Полумарафон весенний гром.
Почему Крылатское. Решение участвовать в нем созрело внезапно, накануне старта. Принял решение в пользу полумарафона 7 мая в Крылатском, а не в пользу марафона 9 мая в Конаково. Причины разные. Свою роль сыграло то, что добираться в Конаково намного дольше, чем 5 остановок на метро до Гребного канала, терпеть в полумарафоне в два раза меньше, чем в марафоне (а последующую рабочую неделю никто не отменял), ну и плюс: в Крылатском собрались стартовать, судя по заявкам, многие знакомые айрсеры, с которыми хотелось бы повидаться.
О плане на бег. После марафона «Мир» 24 апреля я провел уже десяток тренировок с общим объемом 170 км. И мне захотелось внести разнообразие в тренировочный процесс, добавить изюминку в пресные и однообразные будни. Поэтому сам старт запланировал в виде темповика (конечно, относительно моего личного уровня). Ну и о никаком рекорде речи не шло. С рекордом было бы прекрасно, ведь трасса в Крылатском ровная, как тарелочка. Ну, а если бег закончится без личного рекорда, и так понятно. Не догнал, так хоть согрелся.
О предварительных мероприятиях. В четверг пятого мая заявился, оперативно оплатил стартовый взнос через «Киви-кошелек», вечером провел равномерный бег на 16 км (кажется, он получился чуточку быстрым, слегка понесло, а я не притормаживал, так здорово было бежать под весенним дождем, сопровождаемым раскатами весеннего грома). В пятницу отдохнул, занявшись домашними делами. А в субботу в 10ч. 10 м., одевшись, как на старт (сверху спортивные брюки и толстовка), вышел из дому.
О дороге к месту старта. Прокрутил в голове карту подъезда к Гребному каналу, сориентировался на выходе из метро «Молодежная» и пешком двинулся на север. Время от метро заняло около 25 минут. В 11.10, чуток поплутав на последнем участке движения, вышел к месту регистрации. Присмотревшись к одному из встречных, опознал Артозауруса (Артем Щеболев), с которым был знаком заочно по марафоруму. Познакомились и очно. Зарегистрировался молниеносно (спасибо оргам и Михаилу Громову конкретно), получил номер и в довесок батончик «Арена». Уже отходя от стола, глянул на «скучающего» мужика за столом. Ба, знакомые все лица!!! Не, таки не зря я сюда приехал. Комкур (Евгений Куров) лично и собственной персоной. Транзитом из Петербурга в Москву, то есть в Киев, где планирует пробежать Полумарафон, а по дороге заодно разомнется в Крылатском. Тесен мир, вот и с Евгением познакомились лично (человек не чуждый армии и делу защиты бывшей Родины).
Перед стартом. В раздевалке тусуется партия айрсеров. Игорь Сложеникин, Юрий Демичев, Слава Пестриков, Юрий Белоусов и другие. Душевно и тепло здороваемся. Мимоходом и переодеваемся. Время на подготовку уходит по минимуму. Три минуты, из которых одну цепляю булавками номер на майку. Выходим небольшой группой к гребному каналу, где царит праздничная атмосфера. Вокруг все сияет свежей весенней красотой. Очередное возрождение природы. Высоченное хрустально прохладное небо, по которому кое-где разбросаны белые пушинки перистых облаков. Легкий бриз перпендикулярно каналу, в воде которомго плещутся байдарочники, каноисты и академики. Эх, и где моя далекая гребная юность? В какой дали затерялись, как в тумане лет, те расходящиеся от носа байдарки усатые волны…
О старте для малышей. Оставляем вещи в палатках для хранения. Ожидаем старта, до которого еще полчаса времени. Озабоченный родитель чУдного киндера, волнуясь, задает нам вопрос о том, почему не запускают малолеток. Поддерживаем мысленно папашу, волноваться которому осталось всего лишь пять минут. Ибо старт на один километр состоялся с небольшой задержкой. Миша Громов доходчиво, как Чебурашка в мультфильме, произносит юным бегунам напутственную речь. Ничего, что слегка нескладную. Через десять лет он станет Цицероном, если захочет продолжить организаторскую деятельность на избранном поприще. Вскоре финишируют наши олимпийские надежды.
О старте взрослых. Подтягиваются участники. Народу набирается прилично: под двести человек. Кстати, дорожка для бега не очень широкая, стартовать будет неудобно. Успокаивает, что дорожка таки длинная. Места хватит всем. Мелькают знакомые лица: Саша Гаврилов, Николай Моргунов, Батька Чапай, Мишель Митчелл (странно промолчавшая в ответ на мое жизнерадостное «Хай, Мишель!!!»), Йола (не Яак, а Саша), 2А2Н, Леонид Бурыкин и другие. Подходит, кажется, и наш черед. Солнце подымается к зениту. Дружеская атмосфера ослабляет струны натянутых нервов. Выдвигаемся к красному флажку, полощущемуся метрах в трехстах перед линией финиша. Около флага и будет старт. Полумарафон состоит из пяти четырехкилометровых кругов и маленького кусочка, а десятка – из двух кругов с солидным довеском. Старт на обе дистанции общий. Честно уступаю место в первом ряду бегунам с более высоким рейтингом и большими амбициями. Занимаю место сбоку где-то ряду в пятом, на газоне. После очередного напутствия Михаила Громова и тихой команды «На старт, внимание, марш!» (вот где резерв, к такой организации бы еще да петарду погромче, чтобы душа развернулась от неожиданности, а «потом обратно завернулась») стартующие дружно включают секундомеры и делают первые шаги из предстоящих нескольких тысяч.
О ходе забега (с моей личной точки зрения). Нет ничего приятнее первых километров со старта. Когда над тобой еще не висит тяжким грузом бремя усталости, тело еще не высушено жарким ветром и наполнено зарядом энергии.
Первый поворот. Лидеры начинают бег в темпе по три с лишним минуты на километр. Пелотон формируется в соответствии с градиентом скорости. Это предварительный расклад. Кто-то потом добавит по ходу дистанции, а кто-то откровенно сдаст свою позицию. Время покажет.
Бежим. Догоняю Форреста (Юрий Демичев), который стоял ближе к линии старта. Разговариваем на ходу. Первый километр за 4:23. Это несколько быстрее, чем я планировал. Юра чуть замедляет скорость, я продолжаю бежать в том же темпе. По километрам: 4:25. 4:27. 4:28. Есть первый круг. Осознаю размеры искусственного острова в Крылатском. Да, умели строить раньше. Остров напоминает взлетную полосу для какого-то космического аппарата. Вытянутый овал, покрытый травой, окруженный каналом для гребли. Асфальтовая дорожка проходит по самому краю суши. То и дело навстречу попадаются тренеры гребцов на велосипедах, понукающие своих подопечных. Стараюсь не думать о том, как хороша и чиста вода в Гребном канале. Становится жарковато. Несмотря на благоприятный боковой ветер, со лба побежали первые капли пота. Пункт питания. Пить не собираюсь. Полумарафон не такая дистанция, чтобы без воды сойти с дистанции. Волонтеры подают воду прямо в руки. Отказываюсь. Ухожу на второй круг. Догоняю Чапая, который бежит десятку, приветственно обмениваемся рукопожатиями. Может, это придаст ему капельку вдохновения для окончания бега.
Прислушиваюсь и к себе. Не совсем хорошие предчувствия овладевают мною. Не нужно ходить к гадалке, чтобы самому догадаться, что будет, если я не сброшу скорость.
Быть или не быть? Выбираю бег. Лидеры впереди на несколько километров. Второй круг держу взятый с самого начала темп (в диапазоне плюс минус 4:28). Для одного такой темп просто разминка, а для меня, похоже, прогулка выливается в аутодафе. С девятого километра темп падает до 4:40. стоило ли начинать по 4.20? В чем причина падения скорости? Сухой длинноногий ветеран на четвертом круге постепенно догоняет и, поравнявшись с мной, произносит. «Молодец, хорошо бежите!» Правила хорошего тона соблюдаются. Сейчас он убежит дальше, а его слова - станут моей эпитафией. Это как мое прощальное рукопожатие Чапаю. Убеждаюсь, что лишних сил бодрые слова не прибавляют. Состояние коматоза нарастает постепенно. Стараюсь максимально противостоять усталости, овладевающей каждой клеточкой тела. Ватными становятся ягодицы, четырехглавые мышцы и задние поверхности бедер. Воздух сипло свистит через рот, открытый, как у выброшенного на берег кита (вспоминается хит от Эдмона «вот мерило вашей скорости - открытый рот»). Понимая, что спалюсь с мерилом скорости перед десятком фотолюбителей, в зоне действия дальнобойной оптики стараюсь максимально уменьшить диаметр этого самого мерила. Но от природы не уйти. И после нескольких секунд позирования с приличным лицом, дышать хочется в два раза чаще и в три раза глубже. Как следствие, нижняя челюсть вообще падает на грудь, а «красный галстук» вываливается и начинает свободно реять на ветру. Беда в том, что на подходах к концу круга фотокиллеры группируются плотно: они висят гроздьями на вышках, зорко целятся в измученные тела из придорожной травы, и терпеливо ловят кадры с обочины. Но я, кажется, уже перехожу ту грань, когда хочется быть красивым и респектабельным.
Тем временем в борьбе с собой, с одуряющей слабостью и нехваткой кислорода в крови, сипя мехами легких, заканчиваю четвертый круг. Сзади настигают шаги. Кто-то обходит меня. А-а! Узнаю. Это тот мужик с изрядно волосатыми ногами, которого я обогнал на втором километре и которого запомнил по этим самым волосатым ногам. Думаю о том, каково мне будет, когда меня начнут обходить все, которые бежали сзади. Начинаю чаще перебирать ногами. Но, судя по джипиэсу, это не особенно помогает наращиванию скорости. Хотя спасибо и тому, что темп таки еще держится в пределах 4:50 на километр.
Опять слышу шаги, очередной догоняльщик. До конца четвертого круга еще километра полтора. Чуть поворачиваю голову направо. Едва не сбиваюсь с шага. Юра Демичев! Он догоняет меня, похоже, безо всякого напряжения, и постепенно обходит с какой-то шуткой. Где знаменитая теща госпожа Тарасова, известная в ультрамарафонских кругах бегунья? Она пропускает момент истины. Похоже, зять удачно поймал свой темп. Успеваю пожелать Форресту, чтобы он пробежал не медленнее 1:35, а мысленно добавляю: за себя и за того парня, то есть за меня. В то, что я пробегу быстрее своего результата в Киржаче (1.36:09) уже не верю. Да и ладно, кажется, сегодня мне темповик удастся на славу. Последний круг. Дымка качается уже не в глазах, а в моем мозгу. Гребцы, работающие на отрезках, здоровенная баба-тренер на мотороллере, катящая навстречу, ложатся штрихами на выгорающий лист сознания. Подумываю, можно ли загнать себя до предела, или все-таки сработает защитный механизм. Впереди бежит небыстро мужик в белой футболке. Обгоняю не глядя, опустив голову. Внезапно мужик спрашивает меня, какой круг я бегу. Поднимаю глаза. О! Игорь Сложеникин. Отвечаю, что мне остается еще два километра. Одновременно осознаю, что ему бежать столько же плюс еще один дополнительный круг. Кошмар. Как я его понимаю. Последние сотни метров. Фотографов не видно. Дышу почти на каждый шаг. Юра финиширует где-то далеко-далеко, оторвавшись метров на двести. Каков молодец! Нет, молодцы сегодня, конечно, все. Но он, похоже, здорово улучшил свой личник на полумарафоне. Набегаю, вскидывая руки. Не жест победителя, а вопрос души: «А на хрена оно мне было надо???» Все. Сожжение состоялось. Упираю руки в колени. Так легче. Останавливаю таймер. 1 час 35 минут и 49 секунд. Опять рекорд Бубки. Подскакивает малыш и цепляет на шею памятную медаль гигантского размера. Делаю глоток воды, забрасываю в рот горсть кураги. Оцениваю, что сейчас и здесь имеется все, что положено. Весь взрослый набор налицо. Громов объявляет, что через час будут готовы и предварительные протоколы. Супер. Молодая команда смогла отжечь сегодня неплохой праздник бега. Подходит Юрий Демичев. У него время один час 34 минуты. Чапай (Саша Васильев) делает нам фото на память. Разговариваем, а я все еще пытаюсь понять, что со мной сегодня было, как человек, на голову которого неожиданно свалился кирпич. Субъективно мне было намного тяжелее, чем на марафоне «Мир». Ладно, вариантов много, но вывод один: шапка сегодня была не по Сеньке. Скромнее надо быть, товарищ. Но, несмотря на неважное самочувствие, я радуюсь, что я жив, у меня все хорошо, в руке стаканчик с водой, и весна идет в Московию неотвратимо.
О философии бега. Перекидываемся парой слов с молодым парнем по фамилии Малков, с которым бежали на «Мире» шаг в шаг не один десяток километров. Сегодня он пробежал за час двадцать семь. Парню двадцать лет. Хвалю его. Все-таки он молодец. Тем временем финиширует и его 46-летний стройный и подтянутый отец. Да, понятно! Вся наша беговая тусовка, это одна большая семья. И вместе мы выдаем на гора не один пуд соли, додумываю, стирая со лба шершавые крупинки.
Остается немногое: добраться домой. В раздевалке после душа одеваются Слава Пестриков и Леонид Бурыкин. Монстры быстрого бега. Так, как они, я побегу, полечу, может быть, только во сне. Но мне было важно сегодня суметь преодолеть себя, себя вчерашнего, себя больного или себя усталого. А преодолев, получить восторг и радость оттого, что это получилось, а заодно и понимание смысла, зачем нужно было выкладываться по дистанции и терпеть свою боль. Вот она моя такая себе простая философия бега.
О финале. Юрий подбрасывает меня на авто до метро «Молодежная», прощаемся. Через полчаса я буду дома. К концу подходит очередное небольшое приключение, за которое заплачу бессонной ночью и гудящими не находящими места ногами. А в полусне вновь и вновь я буду возвращаться к сегодняшнему бегу и планировать будущие тренировки.
Спасибо организаторам и участникам.
Всем удачи. И Спасибо всем, кто дочитал до конца.