Точнее не в Тулузу, а в город Печбуске, что в 8 километрах от Тулузы. В Википедии минимум информации - лишь только то, что в нем проживает 778 жителей. Отелей нет. Но он проводит свой пробег, в котором на двух дистанциях (21,2 и 10,6 км) принимают участие до 400 бегунов. Пробег есть на международном сайте пробегов и марафонов, также у него есть собственный сайт. Можно пройти он-лайн регистрацию с оплатой достаточно небольшого по европейским меркам стартового взноса – 12 евро.
В день отъезда у нас уже было всё готово. Оплачен стартовый взнос, куплены билеты через сайт TGV по маршруту Фигерас-Нарбон-Тулуза и обратно, в 4-х километрах от городка забронирован трехзвездочный отель (36 евро в сутки на троих), сделана справка-сертификат на французском и русском языках о допуске к соревнованиям (так требовали организаторы). Предстояло преодолеть лишь двести с небольшим километров.
Утренние планы сходить на пляж и позагорать изменило серое небо. Решили, что после завтрака соберем вещи и отправимся в Фигерас первым же автобусом. Но дойдя на автостанции Розес, мы немного охладились, как накрапывавшим дождём, так и тем, что ближайший автобус будет через 2 часа. Пешком? 15 километров не расстояние, но пройдя пару из них, повернули обратно. Непогода, да и извилистость трассы могли сбить нас с пути. Свободное время посвятили походу на рынок, зашли в табачную лавку, торгующую как дорогими хьюмидорами, так и почтовыми открытками. По расписанию приехали в Фигерас. Несмотря на сравнительно небольшие размеры города, он имеет два железнодорожных вокзала: центральный и Vilafant (посёлок на окраине). С последнего отправляются поезда международного сообщения, точнее в Париж. Через 30 минут неспешной ходьбы (отказавшись от автобуса) мы уже были в современном здании вокзала, где стояла очередь на проход через рентгеновскую установку. Но обувь и ремни не заставляли снимать, а также не требовалось показа идентификационных документов, только билет на поезд. Вскоре подошёл автобус с пассажирами на поезд, и началось движение.
Французские поезда, пожалуй, могут претендовать на звание лучших в Европе. На полу и потолке красуется светлых колёров ковролин, возле каждого кресла электрическая розетка, откидной столик, индивидуальный светильник, всегда работают кондиционеры и «интеллектуальные» санузлы. Может быть, потому что им не надо ездить на дальние расстояния?!
Спустя 10 минут мы незаметно пересекли испано-французскую границу, о чём можно было лишь догадаться по вывескам на магазинах. Мы ехали на втором этаже, и когда проезжали укутанные в облака отроги Пиренеев, казалось, что ещё чуть-чуть и наш поезд взлетит над ними, так как даже в ушах закладывало от перепадов атмосферного давления. На подъезде к Нарборну контроллер при проверке билетов, приветливо улыбаясь, напомнил мне, что я сижу не на своих местах. «Спасибо, сеньор, я знаю, в случае чего, я пересяду» - в тон ему ответил я. Как хорошо, когда вокруг все вежливые! Даже когда в Нарборне я перешел пути по рельсам, откуда ни возьмись, подбежавший полицейский вежливо поинтересовался наличием у меня билетов на поезд и напомнил: «по путям ходить – опасно для жизни!»
Поезд приехал в Тулузу с опозданием на час и двадцать минут. Не знаю, что произошло в дороге, но машинист несколько раз извинялся и предлагал опаздывающим пассажирам воспользоваться такси. Мы не спешили, так как у нас заселение в отель до 21:30.
Вокзал Тулуза-Матабу сопряжен с желтой линией городского метрополитена. Их всего 4 в городе. Билеты можно купить только в автоматах (за наличные или по карточке), есть гибкая система скидок, начиная со второй поездки. Контроллер, извинившись за свой ломанный английский, помог нам купить два билета (1 поездка – 1,60, 2 поездки- 2,80) и объяснил, как добраться до Рамонвилля. Это конечная станция метро, расположенная недалеко от пригорода Тулузы – одноименного городка. При переходе с линии на линию требуется повторно вставить билет в приемное устройство, чтобы открылись дверцы турникета. Вагоны очень узкие и когда сидишь, друг напротив друга, то колени практически упираются в соседские. Когда я присмотрелся к вагонам, то понял, что это некоторый симбиоз поезда и автобуса, так как шасси представлено обычными колёсами с покрышками. Расстояние между станциями небольшие и спустя 20 минут мы были уже на окраине.
Соорентировавшись по распечатке из букинга, на которой была схема прохода к отелю, мы через 15 минут были на месте назначения. Отель располагался на берегу Технологичного канала и, наверное, соответствовал его названию. Этакий громадный конструктор из прямоугольных блоков, внутренности которого больше похожи на салон самолёта. Портье предложил нам доплатить за трёхместный семейный номер ещё 12 евро, но сказал, что Wi Fi у нас будет бесплатный. От завтрака мы отказались. В отеле предлагался «перекус» для домашних питомцев по 5 евро на животное. На мой вопрос, как нам добраться до Печбуске, он ответил, что путь очень извилист и лучшее решение – это взять такси, сопроводив свои слова визиткой. На выходе из метро я изучил схему городского транспорта, действительно, автобусы сюда туда не заезжают.
Скромно поужинав дарами испанских полей, мы прошли по интернету регистрацию на рианайровские рейсы, проверили почту и я составили план-схему завтрашнего маршрута через www.google.com . Выходило 5,2 км, главное – не запутаться во всевозможных развязках!
Утренний будильник нас поднял в 6.50, за окном ещё темно. Лишь небольшая светлая кромка рассвета просвечивается на востоке. Оперативно собравшись, выпив по чашке кофе из автомата, распечатав посадочные талоны на предстоящие рейсы (удивительно, что бесплатно), мы тронулись в путь по просыпающимся воскресным предместьям Тулузы. Вот отель Формула 1, видимо, конкурент нашему Лидотелю. Там стоимость проживания в 2-3-х местных номерах 31 евро, тоже достаточно футуристично смотрится. Многие жители Рамонвилля очевидно предпочитают по примеру голландцев жить на воде, о чем свидетельствуют дома-баржи, пришвартованные к берегу канала. Весь район напоминает чудо дизайнеров и архитекторов, этакий симбиоз архитектуры и бионики. Ощущение, что заблудимся, не возникало. Всё продумано, всё подписано, везде указатели. Полакомились по пути перезревшим инжиром, плоды которого ещё не высохли от утренней росы. Вот и указатели Pechbusque появились на дороге – «правильно идём».
Через час мы были на месте. Отдельные участники уже начали разминку, другие ещё только получили номера. Кто-то приехал на автомобилях, кто-то на велосипедах. Таких, кто пришел пешком, было немного. К нам подошёл пожилой улыбающийся француз с профессиональной фототехникой на груди.
- Бонжур, месье, мадам!
- Бонжур, сеньор! Извините, мы говорим только на английском…- ответил я ему.
- ОК! Я видел, как вы шли сюда от Рамонвилля. Можно я подвезу вас обратно после окончания соревнования? – продолжил он на понятной для нас речи.
- Конечно, большое спасибо, месье!
Этот месье потом ещё несколько раз преследовал нас в хорошем смысле этого слова. То сфотографирует нас со своего фотоаппарата Никон, то предложит на наш сфотографировать, то попросит дать наш электронный адрес, чтобы выслать на него фотографии, то пригласит на фуршет. Были бы в России, у меня бы возникли подозрения.
Тем временем организаторы надували стартовый створ с эмблемой спонсора Intersport, расклеивали афиши сегодняшнего мероприятия. Из спортшколы, где проходила регистрация, доносился запах свежесваренного кофе. Здесь пребывающим спортсменам и судьям предлагалось взбодриться чашкой этого напитка.
Нас направили к столику прошедших интернет-регистрацию, за которым сидела парочка молодых ребят с распечатанными предстартовыми протоколами.
- Бонжур месье, мадам! – приветствуют нас судьи.
Бонжур! Вы разговариваете на английском? – обратился я к парню, сидевшему за «яблочным» компьютером.
- Немного…Назовите вашу фамилию, имя…
Я называю, спустя несколько секунд судья находит меня в списках.
- Какую дистанцию вы хотели бы пробежать? У вас есть медицинский сертификат?
- Да, конечно. Я настроен на полумарафон.
Протянул ему, составленный по своему усмотрению медицинский сертификат на русском и французском языках, заверенный тремя госпитальными печатями.
- С вас 8 евро, месье, - забрав сертификат, улыбаясь, сказал парень.
- Я уже заплатил стартовый взнос в 12 евро через сайт www.le-sportiv.com .
- Это вы за электронный чип, по-видимому, заплатили. У нас нет электронных чипов.
Делать нечего, небольшая накладка. В обмен на повторно уплаченный стартовый взнос получаю жёлтый номер полумарафонца с булавками и белую футболку с эмблемой сегодняшнего мероприятия. Также на столе лежали цветные брошюры, где можно ознакомиться с трассой и регламентом сегодняшнего мероприятия. Действительно электронных чипов сегодня не предусмотрено. Участникам предлагалось пробежать один-два круга. Трасса проходит через два городка Pechbusque et Vieille-Toulouse, на которой 4 питательных пункта, 12 точек расположения волонтёров. Вечером этого же дня на сайте пробега www.pechcourses.fr обещают разместить фотографии и протоколы. Также изображён профиль трассы.
Выпив по чашечке кофе, мы ушли наблюдать за ходом событий, так как до старта ещё полтора часа. Народ неспешно подтягивается. Я периодически фотографирую происходящее. Ко мне дважды обращаются с вопросом: «Вы фотожурналист?», видимо из-за длиннофокусного объектива.
Спортсмены потихоньку прибывают. Многие экипированы по последней моде: чулки-гетры, навигаторы, налокотники, на боках патронажи гелей и энергетиков. Провожу аналогию с педантизмом отдельных любителей охоты-рыбалки. Играет приятная негромкая музыка, резвятся ребятишки, некоторые из которых приехали на деревянных велосипедах поболеть за родителей. За тридцать минут и я начал разминку с двухкилометровой трусцы. Припекает осеннее солнце, воздух чист и свеж, настроение – боевое. Пытаюсь глазом определить потенциальных соперников – не получается, большинство выглядят атлетично и профессионально одеты. За пять минут занимаю место на старте. Народу собралось человек под 300, чернокожих бегунов сегодня нет.
Никаких приветственных речей. В 10.03 счётом от 10 до 1 главный судья дал старт сегодняшнему забегу. В планах был выбран темп по 4 минуты на километр, что при отсутствии беговой подготовки, я считал посильным заданием. Хотя с другой стороны, правильнее было выбрать меньшую дистанцию – 10,6 км. Но это было в размышлениях, точнее во внутреннем монологе. А пока мы незаметно пробежали наш городок, состоящий из десятка улочек, и уже далеко за его пределами была отметка 1 км. На часах 3.37. Неплохо, но в таком темпе точно не добежать. Поэтому сбавляю, как мне кажется. Но отметка 2 километра показывает, что скорость сохраняется прежней. Про себя решил, будь, что будет. Потерплю, как-нибудь. К тому же проснулся азарт подбирать уставших соперников.
Трасса приятная. Везде указатели в виде стрелок, написанных лимонным маркером на асфальте. Покилометровая разметка. На развилках дорог стоят волонтёры, с семафорами, регулируя движение автотранспорта, отдавая приоритет бегунам. Вокруг ухоженные фермерские поля, виноградники, которые чередуются с полями для гольфа. На одном из них заметил спортсменов в белых одеждах, прицеливающихся в свои лунки. По пути встречаются множество велосипедистов, некоторые приветствуют нас словами «алле». Даже встретил VIP-поезд, в виде дуоцикла, на котором сидела пожилая пара, видимо возвращающаяся с гольф-клуба, судя по дорогой белой униформе, в окружении кортежа из 4-х плечистых охранников, тоже на велосипедах. Другая страна, другой мир!
Периодически внимание отвлекается на километровые указатели. Третий километр 3.30. Опять эмоции подгоняют или это чистый воздух пьянит? Обгоны уменьшились. Периодически соревнуюсь с пятеркой десяточников, которые на спусках, громка шлёпая пятками, обходят меня, а на подъёмах уступают. Вот и первый питательный пункт. Краем глаза замечаю воду, бананы, апельсины, финики. Мне ещё не ничего хочется, хотя пот заливает глаза. Четвёртый километр 3.29. Эх, надо было всё-таки десятку бежать! И лидеры в пределах досягаемости обзора. Мы, то забегаем в небольшие посёлки, то дорога уходит на просторы полей-лугов. Вот и пятёрка позади. 18.00, - неплохо. Вскоре начался подъём, о чём предупреждал автомобильный знак «15%», который продолжался почти полтора километра. Шестой километр на часах 4.32. Не сбавляя темпа, попытался выпить воды из заботливо протянутых ко мне рук дамы-волонтера, но стаканчик выпал при передаче. Ладно, потёрплю. За спиной слышится тяжелое дыхание соперника в желтой майке. Он, догоняя меня, протягивает мне стаканчик с водой. «Мерси гоку!» - отвечаю своему спасителю, умеющему отгадывать желания. Замечаю на его груди жёлтый номер полумарафонца. Так вместе мы добежали первую половину. Десятка по ходу вышла 38.57.
Перед промежуточным финишем было два створа: направо – финиш 10,2, налево на второй круг. Здесь же 4-й питательный пункт! Хватаю стаканчик с водой со столика, но он разливается. Что-то сегодня всё из рук валится. Внезапно поворачивается финишировавший десяточник и предлагает мне свою воду. Это уже перебор! Мерси и ухожу на второй круг. Бежать уже не хочется, но надо. Жара усиливается. Из соперников вижу две спины впереди меня. Надя, фотографируя, говорит, что бегу пятым. Из четырех минут уже километры не выбегаются. Главное – терпеть. На секундомер уже стыдно смотреть. На автомате просто делаю засечки. Обгоняет мужчина в красной майке. Пытаюсь держаться, но не получается. Голова кружится. Жара или гипогликемия? Видимо всё вместе. Половина апельсина на питательном круге и самочувствие улучшается. Вот и злополучный подъём. Время километра 5.12. Помогают редкие зрители, да волонтёры на питательных пунктах. Кто-то кричит «кураж-кураж», кто-то «алле-алле», кто просто сообщает мне текущее место, дублируя количеством пальцев на руке. Наверное, бегу пятым. Так в размышлениях добегаю до Печбуске. За двести метров до финишного створа встречает Таисия и вместе, взявшись за руки, мы финишируем под приветливые аплодисменты болельщиков и комментарии диктора – главного судьи. Я разобрал, что речь идёт обо мне. На секундомере 1.28.35. Неплохо с учётом поправки на жару и рельеф – этакий своеобразный шоссейный горный бег.
На финише, восполняя потери влаги и углеводов, пообщался с сегодняшним лидером (отрыв составил 4 минуты). Молодой человек поинтересовался моим опытом тренировок, количеством тренировок в неделю, километражом и немного рассказал о здешнем пробеге, проходящим в 27-й раз. В его памяти, россиян здесь ещё не было. Также он подметил, что это один из немногих пробегов, в котором не принимают участие представители африканских народов.
Тем временем в ожидании протоколов, мы всей семьей полакомились угощениями, предоставленными хлебосольными организаторами. Соки, кола, вода, виноград, апельсины, бананы, финики, смесь сухофруктов и орехов, медовички. Были даже предусмотрены салфетки для рук. Всего всем хватило, как участникам, так и болельщикам. Также работали душевые, комнаты для переодевания, гардероб для вещей.
Вскоре началось награждение десяточников в абсолюте и по возрастам на импровизированном пьедестале, сконструированном из пластиковых ступенек для занятий фитнессом. Я по ходу был третьим среди бежавших 10,6 км и еще раз пожалел, что не выбрал эту дистанцию. Время лидера 39 минут с секундами. Время последнего бегуна – 1:20. За первое место кубок, медаль, сумка с подарками, (дамам – букет цветов с водой в резервуаре у стеблей), второе, третьем место - кепка и бутылка вина Бордо (даже юношам и юниорам). Всё происходило достаточно динамично и красиво. Дети организаторов и участников вручали призы. Когда же произошла небольшая заминка в награждении полумарафонцев, главный судья пригласил всех за фуршетный стол. К снековым закускам добавились жареные оливки. А также желающим предлагались тоники с виски и анисовой настойкой, которые дамы-волонтёры смешивали со Швепсом и Колой. Я, попробовав глоток разбавленной «анисовки», но вылил его в укромном местечке, чтобы не нарушать местные традиции (мне он напомнил микстуру от кашля). Главный судья спросил у меня через переводчика: «Тяжело ли бежалось, руссо и понравилась ли трасса?» «Да, трасса понравилась, но очень тяжёлая!» - ответил я.
За этими столами и продолжилось награждение. Как следовало из протокола, который вскоре появился, в итоге занял 5-е место, по группе «Veteran-1» был вторым, получив в качестве приза бутылку вина Chateau Fontana Bordeux 2010 с медалью на этикетке от парижской агровыставки 2011 года и зеленую кепку с эмблемой пробега. Главной трудностью диктора было произнесение моей фамилии. Мы, поблагодарив всех, отправились в обратный путь пешком (отказавшись от услуг доброжелательного фотографа, так как спешили на тулузский поезд). Когда по дороге обсуждали пробег с Надей, пришли к выводу, что было такое ощущение, как будто побывали на дне рождения у хорошего друга.
Прибыв за два часа до отправления нашего поезда на вокзал Тулуза-Матабу, мы решили прогуляться по его центру, представляющую жилую застройку домов из красного кирпича. Это чем-то напоминало питерскую тюрьму «Кресты», где использовался аналогичный материал. Но для Тулузы, это стало своеобразной визитной карточкой, так как даже фасад ультрасовременного отеля Pullman, отсвечивающий зеркальными окнами, тоже использовал в своей отделке красный кирпич. Пообедав в магазине-кафе, где продавались биопродукты, полюбовавшись на Капитолий, живописный фонтаны, ухоженные городские газоны с псевдодикорастущими цветами и колосьями, мы довольные такой мимолётной вылазкой, вернулись на вокзал.
По пути у нас была ещё часовая прогулка по Нарбоне, город о котором, никогда раннее не слышали. Побродив по его туристической нетронутости, со средневековым собором (не уступающим пражскому), прошлись по улицам, не подвластным времени и цивилизации, поразмышляв о мультикультурализме, зайдя в арабские лавочки и проходя мимо вездесущих кебабов, мы вернулись на вокзал.
В 20.48 наш поезд прибыл на станцию Фигерас-Вилафант. В 20.55 отходит автобус, который прибывает на автовокзал в 21.05. Последний автобус уходит в Розес в 21.00. Выбора нет. Прыгаем в такси, представленное минивэном Мерседес. Водитель ни слова на английском. «Бус централе стационе» - дублирую ему. Он, не спеша, трогается, соблюдая скоростной режим (30 км/час). Смотрю на счётчик при посадке «7.00 евро». Наверное, это ночной тариф, помноженный на «тариф выходного дня». Ехать-то немного, всего 2,5 километра. Поэтому внимание переключаем на часы. В 20.58 мы на вокзале. Подытоживая стоимость поездки, он округляет показания счётчика ещё на евро с небольшим. «13 евро»! Но спорить некогда. Впереди автобус. Но того уже и след простыл. Пытаемся разобраться с диспетчером автовокзала. Тот рисует на бумаге, что следующий автобус в 23.50, о чём свидетельствует информационное табло. «Странно, что такого рейса нет в нашей книжечке-расписании». Но делать нечего. Недавний опыт общения в такси не внушает оптимизма.
Что делать в ночном городе почти три часа? Этот вопрос нас немного озадачил. Сходили нас час в интернет-клуб, который уже закрывался. Поиграли с ребёнком на детской площадке. Сфотографировали в ночных ракурсах театр-музей Сальвадора Дали, который при отсутствии посетителей и на фоне ночного неба отдавал неким мистицизмом.
Тем временем город наполнялся ночными жителями. Выходили темнокожие горожане в тапочках и без, несколько раз встречался запах марихуаны и хоть однократно нам встретилась машина полицейского патруля, что-то говорило о том, что здесь небезопасно бродить. Поэтому мы ушли на привокзальный сквер, где к радости Таисии была детская площадка и она, взгромоздившись на лошадку-тренажёр, распевала свои весёлые песни.
- Такси, месье? – предложил нам немного вульгарный мужчина в вишневой рубашке, вставая из-за стола летнего кафе.
- Мерси, нон! – ответил ему.
Что-то подсказывало, что с этим далеко не уедешь. Тем временем и наш сквер стал наполняться страдающими инсомнией.
- Ола! – поздоровались с нами двое босоногих чернокожих, проходя мимо и усевшиеся неподалеку.
Мы проигнорировали чужеземцев. Стали гаснуть огни, вот и кебаб закрылся.
- Что будем делать, Слава? - спросила немного испуганно Надя.
- Да, посидим немного, здесь хоть место посветлее чем на вокзале. Да и ребёнку есть чем заняться.
- А если история с автобусом повторится?
- Ну, тогда дойдём до трассы пешком, а там словим попутку. Главное, чтобы эти типчики не увязались… Да не должно повториться. Ведь и в расписании было обозначено, и диспетчер нам это подтвердил.
История повторилась. За 15 минут до предполагаемого отправления рейса мы пришли на вокзал, где уже было совершенно другое расписание. Сменившийся диспетчер, докуривая сигарету, удивленно пожал плечами. Он и не слыхивал, чтобы автобусы ходили так поздно. В это время к нему подошёл полноватый мужчина, в белой рубашке арабской внешности с ключами в руке и стал о чём-то с ним говорить. Мы ещё оставались в нерешительности. Как незаметно улизнуть с вокзала?
- Такси, сеньор? – арабский таксист обратился ко мне. Английский он традиционно не знал.
- Нам в Розес. Сколько будет стоить?
У страха глаза велики. Он что-то рисовал на пальцах, сопровождая испанскими числительными.
- Мне показалось 145 евро! – «перевёл» я Наде.
У неё тоже округлились глаза. Он видимо понял наше непонимание и продублировал сумму на экране мобильного телефона.
- 25 евро, Надя. Едем!
- Ты не боишься, что так подозрительно дешёво, Слава?
- Нет, этому я доверяю, - как можно увереннее сказал я.
Хотя, когда мы погрузились в разбитое авто конца 70-х годов, без шашечек на крыше, водитель включил заунывные арабские мелодии и стали выезжать из города иной дорогой, моей уверенности несколько поубавилось. Но чем ближе подъезжали к побережью, тем спокойнее становилось на душе. Беседа наша не клеилась. Водитель сказал, что он из Марокко! Я вспомнил, что там вкусные апельсины, мандарины и есть столица Маракеш и поделился с ним своими познаниями. Не знаю, может, чем обидел. Он решил, что мы британцы, я не стал его разуверять.
- Гив ми плиз, Надя, май кошелёк, - сказал я Наде, когда мы, спустя 25 минут, подъехали к воротам наших апартаментов, - итц ауэ хом.