали нас сопровождать на машине до места старта, фотографировать на дистанции, а после финиша отвезти в сауну и на вокзал, мы преспокойно вздохнули.
Термос с чаем, бананы, шоколад, яблоки, свежая футболка, носки, фотоаппарат укладываются в рюкзак.
Утром в день старта, проезжая Невский проспект, заметил небольшое оживление среди праздных туристов в виде бодро шагающих бегунов. В этот раз старт марафона, несмотря на его поэтическое название Белые ночи, решили дать в 10.00. С каждым годом старт переносится на более раннее время. Видимо, это традиция времени. Первым делом, первым делом, автомобили, ну а все остальные…потом!
- Вы испытываете волнение перед бегом? – начала нас интервьюировать Галина еще в машине.
- Обычно да. Оно появляется еще за несколько дней до старта и в день бега достигает своей кульминацией, иногда переходит в так называемый мандраж. Но сегодня это не так ярко выражено. Связано, прежде всего, с поставленными задачами. А они на сегодня скромные…
- А какой это марафон у вас по счету?
- Не считал, может пятидесятый. Обычно от двух до пяти в год стартую.
- Я тоже, когда плаваю, не считаю своих метров дистанции.
- Наверное, это похоже.
Припарковав авто на Миллионной, отправились с Игорем и Надей на предстартовую пробежку и последующую разминку. Замечаю, что среди участников большое количество бегунов других государств. Организаторы даже поставили в финишном створе флаги тех государств, марафонцы которых решили преодолеть 42 км. Но россиян заметно поубавилось. Даже среди местных знакомых мне питерских бегунов многие решили ограничиться дистанцией спутником – 10 км. Видимо, травмы, да и возраст дают о себе знать.
В 9.45 дали старт немногочисленным роликобежцам. Наверное, вчерашний дождь помешал массовости этому состязанию. Следом за этим и мы решили заполнить собой стартовый створ. Встречаю знакомые лица.
- Слава, ты к нам в Тихвин на следующей неделе приедешь марафон бежать? – интересуется капитан нашей команды лосей – Александр.
- Нет, к сожалению, не смогу.
- Ну ладно, удачи тебе сегодня!
- Взаимно.
Вот Володя М.– атлет из Электросилы, с желтым номером на марафон.
- Какие планы на сегодня?
- Да особо никаких, по четыре минуты, если удастся.
- Тоже неплохо….Каждый человек,преодолевший марафон, заслуживает уважения!
Хорошие слова,якорят!
Что-то негромко говорят про себя организаторы. Лишь эхо колонок, отраженное от Генерального штаба гулом долетает до внизу стоящих бегунов. В 9.55 дают старт неспортивного вида, но однообразно одетым красным футболкам, которые не спеша устремляются покорять свои метры. В 10.00 раздается негромкий стартовый
выстрел. Линию старта пересек через 10 секунд. Но брутто-нетто сегодня отсутствуют.
Немного споткнувшись об дедушку, решил искать себе безопасную лазейку и возможных
компаньонов. На третьем километре догоняю одноклубника Дениса Е.
- По четыре идем?
- Думаю, да, из четырех.
- Душно сегодня, весь мокрый.
- Да, влажность сегодня высокая.
На Университетской набережной встречаю соперника по курсантским временам – Дмитрия
А. Он ведет по дистанции девушку.Привет,привет, на ходу и ухожу вперед. Где-то пропадает Денис Е. Тучков мост. Отметка 5 км – 19.41. Тетушка объявляет время пробегающим. За ней первый питательный пункт. Но воды не хочется, не смотря на то, что переодетые в спортивные костюмы пушкинские
курсанты, заботливо ее предлагают пробегающим. На проспекте Добролюбова встречаю еще одного питерского знакомого. В прошлом году он обращался ко мне за помощью по поводу болей в паху. Леша Щукин, проходящий клиническую ординатуру на
кафедре ВМедА, помог ему тогда. Перед стартом мы договорились, что после финиша встретимся поболтать. Но тут наши курсы пересеклись, решили продолжить начатый разговор. К тому же проблемы у нас были сходные на сегодняшний день.
Как сказал ему Леша: «Бегун? …это диагноз! Видишь, клинику? Здесь три этажа больных…и все они хотят только одного – ходить!»
- Запросы познаются в сравнении.Человек увлеченный всегда стремится превзойти себя…
Вот и поворот десяточников. Трасса заметно поредела.
- Видишь, впереди синюю майку.
- Да.
- Он на 2.45 сегодня бежит. Можем подтянуться к нему.
Обогнав даму в белорусской форме, подтягиваемся к бегуну в синей майке, и наш разговор уже переходит в тройное русло.
-Самая короткая пятерка будет между 15 и 20-м километром, самая длинная – между 30-м и 35-м километрами.
- Я и не знал. Всегда думал, что просто увлекался и ускорялся после 15-го километра.
Пробежав Аврору, вышли на Петроградскую набережную. Справа родная Alma mater.
- Не мучает ностальгия?
- Иногда бывает. 10,5 лет учебы.Но суетно здесь, в Москве спокойнее служить и работать.
На десятом километре с секундомером в руках нас встречает легенда советского стайерского бега, и ныне преподаватель ВИФКа – Михаил Дасько.
- 39.45, десять километров.
Ровно идем.Решил воспользоваться водой и влажной губкой на питательном пункте. За это время нас профессионально обошла дама в белорусской форме. Вот и Петроградская сторона. Здесь почти четыре года проработал медбратом в детской инфекционной больнице, пока ее не закрыли. Впереди встречаем двух дам, которые вроде бы и не слепые, но не замечают, несущуюся на них, нашу тройку, указывая куда-то пальцами.
Дворец молодежи. Утренняя автопробка, вызванная забегом. Унылые водители дымят через окошки сигаретами, злобно поглядывая на пробегающих. Неужели ГИБДД не предупреждало?
Крестовский остров. 15 км. Выбегаем из часа, но темп падает. Очередная пятерка за 20.10. Борюсь с накапливающейся усталостью и тупой болью, из-за которой кажется, что бежишь на одной ноге. Синяя майка удаляется. Терплю. Но за пешеходным деревянным мостом сдаю и я. Двадцатка 1:21, но темп, кажется, упал до 5 минут на километр.
- Вам не плохо, молодой человек? – обращается ко мне регистратор времени.
- Нет, мне не плохо.
Хотя на самом деле, кажется, что сила земного притяжения стала в десять раз выше и еще чуть-чуть, расплющит меня. Не знаю, что было первично, боль или усталость, но я прихожу к выводу, что бороться на сегодня нет сил. И на 21-22-м километре, как раз месте пробегания стартового городка решаю сходить.
- Что тяжко, Слава? - догоняет меня соперник по курсантским временам.
- Да, Дима, не то слово!
- Давай вместе, я сегодня тренировочный марафон бегу.
- Давай, но я думаю, что скоро сойду…Я думал ты кого-то ведешь сегодня.
- Да вел, но она десятку бежала.
- А сам к чему готовишься?
- Не знаю, думаю что-нибудь осенью стартануть.
Поделился с ним своим горей-бедой.
- У меня тоже самое было. Три месяца не бегал. Травы, иголки, массаж и все прошло. Так бывают раз в два года обострения, но бегать можно.
Но Дворцовом мосту встречаем знакомых однофамильцев Соловьевых, которые иронично подбадривают нас. Ищу глазами Игоря и Галину. Не нахожу. Зато Радаев объявляет,что иду 88-м, улыбаюсь в объектив Mazake, ловлю поддержку от Володи М. и забываю о накануне принятом решении. Разговор еще не окончен и марафон тоже! Обгоняем двоих французов, которых подбадривает велосипедист.
- А нас сокращают. СКА расформировывают. Вот ищу сейчас новую работу. Прапорщики больше армии не
нужны.
- Нас тоже сокращают. Военные врачи тоже остались не у дел.
- Но ты со своей специальностью-то найдешь.
- Найду-то найду, но обидно. Почти 20 лет армии отдано было.
- У тебя личный 2.32, здесь на Белых ночах был?
- 2.31 с секундами в 2004-м году.Эх, было время! Тогда в Чечне к нему основательно готовился. Тридцатки в жару по четыре минуты, темповые, отрезки по вертолетной взлетке. Составил план по
книжке Полунина. Хорошая книжка, много дельных советов.
- Не читал.
- Рекомендую.
- А сотню сколько раз бежал?
- Три раза добегал из пяти.
- Тяжело?
- Не то слово. Рубит после 80-ти так, что с марафоном не сравнить.
Пятерка вышла на 24 минуты. Но увлекшись разговором, не заметил, как наш темп вышел на
крейсерские 4 минуты.
- Мальчики, молодцы, скоро питательный пункт, потерпите, немного осталось! – подбадривает счетчик времени,
женщина лет 50-ти.
- Спасибо.
- Но специально к ней не готовился, 400-500 км в месяц. Здесь в сентябре на «Испытай себя» бежал в 1996-м.
- А результат?
- Семь пятьдесят с секундами.
- Ты тогда первое место занял?
- Да, было дело. Сам об этом не знал. Километров за тридцать до финиша подъехала машина пятого канала стала интервью брать на ходу. А я в это время конфетами шоколадными подбадривал себя.
- Аркадий говорит, что приз вы неудачно продали.
- Да, за первое место наградили меня пылесосом. А времена-то голодные были. Денежное довольствие в армии задерживали, зарплата в больнице небольшая, только из летнего отпуска вернулся.
В холодильнике пусто. Возвращались к метро впятером. Навстречу двое новых
русских, с цепями золотыми на шеях. Продай пылесос, жене обещал купить.
Покупай. А сколько дашь? Дам 200 швейцарских франков. Вот газета Деловые новости,курс здесь опубликован. Еще не хватает для полного соответствия 150 рублей.Доплатили. Спросил у ребят, в том числе у Аркадия, франки-то настоящие? Настоящие, видишь написано Bank of Switzerland.Через час на Финбане в обменном пункте меня просветили. Франки из Бразилии. Валюта неконвертируемая. Так и остался я со 150-тью рублями.
-Да, были времена.
Тем временем набережная Фонтанки перешла в Невский, а затем и в Староневский. Увлекшись, я не заметил, как темп мой вырос, и мой попутчик остался позади, сменив собой другого. Поворот на площади Александа Невского. Осталось восемь самых тяжелых километров, которые еще приходились и против балтийского бриза.
- Вы в Солнечногорске «Тропами Блока» не бежали?
- Бежал в прошлом году! – с трудом выдавил из себя. Ноги постепенно стали наливаться свинцовой тяжестью, а голову бросало из стороны в сторону.
- И как вам?
- Понравилось. 25 километров бежал в лидирующей группе, но потом сдул. В итоге был 3-м в возрастной группе…Очень душевная организация!
- Мы старались. Приезжайте еще!
- Спасибо, там видно будет.
- Остались самые тяжелые и скучные километры.
- Вы правы.
- Из трех часов выбежим?
- Возможно.
А про себя подумал: «Кто как!»
Отметка 35 километров. Пятерка за 21 минуту. А дальше? А дальше попал в классическую яму
нетренированного марафонца. Пять минут на километр и не быстрее. С завистью
провожал взглядом сверкающие пятки обгоняющих, но поделать ничего не мог.
Ветер, усталость, гипогликемия и чувство отяжеления окружающего пространства.
Ощущения, которые впервые возникли на двадцатом километре, нахлынули вновь, но уже с новой силой. Прошелся метров двадцать. Не помогла. Быстрее бежать. Ищу глазами Смольный собор, Литейный мост. А их все нет и нет. Иногда встречаются указатели на дорожных щитах. Слова-якоря всплывают в голове, заставляя двигаться к намеченной цели. Уже не думаешь о времени, скорости, темпе. Главное – побить тяжелейшего врага на сегодня – собственную слабость, которая предательски и незаметно подкралась.
А вот и Литейный мост. Ныряю в трубу автопроезда. Отметка 40 километров. Холодная вода из курсантских рук. С трудом заставляю себя сделать пару глотков и отшвыриваю пластиковую бутылку в сторону. Сейчас бы чая, пепси или изотоника.Мечты, мечты! Осталась двойка. Три часа разменять не удастся. Темп черепаший.
Оглушенный трещетками болельщиков, вбегаю на Дворцовую площадь. Кто-то тяжело дышит мне в спину. Делаю последнее волевое усилие, чтобы ускориться не дать себя обогнать. Замечаю время на электронном табло. 3.05.45.
Медаль на шею, пакетик в руку. На финишном столе соленый огурец домашнего производства и та же злосчастная холодная вода. Замечаю ликующие лица Нади и друзей. Всё, марафон сделан!
- Что ты чувствуешь во время и после марафона, Слава? – допытывается Игорь, который сегодня впервые стал свидетелем бегового праздника.
- Это, как наркотик. Сначала ты три часа под кайфом, а потом некоторое время находишься в абстиненции, когда ты от него отходишь. Но в отличие от наркотической (алкогольной) абстиненции, ты, порой, испытываешь приятные эмоции от выполненной деятельности. Затем действие заканчивается и ты прибегаешь к очередной дозе…
- А ты пробовал наркотики?
- Нет, не пробовал, но больные рассказывали о своих ощущениях…Ты знаешь, когда три километра думаешь о том, чтобы сойти, так как уже нет сил бороться с накопившейся усталостью, а потом, преодолев себя, бросаешь вызов ей, ты чувствуешь, что пережил очень мощный экзистенциальный кризис, который дает сильнейший психотерапевтический эффект.
Мы уезжали из этого северного города с очень теплыми чувствами от того, что стали участниками этого карнавала. Три дня мы вращались на околобеговой оси, три дня жили в беговом празднике!
Когда попутчики в поезде спросили меня: «О чем вы пишите?», я ответил: «О беге!»
- Вы пишите о пользе бега? – поинтересовался интеллектуального вида парень лет 20, который
накануне демонстрировал правила питья Самбуки.
- Нет, это было бы банально. Бег, к тому же не всегда приносит пользу. Я пишу о своих
ощущениях и наблюдениях от этого приятного и занятного вида деятельности.
Ночью, сойдя с поезда, первым делом зашел на марафорум. Здесь уже были ссылки на финишные
протоколы. Подсчитал количество марафонцев – почти пятьсот человек. Редеют наши ряды!
Ну а утром меня ждал приятный сюрприз от начальника отделения компьютерной томограммы:«Доктор, ваши суставы действенно чистые! Обследуйтесь у неврологов!»