Впечатления — RuukR — Чемпионат России среди ветеранов
17.03.2012
Чемпионат России среди ветеранов
RuukR
3 км
12.35
17-18 марта 2012 г.
Чемпионат России по легкой атлетике среди ветеранов в помещении. Пенза.
Зимний сезон, несмотря на приближающийся чемпионат мира в финском городе Ювяскюля, прошёл, как мне казалось, неважно. Две травмы, вызванные бегом, помноженные на простуду, сузили тренировочные планы. Из-за недавнего растяжения связок голеностопного сустава неделя ушла на лечение и ничегонеделание, неделя на поездки на маунтинбайке. Лишь последнюю неделю уделил втягиванию в тренировочный процесс. Не раз возникало желание отказаться от поездки, но обещание выступить за команду, отбросило все сомнения.
Билеты куплены, электронная регистрация на поезд пройдена, рапорт с просьбой отпустить меня за пределы гарнизона написан, больные и коллеги предупреждены, чтобы не трогать меня в предстоящие выходные. Двадцать минут на сбор вещей и через сорок минут я на Казанском вокзале. Сегодня меня провожает друг Женя. Его родственники проживают в Пензе, и он попросил передать для них сумку со столичными подарками.
- Ты уже не первый, Слава, - протягивая руку, с улыбкой на лице, приветствует Евгений, - человек двадцать спортивного вида тётенек и дяденек прошло на поезд. У вас, что команда едет?
- Да, Женя, - команда сборной Москвы, которую представляет несколько клубов. Обычно это составляет около 50-60-ти спортсменов. Но я отдельно покупал билет, поэтому то, что оказались в одном поезде просто совпадение. Вон, видишь впереди юркого дедульку в куртке сборной России. Вячеслав Моисеевич, ему 84 года. Это директор клуба «Дзержинец», за команду которого я буду выступать.
- А вам как-то оплачивают эти поездки?
- По-разному. Городское правительство не заинтересовано в наших выступлениях. Поэтому каждый решает эту проблему по-своему. Наш шеф нашёл меценатов, которые оплачивают проезд в плацкарте, стартовый взнос и проживание в гостинице. Но это то, что касается российских стартов. За рубеж все спортсмены едут за свой счёт, также как и покупка формы сборной России. Парадокс какой-то выходит. Выступаешь за родную державу, а спортивную экипировку своей страны покупаешь в магазине, да ещё по завышенным ценам. Но это всё мелочи…
- Удачной тебе поездки и выступления!
- Спасибо.
Поездка началась не очень удачно. Соседи по купе – дородные дамы лет 45-ти вместо слов «здрасьте», стали сетовать на свой вес и хилое здоровье и требовать, чтобы я занял верхнюю полку. Это продолжалось до 2-х часов ночи, пока я не обратился к проводнику с просьбой вызвать наряд полиции. Это возымело действо и привело к тому, что они утихомирились и мирно захрапели.
В 7.00 московский поезд остановился на унылом вокзале Пенза-1, построенном в стиле 70-х годов и давно нуждающемся в реконструкции. Неказистый вид дополняли трёхметровые горы неубранного снега, присыпанного песком и замёрзшей грязью. На улице – 10 по Цельсию. Обменявшись с встречающем меня братом Жени, Захаром, номерами мобильных телефонов и договорившись о вечерней ознакомительной прогулке по Пензе, я уехал в посёлок Ахуны, где располагается Пензенское училище олимпийского резерва и легкоатлетический манеж. Вместе со мной в маршрутке ехали ходоки из московского клуба «Факел», с которыми я был знаком по совместным тренировкам и предыдущим выступлениям. Салон ГАЗели, напоминающий собой хрущёвскую кухню для пигмеев, был обвешен жёлтыми стикерами, предупреждающих пассажиров о запрете сквернословия, курения, распития спиртного и передачи денег за проезд водителю во время движения.
Регистрация начинается с 9.00, поэтому оставшиеся полтора часа потрачены на поиски жилья и завтрак. Организаторы предлагают общежитие спортшколы и санаторий им. Володарского. Первый вариант – ближе и дешевле, второй – соответственно наоборот. Останавливаюсь на втором, так как вспоминаются прошлогодние мытарства в шестиместном номере и прочие бытовые неурядицы.
С подсказками редких прохожих нашёл санаторий.
- Вы с едой или без, будете оплачивать номер? – спросила у меня дама из администрации санатория, оформляя заселение.
- Да, пожалуйста. Сегодня завтрак и ужин, завтра обед.
Сегодня старт, как я узнал из предварительного расписания, намёчен на 15:00, завтра – на 10:00.
- С вас 1600 рублей, молодой человек.
- Да, пожалуйста. Скажите, а номера, на сколько человек рассчитаны? - робко поинтересовался я у неё.
- У нас номера двухместные…но бывают и трёх.
«Может быть, за эти деньги ещё и лечат?» - подумал про себя, но вслух ничего не сказал, так как её утренний настрой не располагал к беседе, - «наверное, при заселении всё расскажут…». Жилой корпус санаторий представлял 10-ти этажную высотку, вокруг которой были разбросаны небольшие деревянные корпусы, каждый из которых мог бы выступать экспонатом в каком-нибудь краеведческом музее. Скрипучий снег под ногами, приятная морозная свежесть и тишина, которую временами нарушалась работой дятла. Пожилые отдыхающие нагуливали аппетит, тревожные спортсмены выбегали на утреннюю зарядку.
У портье на ресепшене узнал, что меня заселяют в трёхместный номер 910.
- Ключ у ваших соседей находится, записав мои данные в свою тетрадь, сказала она.
Но соседей не было. Добрая горничная, сжалившись надо мной, отдала мне свой ключ от номера. Номер, как и всё здание срочно нуждалось в капитальном ремонте. Лишь четырнадцатидюймовый белорусский телевизор напоминал о теперешнем времени. Казалось, что попал в 80-е годы, что дополнялось толстым слоем пыли на столе и тумбочках, отражавшейся под утренним солнечным светом. Сломанный бачёк, тонкая струя тёплой воды в душе, перегоревшая лампочка в коридоре, и 10 квадратных метров жилой площади на троих. Ещё ночь-другую здесь можно пережить, но как себя ощущают те, кто приезжают оздоровиться? В психотерапии есть такая методика «Психодрама», когда страдающего неврозом погружают в какую-нибудь необычную среду, с целью переживания им катарсиса. Наверное, и этот санаторий пропагандирует подобное лечение?
На завтраке я не разочаровался в своих выводах. Официантка грубо усадила меня за четырёхместный стол с грязной скатертью и остатками пищи на ней. Вскоре принесла молочную рисовую кашу на первое и гречневую кашу со шницелем и салатом на второе. На мой вопрос и столовой ложке и столовом ноже, она заметила, что столовые ложки не завтрак не положены, для этого есть чайные, «А нож возьмите у своих соседей, которые уже намазали себе масло на хлеб». Я вспоминал недавнюю нашу вылазку в Вильнюс, где мы остановились в трёхзвёздочном отеле втроем, с завтраком, беспроводным интернетом, картой города и прочими атрибутами отдыха за 40 евро в сутки и осознавал, что мы очень далеко отстали от остального мира. Как сказал один из бегунов на сайте IRC после участие в барселонском полумарафоне: «такое ощущение, что мы живём на внутренней полосе, а весь мир на внешней…».
Вскоре в номере появились мои соседи. Андрей – мой соперник и победитель летнего чемпионата России, а также Казанского старта. Ему в мае будет 40, и он выступает в группе М-35. В прошлом ходил по мастерам, в настоящее время работает детским тренером. И Рустам – выпускник ВИФКа, в настоящее время офицер милиции, заявившийся на 1500 м и 3000 м. Обрадовавшись такому соседству, договорились о тихом часе, так как у всех была нелёгкая дорога.
Сон наш трижды нарушался стуком дверь, так как портье то ли по забывчивости, то ли ещё по какой причине направляла к нам в номер подселенцев. Из окна дуло, что было неплохо, так как охлаждало маленькую душную комнату.
Вместе с Андреем отправились в манеж, по пути делясь впечатлениями о спортивной жизни. В манеже царит почти армейская дисциплина. Необходимо приобрести бахилы либо переодеться в сменную обувь. Следующим этапом – под запись получить клюю от шкафчика. После того, как переоденешься, можно сдать ключ и ценные вещи в сейф. В прошлом году его аренда стоила 10 рублей в день, в этом году – 11 рублей, но уже в час. Проделав весь необходимый моцион, вышел на разминку. В стартовых протоколах заметил фамилию прошлогоднего победителя из Пензы Алексея Воеводина. В этом году мы выступаем в одной возрастной категории. «Интересно, в какой он сейчас форме, бронзовый призер афинской олимпиады?» - подумал про себя. Вот и он сам, вместе с женой вышли на разминку. Здороваемся кивком головы. Лёгкий мандраж прибавляет скорости на разминке. Или, может быть, эта моя готовность проявляется подобным образом? Как говорят бегуны: «Пруха есть, определённо!».
- Расслабься, Слава, улыбнись! – подбадривает меня Григорий Малыхин из «Факела», - перестань мандраджировать.
- Спасибо, Григорий, я не мандражирую, я сосредоточен…
- Брось, ты, это всё. Ты так себя загонишь психологически. Ты же психолог, сам знаешь всё. Перегоришь на старте. Для тебя сегодня главное знаешь что?
- Что?
- Начать в своём темпе. Не лезть вперёд! И терпеть, сколько будет сил. Первыми начинают только либо амбициозные спортсмены, либо хорошо подготовленные. Поэтому зацепись и терпи. И не обращай внимания на сегодняшние именитости и звания.
- Спасибо.
Я ушёл ускоряться перед стартом, анализируя его слова. Действительно, что сегодня главное. Показать результат не ниже двухнедельного на Чемпионате Москвы (12.51). Программа максимум это 12.45, что соответствует званию «КМС». То есть каждый километр по 4.15, каждые двести метров по 51 секунде. Арифметика простая. Так в расчетах не заметил, как и подошло время старта. Организаторы соревнований сделали для нас две поблажки. Первая – раздельный старт с женщинами и ходоками из старшей возрастной группы. Всего на ходьбу зарегистрировалось тридцать участников. Вторая – это возможность идти на виражах по внутреннему радиусу первой дорожки, ограничив от неё пространство в 15-20 сантиметров, пластиковыми фишками. Сообщив о том, что всех нарушителей будут снимать, выстрелом стартового пистолета, мы ушли на дистанцию, открыв сегодняшние соревнования. Темп первого круга был высоким. Я начал четвёртым, постепенно перейдя на третью и концу круга на вторую позицию. Впереди маячила майка Андрея. У него первый круг вышел за 43 секунды, у меня 46. «Наверное, это личный рекорд», мелькнуло в голове, так как на тренировках я никогда ещё не выходил на такую скорость. Отрыв метров 5-6, который постепенно сокращается. Чувствую, что соперники остались позади. Мы вдвоём ведём заход, о чём регулярно сообщает комментатор. Вскоре стали обходить соперников на круг. Вот и первый километр позади.
- 4.06, Слава, молодец! – подбадривает меня Семён Цукров – старейшина из команды «Факел». Ему 75 лет и он собирается в этом году принять участие в соревнованиях «Альпийский кубок», состоящему из 7 стартов по ходьбе на 10 километров.
Действительно время хорошее. Да и силы ещё есть. Решил поддержать Андрея и занимаю первую позицию. Круги мелькают, о чём свидетельствует счётчик, что дублируется голосом судьи на финише. Усталость накапливается. На вираже взбадривает удар локтем в грудь от крупного соперника. Это выводит из оцепенения на дистанции и вспоминаю о том, что нужно держать голову прямо. Вот и первая жёлтая карточка в виде волны, показанная мне плотноватой дамой в джинсах в обтяжку. Про себя извиняюсь перед ней. Понимаю, что надо сбавить. Но, где же Андрей? Какой составляет отрыв? Два километра.
Всматриваюсь в часы. 8.18! Даже не верится. Иду на личный рекорд. Но вскоре получаю второе «жёлтое предупреждение» от мужчины на линии финиша. Как позже выяснилось, что сегодняшние судьи являются мужем и женой. Надо сбавлять, иначе не дойду. Да и усталость «говорит» о том же самом. Все последующие прямые нарочито заставляю себя идти технично, краем глаза всматриваюсь в мимику и пантомимику судей. Вот и долгожданный звук колокола, извещающий о последнем круге. Судьи напоминают о том, что финиш по третьей дорожке. Сил есть и на третью! Слышу доносящиеся с трибун подбадривающие крики болельщиков. Приятно, даже не смотря на то, что диктор путает наши с Андреем фамилии.
Останавливаю наручный секундомер. На часах 12.35 – личный рекорд, он же рекорд России в возрастной группе 40-44 года. Ура!
Наблюдаю за финишем соперников. У Андрея второе место – 13.10, у Георгия – третье, у Алексея Воеводина 4-е. Благодарственное рукопожатие соперникам и на заминку. Хотя – нет. Первым делом – надо освободить сейфовую ячейку у грозной тётушки, а потом можно и на заминку. Из сообщения диктора узнал, что рекорд мира в моей группе составляет 12.26.
Оперативно разместили протоколы. Отправил СМСэски родным и друзьям о своих достижениях… Получил поздравления. Приятное чувство гордости переполняло меня. Значит, видимо правильный выбрал для себя путь в тренировочном процессе, когда ориентир был не на жёсткий график, время, километраж и результат, а на субъективное самочувствие, которое и определяло величину нагрузки.
Награждение, судя из расписания должно состояться не раньше 18.00, поэтому решил отправиться в санаторий для обеда и душа (в манеже только холодная вода). Прикупив продукты в соседнем с санатории магазине «Spar», остался доволен выбором молочных и кондитерских изделий местного производства. Наблюдаю за субботней жизнью горожан на окраине. Пиво, шашлык, кто-то разливает что-то более крепкое. У меня создалось впечатление, что Пенза – родина шашлыка. Вывески и реклама этого продукта встречается практически повсеместно, даже в столовой санатория.
К указанному времени я уже вновь в манеже. Но как выяснилось, поздно. Награждение состоялось практически сразу по завершении нашего вида. В наградном отделе получил грамоту и скромную медаль, уехал на экскурсию по городу, которую пообещал коллега Захар. В прошлом году я впервые знакомился с Пензой, и тогда она оставила у меня некоторые удручающие впечатления. Сегодня мой гид показывал её с другой стороны, комментируя памятники старины, дома, новостройки, заведения общепита и мне она начинала нравиться.
- Пензу называют дальним Подмосковьем. Это потому, что рука столичных бизнесменов добралась и до нашего региона и часть предприятий принадлежат им, - с такими словами начал нашу прогулку мой гид. - Вот исторические торговые ряды, недавно отреставрированные и в которых сейчас располагается торгово-развлекательный центр и ресторан Макдональдс, - вдумчиво повествовал Захар, - говорят, что этот ресторан открывает свои филиалы только в городах миллионниках. А в Пензе живёт немногим больше 600 тысяч.
- Это отражает ценность вашего исторического здания. Ресторан является самым крупным в мире собственником недвижимости. А продажа гамбургеров – это вторичное занятие, - позволил предложить я.
- А в окнах торговых рядов журналисты недавно сфотографировали женский бюст, и разместили это фото в местных газетах. Оказалось, что продавцы поставили манекен, забыв прикрыть окно шторой. А вот часы-кукушка, - указывал он на трёхметровый деревянный столб с домиком. – Из домика каждый час вылезает кукушка и сообщает о прошедшем часе. А вот наша гордость – драмтеатр. В народе его назвали Мавзолеем.
- А что, там кто-то похоронен?
- Нет, просто внешне он схож с аналогичным столичным строением. Говорят, что предыдущая постройка драмтеатра сгорела от петарды, потом мы всем городом в течение года по 1% в месяц отдавали от своей зарплаты, чтобы построить это творение. А сейчас мы идём по центральной улице – она с недавних пор пешеходная. Её покрыли тротуарной плиткой, которую зимой дворники оббили вместе со льдом. Теперь вид у неё достаточно жалкий. Зато наш центр может похвастаться большим количеством кафе, где можно вкусно и недорого перекусить. Вы не проголодались?
- Спасибо, ещё нет. Я бы предпочёл чуть попозже какую-нибудь интерьерную чайную с вкусными плюшками местного производства.
- Хорошо, зайдём, есть у нас такие. Пенза славится своей кондитерской фабрикой и ликёро-водочным заводом.
- Первое меня интересует, а вот второе не очень. Я бы ещё хотел прикупить местной мясо-молочной продукции, а также ручной безмен и электрокипятильник.
- Это завтра можно сделать, на центральном рынке….А сейчас, хотите, сходим на местную набережную речки-вонючки?
- Почему такое название дали? Из-за качества воды?
- Нет, вода там относительно чистая, даже в некоторых местах можно купаться. Просто там постоянно жгут старые деревянные дома, которые дешевле сжечь чем снести. Вот из-за этого запаха её так прозвали.
Мы подошли к мало освещаемой набережной, на скамейках которой грелись друг о друга молодёжные пары, скрашивая свои отношения пивом и другими напитками. Те, кто официально увековечили свои отношения, оставили на набережной Суры (название реки) модный атрибут в виде именных замков, ключи от которых, по-видимому, покоятся на илистом дне. Потом Захар показал камень с отполированной гранью с татарским названием, установленным по приказу предыдущего градоначальника.
- Здесь можно загадывать желания, приложив руки к его грани!
- Что ж, попробую. А сколько рук нужно прикладывать: одну или две?
- Да сколько хотите!
После этого мистического ритуала мы направились в парк Пушкина с одноимённым бюстом, и вышли к символу ушедшей эпохи – памятнику гербу СССР, величественно установленном на десятиметровом постаменте.
- Впервые вижу подобный памятник, - признался я, - хотя, как мне кажется, побывал во многих городах и весях. Вчера проводил ВВК (военно-врачебную комиссию) рядовому нашей армии. При видимом дефиците интеллекта на лице решили задать вопрос: «даты великой отечественной войны», на что последовал ответ «тысяча девяносто сорок первый – тысяча девяносто сорок пятый», которой повторялся даже, когда мы написали их на бумаге. А на вопрос кто с кем воевал, последовал ответ: «Россия, Украина с Германией». На вопрос же, как называлось государство, представленное братскими республиками, ответа не последовало.
- Да, народ нынче мельчает, и качество знания падает, поддержал Захар, - сериалы, шоу-программы, дешевый алкоголь способствуют интеллектуальным пробелам.
Так в разговорах мы гуляли по заснеженной столице Пензенской губернии, встретив растяжку «Пенза – жемчужина России», обсуждая её правителей, с трудом удерживаясь на скользких тротуарах и ступеньках.
- Вы не устали?
- Что, вы, Захар! Я люблю такие прогулки.
- Вот и наше кафе-чайная. Она расположена в центральном кинотеатре.
Мы заказали себе чай «английский завтрак» от Althaus с местными тортами. Я отдал должное, что и пирожные, и чай, и обслуживание, и цены отличается от столичного уровня в лучшую сторону. Посмотрев на футуристичного вида дворец подводного плавания, на ступеньках которого любят фотографироваться девушки, отдали дань памяти у монумента павшим в локальных конфликтах и распрощавшись, договорились о завтрашней встречи.