Впечатления — Yurvin — Пробег вокруг озера Вильянди (Эстония)
01.05.2010
Пробег вокруг озера Вильянди (Эстония)
Yurvin
12 км
39.08
http://www.viljandimaa.ee/jarvejooks/
1 мая 2010 г.
Пробег вокруг озера Вильянди - старейший и престижнейший в Эстонии, проводится в 81й раз. Один из самых массовых стартов Прибалтики, в этом году на дистанцию 12 км заявилось 3000 бегунов из 10 стран.
Трасса пробега не меняется: очень пересеченная, с холмами, оврагами, участками по болоту, лесным тропинкам, полям, полуторакилометровым отрезком по пашне. Она показалась мне сложнее пробега Хепоярви в Токсово.
Интересно, что местами участники могут сами выбирать себе маршрут: на первых километрах по городу можно маневрировать между домами, а можно бежать по грунтовке с перепадами в стороне,
по болоту можно лететь напрямую, а можно оббегать и т.д. Бывалые предупреждали об этом, но лидеры бегут почти все одинаково.
В Вильянди начиналась карьера легендарного Хуберта Пярнакиви (кто не слышал о его подвиге на матчах СССР-США в 1959 году, когда финишировав в бессознательном состоянии, он принес нашей сборной победу?!) Пярнакиви побеждал здесь 11 раз подряд (!) с 1952 по 1962 гг. На "Аллее Славы", которая начинается сразу от старта пробега, где ежегодно закладывается гранитная плита с именем победителя, еще при жизни ему был установлен памятник.
По количеству побед с Пярнакиви почти сравнялся Павел Лоскутов - сегодня он одержал десятую победу. Причем впервые он победил здесь аж в 1992 г. Его победные серии прерывал Вячеслав Кошелев и наш Алексей Соколов. Жена Соколова, Наталья, побеждала здесь 4 последних года. Личный рекорд Лоскутова в марафоне необычайно высок - 2.08 (выше рекорда России) и в свои 42 года он остается сильнейшим бегуном Эстонии. Ему же принадлежит рекорд пробега - 34.50, 2008г. Не сдает позиций и Вячеслав Кошелев (1968 г.р.), на каждом пробеге подтверждая свой класс.
Я планировал закрепиться где-то сразу после них (при регистрации мне дали как раз 3й номер в элитной группе как победителю Тартусского марафона 2009), но крепких скоростных парней в Эстонии хватает! Финишировал только 9м. Со старта толпа вообще не редела, а после 3-го км я бежал уже 7м. Но ровном грунтовом участке вышел на 6 место, но на подъеме откатился на 8-е. Уже под финиш в самом городе зевнул еще один рывок, и на стадион прибежал 9м. Думаю, что выше 6-го наградного места сегодня подняться было бы непросто. Но впечатления от уникальности и исторической насыщенности пробега остались сильные.
Встретил нескольких россиян из Пскова (они, кстати и помогли с заявкой и размещением),О Владимира Сухорукова из Печор, знакомых латвийцев.
Ездили на машине: 30-го в 16.00 из Гатчины через Псков, на границе в 19.00. Ночевали в летних домиках в Выру за 150 крон (1 крона - 3 рубля). С утра доехали до Вильянди (100 км). Обратно выехали в 15.00, дома в 23.00
P.S.
Для тех¸ кто подзабыл финиш Пярнакиви, предлагаю ознакомиться с выдержками из книги Петра Болотникова «Последний круг» и посмотреть отрывок их фильма «Спорт, спорт, спорт» (5 мин) – впечатляет!
Петр Болотников:
".... Тот забег стал уже легендой. Но расскажу о нём так, как он представлялся мне. Бегуны стартовали в самую жару — 33 градуса в тени. Воздух был как в парной, а его влажность такой, что выстиранная майка сутки висела и не просыхала. От металлических трибун шёл жар, как от печки. Бежать, конечно, было очень тяжело. Но всё шло нормально до седьмого километра. Наши(Пярнакиви Хуберт и Леонид Десятчиков) понемногу уходили, американцы — Труэкс и Сот — отставали. Надо отметить, что "десятка" была последним видом первого дня соревнований. А счёт уже был 75:73 не в нашу пользу. И вот на седьмом километре стало происходить нечто странное. Сот, уже порядком измотанный, вдруг сделал невероятный рывок, обошёл Хуберта, а потом и Лёню. На что Сот рассчитывал, понять было трудно. При той жаре и влажности один даже самый короткий рывок моментально приводил организм в нерабочее состояние. Видимо, Сот просто обезумел от жары. Конечно, это всем понятно теперь, но тогда рывок Сота показался нам опасным. Ведь на первом матче американцы нас победили. Вот Пярнакиви и решил не отпускать Сота. Он бросился за американцем, догнал его. А тот покачался немного — и упал. Его тут же положили на носилки и отправили в госпиталь. Вообще, в тот день на стадионе носилки были самым популярным видом транспорта. С трибун то и дело уносили зрителей, получивших тепловой удар. Десятчиков немного помучился и финишировал первым. А Пярнакиви оказался в тяжёлом положении. Рывок доконал Хуберта, но он не позволил себе сойти с дистанции. Особенно тяжело было ему на последней прямой: он пробежал её за минуту. Сто метров — за минуту. Хуберта бросало из стороны в сторону, он высоко поднимал колени и молотил ногами дорожку, не продвигаясь вперёд. Трибуны были в ужасе. Такой нечеловеческой борьбы ещё никому не приходилось видеть на беговой дорожке. Хуберт всё же финишировал. Судьи тут же в клочья разодрали его майку — на сувениры. Труэкс пришёл третьим и тоже потерял сознание после финиша..."
(Болотников ошибся, написав, что американца Сота "положили на носилки и отправили в госпиталь" "тут же", то есть после первого же падения. На самом деле после первого падения Сот ещё дважды вставал и дважды падал. Руководители американской команды после первых двух падений никого к нему не подпускали для оказания медицинской помощи — чтобы не потерять очки в результате автоматически последовавшего бы снятия Сота с дистанции. И только после третьего падения Сота к нему, прорвав оцепление, подбежал врач советской команды и начал делать массаж сердца. Это и спасло Сота: в больнице его всё-таки откачали. Кроме того, в своём описании легендарного забега Болотников упустил (возможно, намеренно) одно важное обстоятельство: всякий раз, прежде чем упасть, Сот замедлял бег, который затем переходил в странный подпрыгивающий "танец" на одном месте. Именно происшествие с Сотом, последовавшее за его "танцами", и заставило весь стадион с особым страхом следить за начавшимся на последних ста метрах дистанции таким же точно "танцем" Пярнакиви — то есть данный безумный "танец" был для всех явным предвестником скорого и неминуемого падения бегуна. Тем не менее, Пярнакиви, "протанцевав" дольше Сота, так всё же и не упал, "дотанцевал" до финиша. Кадры этого спортивного подвига — Пярнакиви из последних сил одурело вскидывает колени, бежит "вверх", оставаясь на месте —вошли в кинофильм "Спорт, спорт, спорт". Указанные кадры сопровождает голос самого Хуберта Пярнакиви, очень отстранённо с прибалтийским акцентом повторяющий: "Надо... бегать... до конца...")