Вот и свершилось. Закончив последний, велосипедный этап Суперкубка журнала «Лыжный спорт», я достиг своей спортивной цели на 2004 год - той цели, о которой заявлено на моей личной страничке сайта IRC. Придется теперь ее переписать заново – определить для себя новые цели и новые рубежи. Но об этом чуть позже и не здесь – про свои «творческие планы» расскажу отдельно (если это кому-нибудь интересно), когда сам для себя их определю. Результатами же прошедшего сезона я вполне удовлетворен, в конце концов, ведь мне удалось установить личные рекорды (хотя это как раз не удивительно) на дистанциях от 10 км. до марафона.
Ну и конечно Суперкубок это отдельная «песня». Во-первых, это несколько весьма разноплановых нагрузок (лыжи – бег - горный велосипед), во-вторых, дистанции всех этапов можно назвать марафонскими (формально беговой этап конечно 30км. но с учетом Битцевского рельефа, нагрузка в целом сравнимая). Ну и в-третьих, это необходимость поддерживать соответствующую нагрузкам спортивную форму в течение всего года. Последнее было для меня особенно важно, так как до середины 2003 года мои занятия спортом носили сезонный характер (зимой катался на лыжах, а летом копил жир).
Сейчас уже можно сказать, что физически самым сложным этапом для меня была лыжная «Суперсотня» - состояние в конце дистанции, сразу после финиша и несколько недель после было тому свидетельством. Самым приятным во всех отношениях этапом была «Тридцаточка» (основной вид, хорошая погода, хорошая подготовленность и, конечно же, коллективное участие IRC). «Велосотня» же была самым загадочным этапом... О ней и речь.
Начну с того, что велоспортом я не занимался никогда, даже на самом любительском уровне. Вспомните, если в обязательной программе школьной физкультуры и бег, и лыжи (если вы не проводили свои детские годы на широте «южнее Киева») присутствуют, то вот велосипед – дело исключительно добровольное. Так что, в детстве велосипед воспринимался только как забава, а потом в студенческие годы и позже он вовсе был заброшен из-за недостатка времени и наличия более интересных развлечений (стихи, любовь, алкоголь, музицирование, рыбалка…). Когда же несколько лет назад я взгромоздился на новый горный велосипед своего брата, то понял, что и эту сферу не обошла технологическая революция – ощущения как от механизма из фантастического фильма о будущем. Правда, тогда я тоже не задумался о покупке байка.
Твердое решение о покупке велосипеда было принято уже тогда, когда я вовсю готовился к своему первому беговому марафону и строил планы на участие в Суперкубке. Кроме того, многие мои друзья и коллеги к тому времени уже обзавелись «железными конями» и провоцировали желание присоединиться к их «покатушкам».
К покупке дорогой и сложной техники нужно относиться серьезно. Приобретение велосипеда вылилось в настоящий многоэтапный проект. Была собрана и проанализирована информации о типах велосипедов и марках производителей. Были изучены все подробностей о многочисленных деталях и узлах современного горного велосипеда (например, что предпочесть – каретки типа ISIS или Octalinc). Со всей тщательностью был выбран достаточно солидный магазин, способный не только предложить разумную цену, но и обеспечить последующее техническое обслуживание моего велосипеда. Тут надо сказать, что настройка (или тем более замена) многих узлов современного горного велосипеда, во избежание неприятных неожиданностей должна производиться квалифицированным механиком.
В результате выбор был сделан в пользу недорогого велосипеда «Kinetic» от чешской фирмы «Autor». Собственно чешского там ничего и нет, так как все детали сделаны в странах юго-восточной Азии, а сборка производилась в магазине «Омнибайк», в котором я его и покупал.
В ходе подготовки к гонке, велосипед претерпел легкий «тюнинг».
1) Были заменены дешевые, пластмассовые в своей основе, ролики заднего переключателя;
2) Заменено седло – куплена более легкая и узкая «скамейка» от китайской фирмы «ВВВ»;
3) Куплены более узкие и «шипастые» шины фирмы Tioga;
4) На место штатных, встали дорогущие американские контактные педали «Crank bros».
Соответственно к педалям были прикуплены специальные велоботинки «Exus». Кроме того, натерпевшись от жесткости сидений в ходе немногочисленных тренировок и одного похода выходного дня, я без колебаний приобрел велоштаны с «памперсом» от той же «ВВВ». По совету же брата, я отказался от идеи ехать гонку в х/б майке с длинным рукавом и купил опять же специализированную веломайку «AGU». Вершиной (в самом прямом смысле) моего боевого облачения стал самый дешевый, какой я нашел, шлем с говорящим названием «КАСКО».
Такой вот, весь из себя экипированный, стоял я ранним утром возле своей машины в Битце, а подъехавшая группа поддержки в лице MaZaK’и и al_al’а делала первые фотографии и всячески готовилась поддержать меня на дистанции – финиками, курагой, чаем, бульоном, пастилой и всем чем бог послал. (Матэ с собой я не привез, а пил его всю неделю до гонки с липовым и эспарцетовым медом.)
Тем временем в Битцу съехалось столько народу, что протолкнуться через толпу машин, людей и велосипедов стало трудно. Уж на что теперь красивая форма у бегунов или лыжников, но велосипедисты все ж куда как пестрее… В глазах рябило от ярких красок – майки, банданы, шлемы, велосипеды, штаны самых невообразимых расцветок и причудливых узоров… Заметил, очень много народу едут с гидро-рюкзаками Camelbak – если на беговых, или лыжных соревнованиях пользователей этих приспособлений единицы, то тут пожалуй каждый двадцатый. Велосипеды же у народа самые разные – своими глазами наблюдал и прогулочные, предназначенные для неспешного катания по ровным дорожкам парков, и даунхильные «двухподвесы» весом по 20кг., и туристические велосипеды, сильно облегченные и производящие впечатление общей хлипкости. Один (видимо особо выдающийся) байкер гордо крутил педали чуда маунтинбайкостроения – велосипеда Vertex Team Sc – с рамой из скандиевого сплава, стоимость которого сильно зашкаливает за 7 тысяч американских рублей.
Что ж, решил и я опробовать трассу. Кто помнит «Тридцаточку», там почти сразу после старта, на входе в лес довольно крутой овражек. Ну, так лихо перескочив этот овражек, решил я углубиться в лес для мониторинга состояния грунта на трассе и общей «пробы колеса». Отъехав метров 300 от овражка, я услышал неприятное шуршание тормозов по переднему колесу. При осмотре выяснилось, что на переднем колесе образовалась здоровая «грыжа» и покрышка начала выходить из обода. Я развернулся, намереваясь аккуратно вернуться к машине и исправить поломку. Но, только я забрался на велик, раздался оглушительный взрыв. С елки вспорхнули испуганные птички. Передняя покрышка обвисла на ободе, а из-под нее торчали лохмотья лопнувшей камеры. Запасной камеры у меня не было - как-то ни разу меня еще камеры не подводили - обычно я их менял тогда, когда, неосторожно накачивая, ломал им ниппели, но купленный недавно хороший насос похоже решил эту проблему. Так вот, полный разочарования и тревоги за саму возможность участия в соревнованиях, за полчаса до старта я бежал по утреннему лесу с велосипедом на загривке.
Прибежав к группе поддержки, я оставил им велосипед, а сам ринулся искать камеру. На традиционных для массовых стартов развалах торговали лыжным оборудованием, рюкзаками и прочей мурой… столь же необходимой мне камеры не было. Оставалась одна возможность – побираться Христа ради, что я и начал безотлагательно делать. Перебегая от одной к другой группе велосипедистов, я жалобно вопрошал помощи, но камеры найти не мог. У одних запаски не было, но пытались помочь хоть добрым словом, у других, похоже была, но «жаба душила»… Уже почти отчаявшись найти камеру, я обратился к двум мужикам готовящимся к старту. Один из них, проявив самоотверженное дружелюбие, подарил мне свою запаску, с заботливо заклеенной в одном месте дырочкой. От предложенных денег, человек с гневом отказался. Есть еще на земле добрые, бескорыстные люди!!! Что ж, это мне наука - когда буду еще раз принимать участие в велосипедных соревнованиях, обязательно буду приезжать с двумя запасными камерами – одну буду брать для себя, а другую «для того парня», на тот случай, если кто окажется в моей ситуации. Быстро заменив камеру, мы отправились к месту старта.
На поле уже царила предстартовая суета. Разминающиеся велосипедисты сновали туда-сюда, судья информатор как всегда в таких случаях нес соответствующую моменту белиберду, солнце сияло над всем этим пропитанным предстартовым адреналином великолепием. Основная масса участников с белыми номерами это те, кто не участвовал в этапах Суперкубка. Есть еще какие-то розовые номера, кому уж они выдавались, я не знаю. У меня же, как и у всех участников Суперкубка - желтый именной номер. MaZaKa еще раньше заметила, что номер у меня «марафонский» - 42. Старт меж тем откладывали на 15 минут из-за того, что судьи обнаружили поваленные поперек трассы деревья и расчищали ее. Примерно в этот момент прибыл Taurus, и сразу же после приветствий «защелкал» затвором своей цифровой камеры.
Наконец до старта остались считанные минуты. Вхожу в стартовый коридор, встаю позади всей толпы, но народ все подходит и подходит, и я оказываюсь «в гуще событий». MaZaKa завет меня обернуться, делает фото. А вокруг народу… как будем стартовать, как не свалиться самому и не попасть в свалку, если кто-нибудь упадет впереди меня? Звучит выстрел и протяжное «Ура!!!» - ну началось, поехали.
Вскакиваю на вел, встегиваюсь в педали. Хорошо, что я стоял с краю в стартовом коридоре, так по краю прокошенного в траве коридора и ухожу со старта. Стараюсь ехать не напрягаясь, помня о том, что все еще впереди и рваться мне некуда. Первые километры по лесу даются легко, скорость высокая, но на спусках я притормаживаю – берегу потроха – на высокой скорости по лесным кочкам и корням трясет нещадно. На спусках меня многие обгоняют, а в подъемы на первом круге очередь… точно как и на лыжных соревнованиях. Иногда мне становится невмоготу тащиться в колонне, и я делаю рывки по траве, обходя одного-двух соперников. После выхода из леса начинается равномерный подъем по полю, а затем подъем по вечно мокрому и грязному месту к верхней точке трассы «Тридцаточки». В этом месте велосипедная трасса «расстается» с беговой и лыжной. Трасса выходит на дорогу под высоковольтной линией. Это довольно крутой спуск по каменистой и очень неровной тропинке. Велокомпьютер показывает скорость далеко за 30. Дух захватывает от скорости и тряски. В этом месте плотная цепочка велосипедистов разрывается, похоже, кто-то боится скорости еще больше чем я. Спуск заканчивается поворотом и небольшим взлетом к живописной березовой рощице. Мимо рощицы кавалькада ломится в тенистый овражек, где всегда грязища. Обратный склон овражка – очень крутой и скользкий взлет. На тренировках мне удавалось забираться на него сходу, не слезая с велосипеда, но сейчас приходится притормозить – в овражке очередь на подъем и приходится спешиваться. Преодолев глинистый лобик пешком, снова сажусь на велосипед. Начинается очень неприятный, постоянно набирающий крутизну подъем по узкой лесной дорожке. Кое-кто здесь уже на первом круге «ведет коня в-поводу» я же, пользуясь преимуществом контактных педалей, вкручиваю на самой маленькой передаче и обгоняю на этом подъеме порядочно народу (еще и за счет того, что спешившийся народ теряет время, залезая обратно на велосипед). Наконец начинается довольно ровный, широкий участок твердой дороги. Скорость движения возрастает многократно. Несемся по лесу, выбирая траекторию, чтобы не залетать в лужи и на корни. Неожиданно дорога ныряет прямо в лес. Узенькая тропинка в этом месте очень грязная, ехать тяжело. Наконец она кончается, и мы поворачиваем снова к высоковольтке, к привычным трассам.
Как же хорошо, что я знаю дорогу, и попробовал заранее здесь ездить. За счет ловких маневров между лужами выигрываю на некоторых участках по 2-3 позиции. Въезжаем на трассу «Тридцаточки» почти в том же месте где ее покинули, а это значит, что теперь нас ждет продолжительный спуск. Велик опять трясет на скорости по кочкам. Вираж в рощице и вылетаем на спуск по полю. На поле стоит Taurus с фотоаппаратом и фиксирует происходящее. Нырок в овражек и подъем почти к месту старта. На беговой трассе здесь отметка 5 км. на велосипедной же уже 8. Здесь единственный на трассе официальный пункт питания, но еще ничего не хочется. Под ободряющие крики группы поддержки ухожу на вторую половину первого круга.
Спуск в овражек и затяжной подъем. После подъема велотрасса опять расходится с беговой и уходит дальше в лес. Несколько поворотов и длинный, очень крутой спуск в овраг. В овражке БРЕВЕНЧАТЫЙ МОСТИК! Бревна навалены кое-как. Со всего маху врубаюсь в мостик… велосипед кажется сейчас «гикнется», а мои внутренности выпрыгнут из меня под переднее колесо. За овражком уныло чинятся обладатели не слишком крепких велосипедов. Но для меня все обходится хорошо и я, перескочив мостик, ухожу на не очень крутой, но грязный подъем.
Вообще по грязи ехать значительно тяжелее, чем по твердому грунту. На моем велосипеде стоят специальные грязевые шины, что хотя бы позволяет мне не буксовать, но все равно, сопротивление грязь создает колоссальное. Понимаю, почему организаторы оставляли за собой право сократить гонку до ОДНОГО! круга, в случае дождливой погоды.
Но погода великолепная. Сверху (ВЭТОП) светит яркое осеннее солнышко, но почти вся трасса проходит в тени густых лесных зарослей и это спасает от жары. Трасса то поднимается в гору, то спускается и после очередного овражка начинает карабкаться в крутую гору, которую исключают и из лыжной и из беговой трассы (лыжня-то по ней зимой идет, но только тренировочная). Кое-как забираюсь на нее и бросаюсь в спуск с той же горы. Несколько виражей и следующая мощная горка (та, что после 7-го километра беговой трассы). Тут приходится спешиваться – народу много и возникает очередь. После горки опять стремительный спуск и ровный скоростной участок под деревьями. Это мое любимое место на трассе. Но любимый участок слишком скоро заканчивается. Трасса выходит сперва на футбольное поле, а затем начинает карабкаться в последнюю крутую горку. В нее я опять заезжаю на самой малой передаче. Силы еще есть, да и трасса идет вниз, но здесь после разворота, метров 200 настоящее мучение – мелкие кочки и мощные корни деревьев. Какой-то парень кричит, чтобы я его обгонял, а я не могу – трясет так, что непонятно как крутить педали. Все-таки обгоняю парня и опять устремляюсь в длинный крутой спуск. Скорость огромная – спидометр показывает 36 км/ч. По асфальту я разгонялся на спусках значительно сильнее, но тут не асфальт, а кочковатая и скользкая лесная тропинка и я придерживаю тормоза. Собственно, почти всегда за собой слышу визг придерживаемых тормозов и других участников. На скорости вылетаю на стартовое поле – это конец беговой трассы, но на велосипедной еще добавлено несколько петель по кустам возле прудов. Преодолеваю этот последний километр осторожно – на тренировках я тут не ездил. После крутого подъема от прудов выезжаю на финишную прямую. Проезжаю в надутом финишном створе. Судья информатор объявляет что-то типа: «Участник, занимающий 42ю позицию в нашем Суперкубке – Александр Александров Сергей»… Я понимаю, что у них в бумагах опять путаница (хотя я специально звонил в оргкомитет, когда братец обнаружил у них в стартовом протоколе на сайте себя вместо меня) и прошу брата разобраться.
Точно не помню, но по моему, после первого круга я еще не останавливался для «подзарядки».
Уезжаю на второй круг. Никак не могу приспособиться к переключению передач. Все пытаюсь по аналогии с бегом равномерно распределять усилия. Но не получается, рельеф такой, что как бы не старался беречь силы, но в горки приходится изрядно попыхтеть. Когда же подъем преодолен, сил ехать на скоростной, а значит «тяжелой» передаче уже нет. Приходится какое-то время отдыхать и только потом переключаться. На этом теряется много времени. На втором круге пытаюсь еще быстрее залезать в горки и меньше отдыхать после них, чем окончательно себя выматываю. Все кого я обгоняю, двигаясь вверх, легко меня «делают» на спусках.
При спуске к середине второго круга перед полем, на котором «засел» Taurus, пытаюсь оторваться от небольшой группы преследователей и почти не торможу. Разгоняюсь изрядно и тут вижу, что лечу в здоровую яму с краю от тропинки. Тормозить бесполезно, судорожно пытаюсь увернуться и падаю, не успевая выстегнуться из педалей и путаясь в них. На меня тут же сверху со страшными криками налетает один из велосипедистов, ехавших за мной… кубарем перелетает через меня, его велосипед кувыркается по моим ребрам и по велосипеду. Остальные, кто едет чуть сзади, успевают затормозить, и пока мы распутываемся и поднимаемся, далеко обгоняют нас. У меня ушиблен левый локоть, но для такого страшного падения это почти ничего. Парень, упавший через меня, вроде тоже жив-здоров. Поднимаю велосипед, как ни странно ничего не сломано. Отъезжая же слышу, как чертыхается мой соперник - у него, очевидно, какие-то поломки…
Спускаюсь к середине круга и в первый раз «подпитываюсь». Пытаюсь, не слезая с велосипеда, выпить чай организаторов из пластикового стаканчика, но получается плохо. Спешиваюсь и беру у MaZaK’и несколько фиников. Al_al говорит, дескать не быстро ли я начал и что сейчас все мои соперники потихоньку начнут дохнуть… Отправляюсь на вторую часть второго круга с чувством «Не знаю как соперники, а я вот уже дохну не потихоньку, а вполне конкретно»… На подъеме из кустов вылезает Taurus с фотоаппаратом, делает снимки и говорит только одно слово: «Потерпи». Начиная с этого момента, он мне будет говорить это на каждом круге… Что ж, постараюсь не подвести. Терплю.
Конец этого круга и еще три круга проходят достаточно однообразно. «Терпежка» в подъемы, дикая тряска на спусках. Два раза на круг останавливаюсь, слезаю с велосипеда и жадно уничтожаю запасы съестного – финики, курагу, пастилу, «правильный» протертый куриный бульон, чай, печенье, мандаринки… На каком-то круге брат засовывает мне в карман майки (на спине) кусочек засахаренного ананаса. По дороге пытаюсь его есть, но получается плохо – доставать его неудобно, разжевывать тоже. Откусываю ананас кусочками. Фляжкой с водой, которую тоже взял ни разу так и не воспользовался – при этой тряске пить на ходу просто невозможно, или нужно много тренироваться. В какой-то момент сердобольная MaZaKa сует мне в карман пастилу. Когда я пытаюсь ее достать левой рукой из кармана на спине, она крошится.
На третьем круге меня начинают обгонять на круг лидеры гонки. Монстры. Первый обходит меня на одной из крутых горок. Я едва продвигаюсь вперед, а этот «метеор» проносится, привстав в седле и похоже, даже не переключая передачи на более легкую. Затем лидеры обгоняют меня уже небольшими группами. Стараюсь быть вежливым и уступать где это возможно, хотя тропинка, по которой мы едем в основном довольно узкая. Между тем, трасса с каждым кругом становится свободнее, а стартово-финишное поле покрывается телами сошедших участников – кто уже проехал планируемые 34 – 50 км., кто «сломался» сам, у кого-то сломался велосипед.
К концу пятого круга я, наконец, приспособился вовремя переключать передачи. Как ни странно, толи от более равномерного распределения усилий, толи от съеденных углеводов, но становится не так тяжело. Кроме того, я видимо приспособился к скорости на спусках и теперь разгоняюсь на них быстрее, чем 40 км/ч. Хотя усталость дает себя знать, и ровные участки я прохожу уже несколько медленнее.
Перед последним кругом основательно перекусываю и выгружаю все из карманов. Рядом со мной едут еще двое – оба с желтыми номерами – участники Суперкубка. Один с гидро-рюкзаком (Камельбэгом), другой в красной майке. На первой четверти круга я от них немного уезжаю, но в лесу за высоковольткой останавливаюсь, чтобы отбежать «в кусты». Эти двое меня догоняют и обходят. Однако я не зря выбрал такое место для туалета. В конце подъема я их опять обгоняю. Начинается ровный участок на котором мы уже не жалея сил разгоняемся как могжем. Мужик с Камельбэгом выигрывает этот спурт. Он явно свежее нас двоих.
Подъезжаем к питательному пункту. Братец кричит, чтобы я достал мужика с Камельбэгом, но мне его уже не догнать. Пока я ем мандаринку с ладони у MaZaK’и и с завистью смотрю на отмучавшегося уже Робинзона, подъезжает парень в красной майке. Собственно он отстает от меня на какие-то секунды и я быстренько уезжаю на последние 8 км. Мой соперник похоже выкладывается из последних сил и на бревенчатом мостике я слышу громыхание его велосипеда сразу у себя за спиной. «Ну уж нет! Этой позиции я уже не сдам!» - решаю я для себя и постепенно начинаю прибавлять. Особенно стараюсь равномерно и непреклонно въезжать даже в самые крутые подъемы, точно зная, что парень в красном на них будет идти пешком. На спусках же еду уже с явным риском, но кто не рискует, тот не выигрывает.
Наконец все крутые горки позади. Выкатываюсь на поле и делаю петли по кустам. На одном из последних поворотов на меня бросается здоровенная рыжая собака. Хозяйка стоит рядом и весело ржет. Убил бы, но сейчас занят. Уезжаю от собаки, собрав остатки сил.
Наконец финишная прямая. Народу на поле уже не так много, большинство участников разъехались, да и судьи начинают сворачиваться. Преодолеваю финишную черту, с облегчением слезаю с велосипеда, получаю «трофеи».
Некоторое время болтаем о том о сем, чему я страшно рад – хочется перевести дух и немного расслабиться перед тем как придется садиться за руль. Группа поддержки рада моему финишу не меньше меня – все устали не меньше моего. Или все таки поменьше – MaZaKa стремиться залезть на велосипед и доезжает на нем от поля до машин. Все. У меня нет сил переодеться и я как есть в штанах с памперсом сажусь за руль. По пути понимаю, что устал я не смертельно, но очень непривычно болят некоторые суставы – колени (не там где от бега) и кисти рук.
Основной вывод – любой вид надо тренировать. Конечно марафонская подготовка это сила, но вот конкурентоспособной скорости можно достичь только если уделяешь внимание и специальной (в данном случае именно кросс-кантрийной) тренировке.