Впечатления — С. Петрович — Во славу святой Троицы
02.06.2012
Во славу святой Троицы
С. Петрович
42,2 км
3:33.33
Июньский марафон 2012 г. «Во славу святой Троицы».
Преодолевающим марафон
за три с половиной часа и более посвящается.
Данный марафон проводится уже во второй раз. Годом рождения марафона «Во славу святой Троицы» стал 2011 год. У истоков марафона стояли Леонид Бурыкин, скульптор и известный марафонец, и отец Дионисий – настоятель храма села Вертлино Солнечногорского района Московской области.
Эти люди считают, что у живущих в России потомков православных славян должен быть свой духовный марафон, объединяющий силу тела и силу веры и духа.
Все желающие стартовать в марафоне «Во славу святой Троицы» были приглашены в Вертлино на субботу второе июня.
Накануне я тщательно изучал метеопрогнозы, чтобы избежать схода с дистанции, подобного сходу недельной давности на марафоне «Здоровье». Прогноз погоды обещал если не идеальную, то сносную погоду, и я решил рискнуть. По совету опытных марафонцев Ромуальдыча (А. Лукашевич) и Путника (Д. Сулимов) купил головной убор, который должен был защитить меня от палящих лучей июньского солнца. Остановился на модели, имеющей кроме большого козырька еще и невесомую шторку для шеи, как у бедуинов из пустыни Сахары. Забегая вперед, скажу, что ни капли не пожалел о покупке, испытав ее в деле.
К поездке готовился обычным порядком. Сборы в последнее время перестали особо волновать меня и превратились в рутину.
С учетом графика движения автобуса на конечном участке от автостанции в г. Солнечногорске до села Вертлино, пришлось выезжать из дому пораньше.
Садился в Химках на конаковскую электричку. Вагоны были переполнены дачниками, спортсменами-велосипедистами, пенсионерами и пенсионерками, детьми и подростками. Время в пути до станции Подсолнечная не превысило сорока минут. Однако будильник Кашпировского таки сработал. За вход в местный автостанционный туалет табличкой на двери предлагалось уплатить 10 руб., но вот беда - туалет по выходным не работал. По траектории, сглаженной полиномом второй степени, я с грешными намерениями стал обходить злополучный туалет по периметру, приглядываясь к местности в поисках укромного уголка. Внезапно из-за ближайшего мусорного бака появилась женщина уже приличного возраста в халате «клинингменеджера» автостанции.
- Вы не знаете, как пройти в библиотеку? - чуть не спросил я, но вовремя перестроил фразу:
- Вы не знаете, где есть работающий туалет?
Женщина, недолго подумав, ответила:
- Сынок, зачем туалет искать? Давай прямо здесь. Все здесь справляются, даже если туалет работает. Хотя… - вспомнила она вдруг – в ста метрах отсюда есть рынок, и там есть еще один туалет.
Вот и хорошо. Долго ли, коротко ли, а на платформе отправления 24 маршрута уже собрались кое-кто из марафонцев: Слава Метелица, ночью приехавший из Питера, и более возрастной марафонец Сергей Смирнов.
Подошел автобус. Может, показалось, но в автобусе уже сидели Виктор Гордюшенко, Виталий Лукьянов и Константин Горохов. Или они умели проходить сквозь стены, или договорились с водителем заранее. Оба качества восхитительны при той толкучке, которая началась при посадке
Карточки для прохода в автобус представляли собой дорогое пластиковое изделие. Мощные, как из титана, толщиной с миллиметр.
- Как оно окупается? – восхитился я чудом отечественной электроники.
Двухступенчатая система прохода в транспорт тоже была непонятна искушенному московскому пассажиру. Впрочем, Слава Метелица недолго размышлял о порядке пересечения заграждений из шлагбаумов и, плюнув на приличия, преподал мастер-класс по преодолению валидаторов по-пластунски. Поехали.
Окрестные пейзажи поразили красотами природы и шикарными коттеджами новых русских. А еще говорят о вымирающих деревнях! Наверное, деревни вымирают не в Московской области, а где-то подальше.
Автобус до Вертлино уложился с прибытием в 15 минут. На выход шлагбаумы сработали автоматически после опускания карт в ящик для их сбора. Вот оно что. Карты многоразовые.
От остановки автобуса до места старта ходу несколько минут пешком. Во дворе храма уже находились и верующие, и будущие участники марафона, прибывшие на личном транспорте. На крыльце церковной лавки сидела чудной красоты кошка. Не удержавшись, я погладил белоснежную шерстку, после чего мурка тут же завалилась на спинку, подставив для чесания живот.
Рядом с кошкой тусовалась, выпрашивая еду, тощая церковная, как я полагаю, собака-мама. Ее четверых щенков я потом обнаружил за углом сарая, где пришлось переодеваться. Здоровенные барбосики высушили маму на нитку, поэтому она и просила еду у всех без разбора. Благодарно принимались печенье, пряники, пирожные с повидлом и шоколадом. А у одного из участников тощая мама была не прочь даже шнурки в кроссовках погрызть, предварительно тщательно их обнюхав.
- Не иначе товарищ ел по дороге котлеты и колбасу, а потом шнурки вязал – догадался я.
В храме намечалось служение. Прихожанки резали ветки березы, на колокольне вызванивал что-то бодрое звонарь. Троица не рядовое событие в жизни православных.
Заполнили карточки участников, уплатили стартовые взносы, получили номера, расписались о лично-персональной ответственности за свое могущее случиться нездоровье и ушли на переодевание. Пришлось исхитриться, чтобы облачиться в спортивную форму, не оскорбив чувства верующих. Обошлось. Даже на Вову Шашкова, демонстрирующего стиль Ню прямо на углу лавки перед храмом, никто не обратил внимания. Прихожане были весьма лояльны и дружелюбны. Замечаний и претензий не предъявляли.
Около 10 часов утра с минутами Леонид Бурыкин запустил в автономное «плавание» группу тихоходов-любителей. Из стартовавших хорошо знал только Вову Шашкова, главного номинанта на утешительные призы в любом старте нашего региона.
Кстати, сюда приехали спортсмены, хорошо знакомые мне ранее. Впервые за долгое время увидел Юлю Ивченко, которая не так давно стала мамой. А теперь вот появилась на этом замечательном старте. Дмитрий Сулимов приехал в Вертлино, несмотря на вчерашнюю прививку от тропической лихорадки. Было и много других людей, которых не знал, к сожалению по фамилии.
Время до старта пролетело незаметно. Леонид Бурыкин призвал марафонцев на небольшой митинг. Он произнес речь о предыстории Троицкого марафона и о тех задачах, которые марафон должен решать для укрепления религиозных и духовных чувств православных верующих. Отец Дионисий окропил святой водой построенных в шеренги бегунов. Затем марафонцы стали на линии старта. Леня предупредил, что старт состоится по третьему удару колокола, и ушел давать отмашку звонарю. Звонарь был настоящим, поэтому не совсем расслышал обращенный к нему призыв насчет трех ударов. После одинокого, долго затухающего удара колокола последовала такая же длинная пауза, во время которой звонарю знаками пытались передать решение организаторов о производстве трех ударов в колокол. Ну, вот второй, а за ним и третий удары. Старт был дан. Марафонцы дружно двинулись вниз по улице.
Сразу после выхода из тени столетних деревьев стало понятно, что, несмотря на зябкую прохладу в тени, солнце поджаривает конкретно и сильно. Ситуацию облегчал невероятной силы встречный на данном участке ветер. Покрытие для бега оказалось не тартаном. Твердый утоптанный грунт, местами побитый асфальт, усыпанный мелкими шаровидными камушками. И везде настоящие русские колдобины, и в асфальте, и в грунте.
Трасса, извилистой змеей пропетляв по селу, вытолкнула пелетон за околицу. Впереди бегунов ждало три круга по 14 километров. Дорога быстро превратилась в тропу через поле, обозначенную белыми стрелами краски прямо по зелени и лентами серо-синей расцветки.
За поворотом уже исчез парусник красной футболки лидера - Дмитрия Сулимова - победителя прошлого года. Интервалы между бегунами постепенно увеличились. Ответственность за правильное направление стала персональной. Еще через пару километров полудюжина спортсменов, возглавляемая Виктором Гордюшенко, притормозила у ограды с виднеющимися за ней дачниками. Бегуны попытались узнать у хозяев, не пробегали ли несколько минут назад вот по этой самой дороге спортсмены. Шум ветра мешал дачникам расслышать вопрос, поэтому ближняя к ограде женщина, приложив ладошку к уху, долго пыталась понять, чего от нее хотят. Через десяток драгоценных секунд всё стало на свои места, и бегуны ринулись по тропинке вдоль ограды. Тайные знаки на грунте стали появляться чаще. Дорога вывела на дамбу около озера, сплошь покрытого пенными валами волн.
- Резервный пункт поения и освежения, – констатировал я, вспомнив марафон «Белочку». А вот интересно, можно ли здесь будет пить воду? – вопрос возник чисто риторический.
Вбежали в лес. Около глубокой канавы образовалась очередь к перекинутым через ручей доскам.
- Нужно быть первым, чтобы долго не ждать – отметил себе на будущее.
Дорога стала взбираться на кручу. Темп упал до пяти с половиной минут на километр. Затем дорога нырнула вниз. Здесь наша дружная группа и распалась. Вниз по неплохому асфальту сломя голову помчался один из бегунов. Остальные побереглись так безбашенно разгоняться.
- Эх, не для того я коптел на горку, чтобы тут тормозить - сказал я сам себе, и понесся вслед за локальным лидером. Остальные члены группы отстали. Дорога опять вышла на длинную в несколько километров дамбу, сплошь поросшую травой. В конце дамбы, километре на десятом от старта, появился первый и долгожданный для кого-то пункт водопоя. Небольшая бутылка с водой, предусмотрительно захваченная в дорогу, неплохо помогла мне перетерпеть отсутствие воды. Познакомились с попутчиком.
Михаил Петров – представился он - 44 года, военнослужащий. Второй марафон. Первый в Лужниках одолел за 3 час 48 минут.
Теперь стало понятно, как Михаил пробегает километр за километром, почти не сетуя на отсутствие воды. Уже натренировался в Лужниках. На самом деле, врожденная выносливость. Мимоходом спрогнозировал Михаилу в будущем результаты из трех часов на марафоне, если будет заниматься регулярно. Первый круг завершили успешно. Поочередно, то я, то Михаил, пропускаем непроизвольно черные метки, оставленные казаком-разбойником Леонидом Бурыкиным на обочинах дороги. К счастью, у нас было четыре глаза на двоих, и если один ошибался, другой подстраховывал. Ориентировались успешно. На втором круге побежалось комфортнее. Темп слегка упал. Лидеров и догоняющих нет и в помине. Жара и ветер сделали свое дело. Позади двадцать пять километров.
- А, пожалуй, я таки добегу сегодня - радуюсь я вслух.
Догнали знакомую по очертаниям фигуру. Вова Шашков. Неторопливо отмеряет он свои километры второго круга.
- Зверев далеко? – спрашиваю я.
- Чего? Какой на хрен Зверев? – странно бурчит Вова.
Непонятно. А впрочем, наверное, Слава Зверев убежал так далеко, что Вова уже о нем и думать забыл. Через некоторое время сзади раздался звук быстрых шагов. Это лидер Дмитрий Сулимов, он же Путник.
Удивился нереальной скорости Дмитрия.
Мы только второй круг заканчиваем, а Дмитрий уже финиширует.
Но действительность оказалась неожиданной. Дима, грустно улыбнувшись, спросил:
- Вы какой круг бежите?
-Как это какой? – не понял я – Второй.
- А я первый.
О как. Дмитрий просто меня огорошил. В двух словах он объяснил, что заплутал, а теперь нагоняет время. Да-а, неисповедимы пути господни.
Закончился второй круг. Мысленно простился с Михаилом, притормозившим у водопоя, и ушел вперед. Михаилу труднее, для него нынешний марафон только второй, и он еще не очень представляет, что ожидает бегуна после тридцати км. Бегу быстрее, чем бежал первый круг. Навстречу идут любитель с видеокамерой и ветеран Колесников.
- Вторым идешь, - на полном серьезе откомментировал Колесников, - сейчас догонишь лидера, если постараешься.
Я усмехнулся. Разве не видно, что у лидера темп из четырех минут на километр, а я с трудом из пяти бегу. Из какого-то переулка выскочил взволнованный Леонид Бурыкин. Понятны его переживания. Народ слегка приблудил, и кто-то, может быть, станет козлом отпущения. А кому охота быть козлом?
- Какой круг бежишь? – тоже интересуется Леонид.
- Третий.
- Слава богу, – сказал Леонид, - хоть ты не потерялся. - Дальше знаешь, где поворачивать?
- Да, уже все знакомо, – ответил я.
Осталось всего-то ничего. Около двенадцати километров. Поле, дачи, дамба, озеро, горка.
С горки видны маленькие бегущие вдалеке фигурки. Раскрутился вниз с помощью гравитации, догнал. Оказалось, Слава Зверев с кем-то из быстрых марафонцев. Но бегут, как сонные мухи. Обогнал. Сзади, как и ожидалось, раздались частые шлепающие шаги. Слава. Он просто так не сдается и традиционно цепляется за обгоняющего. Следующие 5 км не снижаю темп, а Слава держится за мной. Пункт поения преодолели не останавливаясь. У меня еще в бутылке что-то есть, а Слава решил, очевидно, не терять драгоценные секунды.
Последний километр почти весь в гору. Двести метров до финиша. Финиш, как я понял, ожидается по сценарию Конаково. Отличие в том, что сам финиш вверху и на него еще надо взобраться. Вот шлепающие звуки затихли. Лев готовится к прыжку. Будет рывок, понимаю я. Подключив оставшиеся резервы, ловлю рывок Зверева. Эффект внезапности не сработал. Это первый из моих марафонов, где я ускоряюсь на финиш.
До последнего шага бежали рядом. Но Слава почему-то решил, что финиш марафона находится у столика с водой, в то время как линия на асфальте была четко видна впереди в нескольких метрах. Роковая ошибка. Помнится, Слава перед марафоном надо мной подшутил. Сказал что-то наподобие следующего: «Петрович, в Юбилейном ты сошел, значит, сохранил силы. Сегодня у тебя должно быть второе место в абсолюте». Накаркал. Не мне, конечно, а элите, которая заплутала в диких пампасах под Вертлино. Время финиша зафиксировал секундомер: 3 часа 33 минут и 33 секунды. Мистическое совпадение цифр накануне праздника Святой Троицы.
Неторопливо, как полет Земли вокруг Солнца, финишировали остальные марафонцы. Это уже не бег. Это уже философия. Леонид Бурыкин выдал участникам памятные сувениры, а подошедший после финиша последнего участника отец Дионисий вручил призы за первое-третье места в абсолюте.
Вот так закончился один из интереснейших марафонов московского региона - марафон «Во славу святой Троицы».
- Очень интересный марафон,- как сказал накануне Дмитрий Сулимов. Точно. Очень интересным марафон оказался. Хотелось бы надеяться, что такой марафон будет поддержан спонсорами в дальнейшем и станет традиционным и ежегодным.
Спасибо большое организаторам за приключенческий кантри-марафон. Но пора и честь знать. Спасибо этому дому.
Дмитрий Сулимов прихватил нас на своем авто до Москвы. У метро «Мякининская» мы и расстались, Дмитрий, Слава Зверев (занявший второе место), Виталий Лукьянов, Галина Еремина (занявшая первое место по женщинам) и я. Спасибо Дмитрию за комфортную обратную поездку в такой теплой и дружной компании.
Несколько раз с пасмурного неба принимался идти дождь. А таки хорошо, что он не пошел раньше!
До новых встреч на соревнованиях, друзья.