Назад к списку впечатлений

Впечатления — RuukR — Чемпионат Европы по легкой атлетике среди ветеранов на стадионе
21.03.2013 Чемпионат Европы по легкой атлетике среди ветеранов на стадионе RuukR 3 км 12.27

17.03.2013 г.

Первый день отпуска. Позади длительные рабочие будни, которые мы, по мере возможности, разделяли различными вылазками на 2-3 дня за пределы МКАДа. С нетерпением ожидали приближения месячного полноценного турне. В этот раз поводом для путешествия выступал Зимний чемпионат Европы по лёгкой атлетике среди ветеранов в Сан Себастьяне - небольшом испанском городе на побережье Атлантического океана.

Задолго до его начала рассчитали наш будущий маршрут. Куплены билеты на самолет и забронированы отели. В качестве короткого знакомства выбраны две европейские столицы: Мадрид и Лиссабон, в качестве восстановительного "тёплого" отдыха - остров Мадейра. Авиапосредник www.anywayanyday.com помог нам в покупке билетов по акции, на сайте www.booking.com забронировали отели в Мадриде, Сан-Себастьяне, Лиссабоне и апартаменты на Фуншале. Также онлайн оплачен стартовый взнос за участие в европейском первенстве. На сайте www.ahotu-marathons.com обнаружил, что в португальской столице 24 марта проходит полумарафон и зарегистрировал в нём Надю.

С завидной периодичностью получал на почту информацию, то с одного старта, то с другого. Конечно испанский вариант был на голову выше португальского. Это заметно и по организации и по предлагаемым бонусам. Чего только стоила 30% скидка на билеты по железнодорожному сообщению испанского перевозчика renfe или бесплатный проезд в общественном транспорте. Хотя португальский предлагал 10 % скидку на авиасообщения компании ТАР. Жаль, что поздновато, так как билеты на Мадейру мы уже давно купили по демократичной цене. На сайтах www.forumavd.ru, www.forumgotenerife.ru набрались он-лайн впечатлений о Мадриде, Лиссабоне и Мадейре. Осталось теперь только реализовать их в очной встрече.

В аэропорту Домодедово встретили Рената, которому я помог в покупке билетов и бронировании отеля. Он зарегистрировался в двух дисциплинах: кросс 8 км и забег в манеже 3000 метров. Прошедшей зимой мы соперничали в кубке Шри Чин Моя, где в течение зимнего сезона четырежды разыгрывались забеги на милю. Вчера состоялось награждение в гостиннице Алтай, на котором мне вручили кубок и ценный подарок за третье место, а Ренату - за второе. В церемонии он не принимал участия, поэтому я привёз ему награды в аэропорт.

Оперативно на стойке получили посадочные талоны и сдали багаж, прошли кордоны пограничников и таможенников. Позади остались магазины беспошлинной торговли и суета зала вылета. Напряжение от нахождения в некотором своеобразном восточном базаре, состоящем из гомона, разномастных запахов и человеческой суеты, спало лишь, когда мы сели в салон аэробуса компании brussels airlines.
- Бон жур, месье! - с улыбкой на лице приветствует благоухающая стюардесса в красном пальто на борту самолёта.
- Бон жур, мадам! - отвечаю ей взаимностью. После незаслуженного трёхэтажного мата в наш адрес со стороны бродяги на Павелецком вокзале и грозного вида милиционеров на всём пути, на сердце становится тепло и уютно.

В салоне самолёта заметил ещё шестерых спортсменов, летящих видимо на те же соревнования. Они выделялись среди пассажиров спортивными курточками с российскими гербами на спинах и кроссовками (многих неоднократно встречал на разнообразных стартах). Каждый добирался, как мог. Федерация опять ничего не оплачивала, несмотря на письменное обращение заслуженного ветерана спорта к первому лицу. Волонтёры "помогали" за опредлённое вознаграждение организовать спортивный "тур". Сумма немаленькая (1700? за поездку). В итоге из 3100 участников, российская команда представлена лишь 60 атлетами.

Мы летели с пересадкой и двухчасовой остановкой в Брюсселе. Три с половиной года назад приезжали в этот город на полтора дня на автобусе, но вот по воздуху здесь ещё не доводилось бывать.

Небо бельгийской столицы хмурое и дождливое. Радует, что вместо снега на полях просматривались зеленеющие газоны вперемежку с аккуратными жилыми постройками. На кордоне трёхминутная беседа с пограничником о целях нашей месячной поездки, проверка билетов на обратный путь и звонкий штамп в загранпаспорт пропустил нас в шенгенский мир.

Терминал аэропорта наполнен воздушностью, свежестью и относительной тишиной. Не нужно караулить свободное кресло, не нужно перекрикивать голоса из репродукторов, не нужно уклоняться от чужих сумок и локтей. Здание представляло собой довольно типичное строение из симбиоза стекла и железных конструкций и чем-то напоминало аналогичные "ангары" европейских столиц.

Не удержались от соблазна и посетили магазины беспошлинной торговли, которые заманивали покупателей разнообразием шоколада, кофе, пива, фуагра, сыром и прочими сувенирами. Улыбчивые продавцы, аккуратные витрины, балующие незначительными скидками. Два часа пробежали быстро и незаметно и вот мы уже на борту, летящем в Мадрид. "Шенгенские авиалинии обслуживаются хуже нешенгенских" - сделали мы вывод из-за отсутствия питания и прочих услуг на борту.

В мадридском аэропорту доводилось бывать дважды, поэтому сориентировались быстро. На выходе из пассажирского терминала в информационном центре узнали о местонахождении метро. Оно оказалось двумя этажами выше нас. Их подземка "Metro" состоит из 13 линий, чем-то напоминает по строению московский аналог (разноцветные линии, кольцевая ветка), но в отличии от российского собрата заметно дороже, поезда ходят реже, вагоны уже и ниже, а расстояния между станциями более короткие. Стоимость поездки зависит от зоны и выбранного тарифа. Перед входом на платформу установлен валидатор и турникет, за которым служащий-охранник. Проезд от аэропорта до станции Casa del Campo нам обошёлся по 5? с человека, с Таисии также взята полная стоимость проезда (кризис в стране). В первый раз мы покупали билеты у кассира, в дальнейшем пользовались автоматическими кассами, где всё интуитивно понятно. Также на входе в станцию можно взять бесплатную карту-схему метрополитена. С подсказками пассажиров, карт, закачанных в телефон и планшет, мы добрались до необходимой нам станции Marques de Vadila . Неподалёку от неё в 4* отеле Santa Praga у нас на три ночи (а у Рената на одну) забронирован номер по довольно демократичной цене - 48? на троих (без завтрака).

Поужинав купленными в брюссельском дьютифри ароматными сыром, пивом и шоколадом, когда в Москве уже было утро, мы провалились в глубокий сон.

18.03.2013 г .

С первого дня пребывания в другой стране и другом часовом поясе стараемся подстроиться под местное время. Но на это утро я решил не ставить будильник, чтобы была возможность отоспаться после утомительной дороги. Увы! Не все абоненты знали, что с этого понедельника я нахожусь в отпуске. Поэтому после третьего звонка из-за которого остатки сна полностью исчезли, я ушёл на тренировку.

Приятная свежесть солнечного и ветреного утра. Множество бегунов и велосипедистов вышли на утренний спортивный моцион по набережной неширокой реки. В Википедии читал, что Мадрид - единственная европейская столица, расположенная не на реке. Да, речку Manzanares трудно назвать крупной водной артерией (на ней даже на лодочке невозможно прокатиться), но тем не менее у нее достойная многоуровневая набережная, на которой есть место для птиц и белок, для пешеходов и собачников, для велосипедистов и автомобилистов. Я бежал наслаждаясь солнечными лучами, запахами свежей травы, цветущими мимозами, сакурой, мушмулой и любовался городским пейзажем, гармонирующим с окружением. Повсеместно на всём протяжении встречались всевозможные указатели, километровые знаки, детские площадки, питьевые фонтанчики. "Интересно, когда же она закончится?" - периодически задавал себе этот навязчивый вопрос. Через сорок минут бега повернул в обратный путь, так как необходимо ещё придумать что-то на завтрак.

Количество занимающихся спортом, как мне показалось, не уменьшилось. Скорее наоборот. "Видимо у них утро понедельника считается выходным!" - сделал вывод, исходя из количество бегущих и катающихся на велосипедах и из того, что большинство промтоварных магазинчиков были закрыты.

Чтобы лучше сориентироваться в незнакомом городе обычно прибегаем к помощи обзорных ситибас туров. Мы уже давно заприметили непрестанно снующие по полупустым улочками двухэтажные ярко-красные автобусы. Билеты можно приобрести, как в сувенирных лавочках, так и в туристических информационных центрах. На минутку зашли в наводнённый туристами рынок "Сан Мигель", так как он был далек от настоящей жизни. Понаблюдав за всевозможными цирковыми представлениями и зеваками на центральной площади - plaza Mayor, мы купили билеты на однодневный автобусный тур. За 21? на взрослого (дети до 16 лет бесплатно) предлагалось два двухчасовых маршрута, каждый из которых включал 20 остановок для выхода и входа пассажиров. Погода способствовала езде на открытом втором этаже, даже несмотря на порывистый ветер и мы углубились в "изучение" местности. Лекция аудиогида была наводнена датами, историческими сведениями и неизвестными нам фамилиями, но в комплексе с открывающими с площадки видами, отражала собой дух прошлого, настоящего и недалекого будущего Мадрида. Чем же гордится этот город? Футболом и стадионами, фонтанами и фанатами, набережными и ботаническими садами, вокзалом Аточа и зданием банка, фасадами домов и отелей, церквями и городскими виллами, зоопарком, в котором размножаются панды, роскошным королевским дворцом и королём, предпочитающем жить в скромном особняке, а также приближающейся Олимпиадой 2020. Её символ - пять башень-небоскрёбов мы встречали повсеместно на своём пути в виде рекламных плакатов. Как узнали позже, в эти дни там проходил симпозиум, связанный с этим знаменательным событием.

Во время экскурсии мне позвонил Мигель Прието - испанский коллега (врач-физиотерапевт), ходок, чемпион мира в группе М40, М45, призёр барселонской олимпиады 1992 года, рекордсмен мира в группе М45 в спортивной ходьбе на 3000 м и 5000 м. Мы познакомились с ним на прошлогоднем чемпионате России, проходившем в Москве. Он зарегистрировался на пятидесятикилометровую дистанцию. В период пребывания Москве он и его супруга-полицейский испытали настоящий стресс. Отсутствие латиницы на вывесках, языковой барьер с населением и полицией, дефицит продуктов, завышенные цены в отелях, транспортный коллапс. На мой вопрос: "Для чего ему это?", он ответил, что хотел бы отобраться на Олимпиаду в Лондон 2012 и московский старт был последней возможностью. Для меня признание сорокасемилетнего атлета выглядело, как минимум, необычным. В России серьёзный спорт заканчивается, как правило, после 30-35 лет, даже несмотря на результат. И прошедший чемпионат был тому подтверждение. Правда, на Олимпиаду Мигель полетел в качестве зрителя, так как в Москве он сошёл на тридцатом километре. Прощаясь с нами, они приглашали погостить у них дома в Мадриде.

Славянское гостеприимство и испанское - несравнимые понятия. Это у нас вас могут разместить и лелеять подобно падишаху. Здесь же, забегаю вперёд скажу, что он лишь показал нам, что живёт "вон в том трёхэтажном доме", когда мы проезжали мимо по автостраде на его автомобиле.

Мигель пришёл на встречу со своей дочерью Верой - студенткой медицинского института. Возраст её было сложно определить из-за нескрываемой полноты, которая подчёркивалась джинсовыми минишортами поверх чёрных колготок. Она лучше отца знала английский язык и выступала нашей переводчицей и гидом. Я даже не удержался и спросил у неё впоследствии, какой вид спорта она предпочитает, на что получил невозмутимый ответ: "Я бегаю на работу по 5-10 км в день!"

- Прогуляемся по городу? Я покажу вам достопримечательности, - предложил Мигель.
- Спасибо большое. Мы почти четыре часа изучали их с высоты второго этажа автобуса. Некоторые дважды, из-за того, что маршруты пересекались. Остались неохваченными лишь олимпийские башни - Cuatrotorres, с высоты которых очевидно открываются потрясающие виды.
- К башням мы подъедем чуть позже, там красиво на закате, - сказал Мигель, - А вы были у королевского дворца? Туда обычно не заезжают туристические автобусы.
- Ещё нет.
- Тогда предлагаю выбрать их в качестве прогулки.

В пути обсуждали будущие старты в Сан-Себастьяне, делились впечатлениями о спортивных событиях ушедшего года, планами на будущее. Здесь переводчик нам не требовался. Язык атлетов интернационален. Он предложил завтра съездить с ним в Сеговиа - горную местность. Соблазн был велик, но посчитали, что вдруг что-то не так переведём, да и Таисии уже обещали, что сходим в зоопарк посмотреть на панду.

19.03.2013 г.

Утренние звонки опять выступили в качестве своеобразных будильников. Досчитав до трёх, мы решили подняться на пробежку вдоль речушки Manzanares, побережье которой я исследовал накануне. Сегодня в Испании праздник - день отца, который не выступает выходным для торговой сети и служащих. Может быть, поэтому количество занимающихся спортом уступает вчерашним показателям. Но от этого удовольствие от пробежки (прошажки) не меньшее и час пролетел незаметно. Вспоминается манеж с двухсотметровой дорожкой, когда с тоской смотришь на секундомер в ожидании, когда закончится тягостный час занятия и лавируешь среди многочисленных занимающихся. Здесь же, если не здравый смысл, то, казалось бы, что тренировался бы бесконечно.

Порадовав себя дарами полей и лугов, мы отправились на прогулку вдоль набережной по направлению к самому крупному городскому парку Сasa del Campo, где находятся парк аттракционов, зоопарк и канатная дорога Teleferico. Немного не рассчитали с расстояниями на местности и по карте, мы лишь спустя полтора часа прибыли к месту посадки пассажиров в кабинки.

Нам показалось, что этот аттракцион, запущенный в конце 60-х годов и по-видимому не обновлявшийся с того времени, не стоит запрашиваемой стоимости 5,15 ? в одну сторону, 5,75? туда-обратно с человека (без льгот для нашего ребёнка) при протяжённости немногим больше двух километров и 10 минут пути с испанским аудио сопровождением. Столичный зоопарк заслуживает уважения собранной коллекцией редких экземпляров животных (впервые увидел резвящихся утконосов и ручное кормление наутилуса), но опять же цена входного билета покусывается (18 ? - взрослый,16? - ребёнок). Радует, что здесь не пахнет шашлыком и пивом, нет продавцов воздушных шаров и игрушек, а для аттракционов есть другой парк. Звери чистые и крупные, несколько раз создавалось впечатление, что они при желании могут преодолеть то расстояние, которое отделяет их от посетителей (здесь очень мало клеток), но видимо не хотят. Даже белые волки ленивые оставили куриные тушки на откорм снующим вокруг сорокам. Тем временем начался преходящий нешуточный дождь и мы прятались, то под крышей дельфинария и аквариума, то грелись в тропическом лесу - серпентариуме и домике панды, выстроенном в китайском стиле.

20.03.2013 г.

Удивительно, что когда тебе необходимо рано вставать, телефоны молчат, и лишь уставленные будильники прерывают сновидения. Накануне решил, что за полтора часа мы с запасом доберёмся до вокзала, расположенном на станции Chamartin, откуда следуют поезда в Сан-Себастьян. Накануне я направил Рената на вокзал Atocha (как и многие встретившиеся ему по пути мадридцы), считая, что таким образом возможно добраться до этого города. Он почти весь день провёл в дороге в ожидании поездов, чудом успел зарегистрироваться и заселиться в отель. В итоге перенервничал и как результат - неудачное вчерашнее выступление на дистанции 3000 метров, где он занял только 18-е место.

Но и моего зазора оказалось недостаточно и к поезду мы подошли впритык (за две минуты до отправления). В часы пик (6:30 - 9:30, 18:30 - 20:30) мадридское метро ходит с большими временными промежутками (10-15 минут). Маленькие вагоны заполнены до отказа, кондиционеры работают не везде, ребёнку место никто не уступает, несмотря на то, что такие места предусмотрены "королевским указом 2007 года". Да и кассиры на вокзале, как будто насмехались над нами, посылали от одного кассового окна к другому, ссылаясь на незнание английского языка. В итоге мы так и не нашли того, кто бы его знал, но билеты купили, даже воспользовавшись купонами Чемпионата Европы на 30% скидку. Таисии, правда, отказали в скидке, сославшись на неподходящий под этот формат возраст, несмотря на мои заверения о том, что она аккредитированное лицо (у неё билет был и так с 35% скидкой от взрослого тарифа).

Междугородние поезда компании Renfe напоминают наши "Сапсаны", также на перроне установлены рентгенустановки по проверке багажа пассажиров. Предусмотрено три класса вагонов, в вагоне есть бортовое бистро, где мы заказали кофе, молоко и круассаны (к оплате не принимаются купюры свыше 50? и банковские карточки, если покупка меньше 6?). При абсолютно более высокой скорости движения, из-за частых остановок средняя скорость движения довольно невысока. Расстояние в 350 километров он преодолел за пять часов.

Вокзал Сан-Себастьяна нас встретил обыденностью и тишиной. Лишь две украинские спортсменки просматривали расписание. Ничто не напоминало здесь, как и во всём курортном городе о проходящем в городе чемпионате Европы. Лишь предстоящие состязания по регби и футболу изредка упоминались на рекламных щитах.

Из присланного мне по почте буклета узнал о номере рейсового автобуса, следующем до места проведения и технической поддержки. В пути встречались спортсмены - представители команд разных стран. От Ирины Кокориной узнал, что два часа назад она заняла второе место в своей возрастной группе в спортивной ходьбе на 3000 метров и похвасталась своей серебряной медалью.
- Здорово, поздравляем! А мы завтра будем сражаться! Как судейство, строгое?
- Довольно да, некоторых снимали с дорожки.
- От первой далеко отстала?
- Да, нереально было достать. Немка прошла за три километра 14.40... Удачи тебе завтра! Буду болеть.
- Спасибо, Ирина.

Вскоре мы оказались в спортивном городке Anoeta, представленным футбольным и легкоатлетическим стадионами, велодромом, в центре которого располагался легкоатлетический манеж, с залом для спортивных игр и прочими менее крупными объектами. Минимум наглядной информации для спортсменов приводило к тому, что нам дважды приходилось проделывать один и тот же маршрут.

TIC (технический информационный центр) располагался в игровом спорткомплексе - Gasca sport center. За офисными модулями столики экспоцентра, представленные презентациями будущих ветеранских состязаний в Турине, Измире, Лионе и Торане (Польша), а за ширмой - столовая для участников и судей. Некоторые из волонтёров, как пожилого, так и юношеского возраста не были знакомы с английским и общались жестами и на ломаном испанском (или это непривычный для восприятия бакский?). Для облегчения общения в выданной мне книжечке имелся разговорник на семи языках. Все обеспечивающие соревнования лица различались цветом формы: судьи - белые, организаторы - чёрные, волонтёры - красные, что дублировалось надписями на спинах.

Раздатчики номеров ограничились лишь проверкой наших паспортов и выдачей нам пластиковых аккредитационных карточек мне, как атлету, Надежде и Таисии, как сопровождающим лицам. Памятуя прошлый опыт, я зарегистрировал всю семью (сопровождающий взрослый 25?, ребенок - 10?). Это, по крайней мере, позволит бесплатно пользоваться общественным транспортом (автобусом, городским метро, электричкой) и посещать спортивные мероприятия.

Купив талоны на обед по 10? на человека, мы зашли в столовую. Здесь официанты предлагали нехитрое меню из двух блюд: фасоль или салат - на первое, котлеты - на второе, плюс булочка, вода и йогурт. "Поскромничали!" - решили мы. Признаться честно, с таким скудным и относительно дорогим меню нам ещё не доводилось встречаться. Или это особенность здешнего народа? Вспомнился недавний чемпионат России в Саранске, где полноценный обед в спортивной столовой нам обходился не дороже 250 рублей на троих.

В зале повстречали ходоков из Испании и Швеции - Кико Родригеса и Кристера Свенсона, с которыми знакомы по предыдущим стартам. Кико из группы М35, работает пожарником, самостоятельно изучает русский язык, швед из группы М40, в 2011 году обошёл меня на чемпионате Европы во Франции в ходьбе на 10 и 30 км, но после этого не появлялся на европейских стартах. Поделились своим первым впечатлением от соревнований, подарили в качестве сувениров московские шоколадки и ушли проходить преждевременную регистрацию, а также знакомиться с залом для выступления.

В центре велодрома Anoeta располагался легкоатлетический манеж. Это спортивное сооружение напоминало собой велотрек в Крылатском, только заметно скромнее и нуждалось в ремонте. Шесть дорожек по кругу, шесть по центру для спринта и барьерного бега. Также имеются прыжковые сектора. Состязания метателей вынесены на улицу на прилегающий легкоатлетический стадион. Для зрителей вдоль прямых имелись трибуны. В центре зала на дорожках проходили забеги на 60 метров. Протоколы появлялись довольно оперативно, но только в бумажном варианте. Электронных средств мы не заметили. Также, как нигде не было информации о ходе командной борьбы. Правда, в ТИСе был хот-спот для бесплатного доступа в Интернет, но опять же ни одного общественного компьютера. Мы опять списали все эти мелкие недочёты на кризис и поспешили в наш городок Зарауц (Zarautz), расположенный в 20 км от Сан-Себастьяна на юг по направлению к Бильбао. Благодаря СМС подсказкам Рената оперативно добрались на него с помощью метро и городской электрички. Электронные турникеты считывали с наших карточек-бейджей плату за проезд на входе и выходе (как выяснилось позже, карточки имеют определённый лимит и некоторые спортсмены к середине чемпионата его исчерпали. Их можно конечно и потерять, заплатив за дубликат 10 ?).

Сан-Себастьян расположен в курортной зоне и когда в сентябре прошлого года я подыскивал нам отель, то испытал определённые трудности из-за высокой стоимости. Поэтому остановил свой выбор на другом более скромном курортном городишке, где забронировал нашей семье и Ренату два номера (60? с завтраком на троих). Нас оперативно разместили и рассказали о нюансах проживания. Отель предлагал полный пансион (завтрак уже включён в стоимость, обед стоил 8,80?, ужин - 12,90?). Ренат поделился трудностями общения с обслуживающим персоналом, который ещё не привык к русскому языку и переводили для него меню через он-лайн переводчик.

Переодевшись, отправились на прогулку по городку, основной достопримечательностью которого выступала широкая и просторная набережная протяженностью полтора километра. Ренат рассказал, что в утренние часы она наводнена любителями бега и ходьбы. Вечером же её использовали для неспешного променада. На морской пучине группы сёрфингистов ловили волну, видимо готовясь к предстоящему тёплому сезону. Свернув в городские кварталы, попытались найти ресторан или кафе, но увы. В большинстве таверн, баров предлагались лишь закуски в виде всевозможных тапасов. Найти какую-нибудь пасту (спагетти) или чикена (курятину) мы так и не смогли. В большинстве заведений меню было представлено на бакском языке, который совсем не похож на испанский, английский же здесь не популярен. Поэтому ужинали в ресторане нашего отеля, где за 12,90? предлагалось первое, второе, десерт, вода и вино, которые можно было выбрать из полутора десятка наименований блюд.

21.03.2013 г. День старта на 3000 метров.

Надеялся, что встану по будильнику. Однако это утро скорее походило на начало обычного рабочего дня и началось в 5:30 по местному времени. Несмотря на это самочувствие хорошее, усталости нет. Позавтракав, отправились в Сан-Себастьян. В 12:30 у меня старт. За час начал разминку, встречая и приветствуя по пути своих соперников. Конкуренция на сегодняшнем старте, как никогда высокая. Из 11 зарегистрированных участников - шестеро претендуют на выход из тринадцати минут, как минимум трое - на обновление рекорда мира (12.25.60). Швейцарец - Аксель указал в предварительной регистрации время 12.00, немец Борщ - 21.20 на пятёрке и 12.30 на тройке, у португальца Да Сильва месяц назад на чемпионате страны был показан результат на пару десятых секунды ниже рекорда мира. Швейцарца и португальца я никогда не встречал, но уже на разминке выделил их по внешнему виду из числа атлетов, разминающихся на летнем стадионе (благо, что погода позволяла и ртутный столбик термометра показывал +21ºС).

Несмотря на уверенность в своих силах, волнение нарастало и это отражалось на разминочном пульсе, который был на 15-20 ударов выше привычного для этой скорости, а в покое превышал оптимум почти в 2 раза. После двадцатиминутной ходьбы отдал последние наставления Нади по фотографированию и отслеживанию времени.

- Темп 50 секунд каждые 200 метров (1 круг), километр 4.10, в итоге 12.30, если что-то не так, - корректируй.
- Всё поняла, Слава. Удачи тебе!
- Спасибо!

В подтрибунном помещении три разминочные дорожки длиной по 30 метров, которые очевидно используют в непогоду. Здесь же раздевалки, которые все закрыты, есть парочка туалетов и платные шкафчики для большого багажа. Здесь же судейский стол, за которым проверяют правильность номеров у спортсменов беговых видов (каждому выдано по два именных номера, большой - на спину, маленький - на грудь) и запускают в стартовую зону за 15 минут до начала вида.

И вот наступила предстартовая поимённая перекличка, после которой нас вывели в зал выступления. В это время проходили состязания ходоков в группе М45. Уверенно лидировал наш мадридский товарищ - Мигель. Жаль, что очно не удастся с ним встретиться. Поэтому я следил за ним по секундомеру, ориентируясь на текущее время. Он уверенно победил со временем 12.31, обогнав ближайшего преследователя - испанца, почти на круг. Вообще испанцы доминировали количеством во многих легкоатлетических дисциплинах (особенно в беговых). Ещё бы, ведь 30% зарегистрированных атлетов - представители Пиринейского полуострова!

Ещё одна перекличка для построения на стартовой линии. У меня третья позиция. Выстрел "электронного" пистолета для меня был неожиданным, ввёл в некоторое замешательство, что отразилось в том, что я не нажал на кнопку своего секундомера. С первых метров вперёд устремляется швейцарец в ярко-красной форме. За ним испанец, португалец и я. Настрой - не поддаваться стартовому ажиотажу, так как в будущем это может отразиться на формате выступления.

Первый круг прошёл за 49 секунд, что чуть быстрее графика, отставание от швейцарца соcтавило приблизительно 4 секунды. Видимо заявленные им 12 минут, являются для него достижимыми. Что ж, каждому своё! Я пристроился за техничным португальцем, так как видимо испанец играл роль вольного или невольного пейсмейкера. Второй круг 49 секунд, что тоже неплохо. Сзади интуитивно ощутил тяжёлое и громкое дыхание немца, он не торопился выходить. Тем временем разрыв со швейцарцем увеличивался и составлял уже порядка семи секунд. На третьем круге немец обошёл меня на вираже по второй дорожке. Следует заметить, что виражи здесь не регулируются и думаю, что этот манёвр довольно нелёгкий. Он также обошёл португальца и испанца и устремился в погоню за прогрессивно удаляющимся швейцарцем, несмотря на жёлтую карточку от судьи на вираже. Их, кстати, довольно много сегодня - 8 человек на дистанции и один главный, постоянно курсирующий. Португалец обошёл испанца и удерживался за спиной Борща, я также пристроился за ними. Первый километр прошли за 4.08. Комментатор соревнований сообщил зрителям о событиях на дорожке, но только на испанском языке. Вскоре и мне предъявили два предупреждения за фазу полёта и согнутое колено, от которых пыл несколько угас. Хотя втроём мы вскоре настигли швейцарца и даже оставили на круг за спиной. Немец продолжил лидировать, но швейцарец через круг опять вышел в лидеры. Вдвоём с немцем они ушли вперёд. Я обошёл Да Сильву и попытался их догнать. Понимал, что их темп мне не под силу, к тому же один из судей довольно критично оценивал мою технику. Вот и два километра. На бегущем электронном табло заметил 8.18. Португалец обошел меня, но ненадолго. Через круг опять совершил рокировку. Оставалось 800 метров. До слуха долетали слова поддержки от Рената и зрителей из числа российской команды, что придавало сил для борьбы за бронзовую медаль. Темп удавалось удерживать в запланированные 50 секунд каждые двести метров. Очень хотелось обернуться и посмотреть, на португальца. Нельзя - это признак слабости. Да и то, как он легко меня пропустил вперёд - тоже. Заметил, как уходящим от меня лидерам сыпятся жёлтые карточки. За 500 метров до финиша швейцарцу показали красную карточку, что придало ускорению немцу. И вот долгожданный звук медного колокола известил о последнем круге. В голове одна мысль: "главное, чтобы не сняли...". Под зрительские аплодисменты с трибун финишировал. Радуюсь рекордному для себя времени 12.27 с десятыми.

Ко мне подбежал полный судья и что-то сказал по-испански. В голове мысль: "неужели сняли?". Но красной карточки в его руках нет. Через пару секунд финишировал и португалец Да Сильва. Жму ему руку с поздравлениями. Но он не обрадовался и лишь недоумённо посмотрел на меня. Лишь, когда ему немецкий ходок объяснил, что швейцарца дисквалифицировали, на его лице появилась улыбка и мы пожали друг другу руки. Допинг-комиссаров не было, хотя Борщ показал рекордное время - 12.13 с десятыми, побив рекорд шведа 11-ти летней давности. Фотографирование для прессы и для родных. Усталость затмевается радостью победы над собой. Вдвойне приятно то, что смог определить уровень своей готовности и грамотно рассчитать силы на дистанции, несмотря на изменчивость тактики соперников.

Менее чем через час нас пригласили на церемонию награждения, которая проходила здесь же в манеже, у западного виража. Зрителей туда не допускали, но я провёл свою группу поддержки. Португалец разговорился и критиковал мою технику, очевидно ссылаясь на имевшуюся у меня фазу полёта. Он постоянно складывал руки в виде обращения к всевышнему, видимо, имея ввиду, что все мы во власти божьей...Так же он удивлялся тому, что швейцарец Алекс Флоренс был снят, так как ему по силам было разменять сегодня двенадцать минут (месяц назад на пятёрке он показал результат 20.20). Выглядел он очень возбуждённым, также как и Стефен Борщ, который на церемонию награждения надел спортивную форму образца 1992 года, в которой он выступал на юниорском чемпионате мира в Сеуле, как следовало из надписи на спине. Известный испанский бегун в беге на стайерские дистанции (фамилию я не запомнил) вручил нам медали, мы выслушали гимн Германии со словами Борща, фотографирование и на заминку. Ни грамот, ни дипломов не выдавали, но желающие могли в зале ТИСа за 5 евро заказать гравировку на обратной стороне медали, что я и сделал. Из протоколов узнал, что кроме швейцарца сняли ещё и шведа, пятеро человек вышло сегодня из тринадцати минут, а также то, что мы опередили и более младшую группу М35, где выиграли чуть быстрее 13 минут.

Посмотрели на предварительные мужские забеги на 800 метров из группы М45 и ушли гулять по городу, который мы видели только из окна автобуса. На вокзале купил билеты в Лиссабон, где через два дня Надя стартует в полумарафоне. Решил, что они поедут на день раньше, так как в день старта (воскресенье) нагрудный номер получить не удастся, а я после второго субботнего старта по шоссе на 5 км, подъеду прямо к началу мероприятия. Порадовала 30% скидка для атлетов компании Renfe, действующая даже на поезда, курсирующие в международном направлении. Цены на билеты соизмеримы с отечественными за аналогичное расстояние, а вот сервис, думаю, что нет.

Пообедали в кафе у кафедрального собора, полюбовались набережной, цветущими повсеместно листопадными магнолиями и роскошными фасадами домов и вилл и домой. Не раз мы ловили себя на мысли, что находимся в красивой картине неизвестного художника, настолько необычными представлялись окружающие нас декорации.

В сетевом супермаркете Зараутца Eroski купили местных деликатесов: сыров, прессованного мармелада и сидра (из-за красивой бутылки и рекламы). Напиток нам не пришёлся по вкусу, так как запахом напоминал брагу и от него отказались, а вот сладости и сыры порадовали.

Назад к списку впечатлений