Позади еще один марафон, не похожий ни на один из предыдущих. Как и первый беговой, он отличался спонтанностью в принятии решения.
Два с половиной месяца относительной гиподинамии, вызванной невозможностью продолжать тренировки из-за болей в левом тазобедренном и левом коленных суставах, несколько деморализировали мое самочувствие. Три попытки возобновить пробежки свидетельствовали о том, что повреждения суставных поверхностей на этот раз были значительными и постоянный прием хондропротекторов не восстановил их.
В первое майское воскресенье, взяв напрокат «горный» велосипед перед ВДНХ, после 25-ти летнего перерыва, в течение часа наслаждался скоростью и открывшимися новыми возможностями. Вечером мы с Надей уже решили, что в понедельник отправимся на ближайшую велобазу за покупками велосипедов. Тем более, что размышляли об этом на протяжении последних четырех лет. Останавливало множество авто на дорогах, отсутствие мест для езды и места для его хранения....
По совету друга и продавца-консультанта остановились на выборе мужского Scott aspect и женского Shwinn, моделей 2009 года. Настроив продажные образцы здесь же при магазине, мы отправились на разведку по нашему району. Не все оказалось так просто. Тротуары были покрыты рытвинами, бордюры ужасающе выступали над уровнем асфальтом. При беге и ходьбе этоого не замечаешь. Но при велоезде каждая такая кочка болью отдавалась на пятой точке. Мы теперь поняли, почему на Западе жители городов предпочитают шоссейные и туристические модели, тогда, как в России пропагандируют маунтинбайки. Бездорожье и отсутствие комфортных съездов, развязок приводит к такому неосознанному выбору.
Исследуя парки Сокольники и Измайловский, мы с удивлением обнаружили большое количество таких же, как и мы катающихся единомышленников и малую сознательность отдельных пешеходов, не стремящихся освобождать проезжую часть.
На сайте IRC-club.ru в подразделе «другие виды спорта» по совету Юрандера я вышел на ссылку велосайта. Также Юрандер сообщил мне о том, что он планирует выступить на веломарафоне 152 км в предстоящие выходные. С пятью тренировками в багаже, продолжительностью от часа до трех, я решил отложить свой велодебют на более подходящее время. Да и предстоящая поездка в Питер с возвращением в день старта могла дать накладку.
Но поразмыслив над ситуацией, проанализировав еще раз время возвращения в Москву, я зарегистрировался в стартовом протоколе. Если есть возможность сделать что-то сейчас, то потом это может быть уже поздно.
9 Мая ушли на поиски в Питере шлема, велоштанов, перчаток и прочей амуниции. Большинство из известных мне спортивных магазинов в центре города, за последние два года переквалифицировались в банки, кафе и винно-водочные. Удалось найти лишь гелевые перчатки, звонок и заднее крыло. Обязательное условие для старта и участия – наличие велошлема, выполнено не было. Но позвонив на мобильный организатору старта, получил ответ: «Приезжайте. Найдем вам шлем. Оставить залог. Аренда бесплатная…».
Приехав домой, за 30 минут переодевшись в беговую соревновательную форму (марафонки, тайцы, куртка, кепка) и позавтракав, наскоро собрав нехитрый багаж с провиантом (1 литр абрикосового морса на минеральной воде, бутерброд с сыром, 3 шоколадных конфеты, 100 граммовый тюбик геля изостара), я отправился на платформу Электрозаводская (благо, что под боком). От беспокойной ночи гудела голова, чувствовалась «крепатура» мышц бедренной группы. Может перенести затею? Но организаторы пишут о том, что для желающих будут два пункта для схода с дистанции.
Через полтора часа на платформе 88-й км заметил ярко-одетых велосипедистов - участников сегодняшнего заезда. Поздоровался, ребята все приветливые. Пристроившись за ними, добрался к месту регистрации. Павел – бородач - организатор соревнования, под залог 1000 руб., выдал мне велошлем, после оплаты регистрационного взноса в 100 руб. - мини-бейдж (сокращенная легенда) и листок в файле формата А5 с легендой трассы. Для меня эти слова, также как и перечисленные на них названия населенных пунктов звучали почти загадочно. Вчитываясь в километровые отметки, указатели поворотов, названия поселков, я ничего не понимал. Про себя подумал, пристроюсь за кем-то, глядишь и дотяну. Но приглядевшись к двухколесным агрегатам соперников, я почувствовал некоторую ущербность своего. Рамы, шины, колеса – все отличалось. Также, как и амуниция выступающих.
Короткий инструктаж Павла о сопровождении, трассе, соблюдении ПДД, правилах и местах схода. "Питательных пунктов не будет, контрольных точек тоже. Машина сопровождения будет до М5...". Тем временем объявлена двухминутная готовность. Человек 35-40 велосипедистов (из них 1 девушка) обнуляют свои велокомпьютеры, я по привычке – наручный секундомер.
- Тридцать, двадцать, десять, три, два, один, старт…
Наш велопоезд устремляется навстречу трассе и километрам. Пытаюсь пристроиться, но сохранять такую скорость проблематично. Решаю немного подотстать. Главное – почувствовать трассу! А скорость – это вторично. Тем не менее, определяю ее, ориентируясь на километровые столбики и показания секундомера. Выходит 2 минуты на километр т.е. 30 км/час.
Тем временем впереди вырастает препятствие в виде железнодорожного переезда, шлагбаума и двух встречных поездов. За время ожидания меня нагоняют два гонщика, а велокараван полностью исчезает из вида. Ухожу вперед от преследователей, но без особой надежды. На часах двадцать минут движения. Скучновато. Дает знать о себе «крепатура» бедра. А сколько же еще километров впереди? Встречный ветер заставляет прижиматься к рулю, обгоняющие машины норовят согнать с шоссе на бровку. Лавирую между выбоинами. На часах 30 минут движения. Поскорее бы наступило состояние, когда перестаешь следить за временем. Вот и город Егорьевск. Замечаю, что кто-то сходит с трассы, направляясь по проселочной дороге. Случайные болельщики – мальчишки, ремонтирующие свои велосипеды, интересуются маршрутом гонки. Отвечаю, что стартовали в Воскресенске.
- А финиш где?
- Там же….
Но думаю, что этих слов, они не расслышали из-за ветра и начавшегося спуска.
Ориентируюсь на появившейся маячок в виде нагруженного поклажей участника соревнований, едущего метров в 400-500. Информация на бейдже-легенде для меня еще не читаема. У этого парня перед стартом я заметил распечатку карты заезда, значит, ему можно доверять. Но на окраине Егорьевска он сделал тайм-аут на перекус, и я остался наедине с легендой. За моей спиной метров в 500-х фигура велосипедиста в светлой форме, с которым мы встречались на переезде. На пустынной развилке, лишенной каких-либо указателей, я ухожу вправо. Метров через 400-500 решаю оглянуться. Мой преследователь указывает, что нам налево. Пытаюсь его нагнать, но тщетно, вскоре и он исчезает из вида.
Два часа позади. Пройден Егорьевск – место схода. По бейджу-легенде позади чуть больше 50-ти километров. Мои ощущения свидетельствуют об усталости и о том, что на сегодня этого километража было бы достаточно. Но путей для схода нет. Дождь, вперемешку с ветром и солнцем заставляют врабатываться дистанцию. Пытаюсь распределить свой провиант, вспоминая о гипогликемических атаках и водно-электролитных нарушениях. Он постепенно тает. На 60-м километре наблюдаю сидящего на остановке парня, который недавно ушел от меня.
- Помощь нужна?
- Спасибо, нет.
Через пару километров он присоединяется ко мне, и ехать становится не так одиноко.
- Ты почему передачи не переключаешь?
- Не знаю…как…
На ходу получаю инструктаж, о переключении передач. Становится значительно легче преодолевать подъемы. Кажется временами, что велосипед сам по себе катит. Не нужно влезать в него, когда впереди появляется очередной подъем.
Знакомимся. Сергей. Начинает сезон. После травмы. Делает прикидку. Обменялся информацией о себе. Вместе прошли 10 км. Попутчик рекомендовал сменить велосипед, шины, приобрести велокомпьютер, туфли и многое другое. Вскоре он уходит от меня вперед, но ненадолго. На 75 км наблюдаю его сидящего на остановке. На мой повторный вопрос он ответил повторным отказом. Через 2 км он опять нагнал меня.
- Может ты голодный, Слава?
- Нет, спасибо. У меня еще бутерброд есть. Да и магазины появились у трассы. Если что, куплю чего-нибудь.
Сергей ускоряется, и я вновь остаюсь наедине с собой, своими невеселыми мыслями и трассой с выбоинами. Печально провожаю уходящие машины, ловлю волны воздуха, создаваемые большегрузами. Болят ноги, ягодичные мышцы, ноет спина, в голове туман. Пытаюсь менять положение посадки, рук. Это спасает, но ненадолго. Воды нет, питание на исходе.
В Запрудне не выдерживаю, делаю остановку на посещение придорожного сельского магазинчика.
- Кто вас запустил сюда с велосипедом? - грозно набрасываются две продавщицы, подобно дворовым, охраняющим богатство хозяина.
- А никого не было, кто бы не впускал.
- Мы здесь полы моем, а вы на велосипеде! Вы бы еще на машине заехали! – продолжается атака.
- Машины не имею, да ее и не украдут, если оставить на улице.
- Немедленно выведете велосипед на улицу!
- Если я выведу его на улицу и оставлю, то его мигом не станет.
- Это ваши проблемы!
Понимаю, что спорить бесполезно. Нахожу компромисс в виде оставления велосипеда в прихожей торгового зала.
- Две «Пепси» по 0,33 и банку «Адреналин Раш» 0,2.
- Сто рублей.
Сделал коктейль, соединив содержимое трех баночек в пустой фляге. Запил бутерброд полученным коктейлем. Теперь до 100 км должно хватить. А там начнется М5. Не знаю, что это, но по тому, как произнес эти слова Павел – организатор, должно быть что-то особенное. Участок с 75 км по 96 км показался самым тяжелым. Это, как в марафоне после 30-ки, когда начинаешь капать и сливать.
В одном из подъемов я перешел на шаг, но ноги меня не слушались. Щадя поврежденное левое колено, я делал акцент на правом. Минимум педалирования на спуске. Вроде бы стало легче. Может быть, подействовал энергетик, не знаю, но появилось желание петь. Вспомнилась какая-то энергичная мелодия.
Трасса покрыта выбоинами, которые не всегда удается объехать. Иногда отвлекаюсь на нетронутые человеческой рукой пейзажи, освещаемые заходящими лучами солнца (хорошие ракурсы для фотосъемки). Ни одной пасущейся коровы или другого животного, минимум пахоты. Провожу аналогию с Европой и ужасаюсь нашему развалу.
Впереди наконец показалась перпендикулярно расположенная М5. Меня нагоняет парень в черной велосипедной форме.
- Марафон едешь?
- Да.
- Много народу стартовало?
- Человек 35-40… А ты опоздал?
- Да.
Велосипедист резво уходит от меня. Пытаюсь его догнать, переключая скорости, но тщетно. Цепь срывается со звездочки, и я делаю вынужденную остановку. Это уже пятая. Хорошо, что не разорвал.
Выхожу на М5. Шум трассы заглушает все остальные звуки. Дорога идеальная. Усталости и боли, как ни бывало. Только скорость и ветер. Стараюсь не думать об оставшихся 50 км. На такой скорости не успеваю читать бейдж. Кроссовком и педалью задел бортик ограждения трассы. Потерял равновесие, чуть не упал. Глазами ищу указатели легенды на местности. Они появляются, правда, не так быстро, как хотелось бы.
Вот и поворот на Ратвилово. До финиша 9 км. Здесь меня настигает телефонный звонок. Это Павел – организатор, интересуется моим местонахождением.
Трасса переходит на поселковую дорогу и теряет свою привлекательность, а вместе с этим падает и скорость движения. Но появляется очередной маячок, который, кажется, приближается ко мне. Переключаю передачу, опять спадает цепь. Решаю, что буду ехать на одной скорости, но настигну цель. За два километра до финиша обхожу недавнего попутчика. Откуда то появляются силы и, кажется, что позади не было изнуряющего марафона. Отметки 1000 метров, 500 метров мелькают, как в калейдоскопе. Вот и Мазда 3, вот и Павел. Кто-то из участников фотографирует меня. Все трасса сделана! На часах 7:09.12.
Бананы, Кола, вода на финише, инструктаж о проезде к вокзалу. Втроем из числа последних финишировавших колесим 7-8 км по Воскресенску в поисках платформы 88-й км. В разговорах и обсуждениях доезжаем с ребятами до Москвы.
P.S. На следующий день из сайта velogearance.com узнал о занятом 1-м месте в категории МТВ (маунтибайк).
Ночью часто просыпался от болей в коленных связках, весь день прошел в состоянии астении. Огромного труда пришлось приложить, чтобы заставить себя сесть на велосипед на следующий день и проехаться 30 км. Но через день практически все редуцировалось.