Трояк оргам ММ. Прежде всего - за пустые понты.
Бутылки 0,5 на трассе в дождливую погоду - ну зачем? Редко кто из бегущих рядом со мной выпивал хотя бы треть бутылки. При такой огромной частоте пп хватило бы и по 0.25 или стаканчики - даже в самую жару. Причем крышки опечатаны пластиковой фигней - ну зачеееем?? Ребята на первом пп не успели подготовиться к первой волне, мне досталась нераспечатанная бутылка. Так и не открыл ее.
Трасса ощутимо длиннее, не менее чем на полкилометра. Изменить-то изменили в связи с ремонтом, а измерял изменения явно не приезжий замерщик. Про лишние 1,6 км на десятке вообще молчу. Про заблудившихся лидеров на той же десятке, которым не обозначили поворот - тем более.
Медальки... не завезли. У нас в Роисси все в последний момент делается, ага, потому и косяки такие.
Еще из минусов, к оргам не имеющее отношения - отсутствие культуры болельщицкой. Бежишь мимо, протягиваешь руку для хлопка и... на тебя смотрят, как на идиота. Не знают, что надо делать. Не везде, конечно, но несколько таких эпизодов повергли меня в крайнее изумление.
Из плюсов - реально широкая и красивая трасса по всему городу, реклама марафону дана лучше, чем на питерских БН. Получение стартпакета накануне - не нужно с утра суетиться, трепать нервы. Старт рано утром, что практически стопроцентно исключает чересчур жаркие погодные условия (а в этот раз погода вообще идеальная была). Очень много бегущих в первый раз, они легко идентифицируются в бегущей толпе по не очень марафонской одежде, а после финиша - по специфической походке. НА пп вроде было все, что нужно (ну, мне вообще немного надо - вода/изотоник и бананы). Теплое и просторное помещение раздевалки, что особенно важно было после финиша в дождь, отсутствие очередей в туалеты (почти отсутствие - перед самым стартом) + дополнительный стационарный, о котором новички не знали). Наконец, горячие каша и чай в неограниченном количестве (вроде хватило всем). И - болельщиков все же было больше, чем в Питере.
Это был мой первый марафон. В этом месяце.
Предыдущим была "Белочка" три недели назад.
Тренироваться у меня не вышло совсем, суммарный набег за половину сентября порядка 20 км, из которых 7 км - на вчерашней "Гонке Героев", которая сама по себе оказалась непростым испытанием. Исходя из этого, больше всего боялся, что быстро забьются ноги, находящиеся вроде бы в невысоком тонусе. Но проблемы меня ждали совсем не с этой стороны.
Утром я все же долго прособирался, до метро пришлось бежать разминочный километрик, с Воробьевых Гор я вышел лишь за 15 минут до старта. Впрочем, мне оставалось только найти Роберта Воропаева, который собирался бежать свой первый марафон, сдать вещи в гардероб и посетить туалет.
Все задуманное было совершено, но на старт я все же слегка опоздал, накрутив еще километр бегом в поисках входа в стартовый коридор марафона. Не останавливаясь, я пересек стартовый чиповый коврик и, находясь позади самой медленной волны, бросился прорубать себе дорогу. Роберт, как потом выяснилось, стартанул еще позже меня.
Честно говоря, первые полтора км было тесновато. Но тут уж я сам виноват. Потом рассеялось, стали попадаться знакомые бегуны. Самочувствие мое, как ни странно, было отличным, никаких намеков на то, что я не в форме, не было, было ощущение полностью заряженных аккумуляторов. Шел я тихо, в диапазоне 5.00-5.10, первая десятка так и получилась - 50.35. Поначалу бежать быстрее и не хотелось, но где-то километре на 9м подул неприятный ветер, и я чуть добавил, сохраняя тепловой баланс. Вторая десятка вышла прогнозируемо быстрее, 20 км за 1.40.14 - я потихоньку ликвидировал отставание от пятиминутного графика, создавая задел на оставшуюся часть трассы. Бежалось по-прежнему очень легко, ощущался запас сил. Пульс вначале был очень низкий, менее 160, к середине дистанции он только начал подбираться к этой отметке.
Я много махал публике, подставлял ладони - не так уж быстро я бежал, чтобы это мешало темпу, а энергии такие вещи добавляют только.
Километровые отметки с самого начала стояли не очень ровно, самыми точными были 12 и 13 км. А вот дальше, после долгого туннеля в измененной части трассы сразу, резко стали врать на 400-500 м. Пока бежал, долго ломал над этим голову - не придется ли бежать лишние полкилометра?
На пп было очень много знакомых, человек 7-8 только тех, кого я успел увидеть-узнать. Это тоже добавляло сил.
На 22м километре меня догнал Саша Барвинский, бегущий марафон (тоже после вчерашней экстрим-гонки!) со своей собакой Мартой. Он стартовал еще позже меня и на тот момент вез мне минуты 3-4. Саша сначала вроде бы ушел вперед, но потом оказалось, что бежим мы примерно рядом. Присутствие Марты действовало на меня успокаивающе и ободряюще - не знаю, почему.
Мы обошли Ваню Крушинского, а потом еще двоих Вань - Кожана и Сорокина. На длинной горке в середине третьего десятка, где я сбавил темп, как всегда на подобных участках, они было меня снова обошли, но когда горка кончилась, остались позади насовсем. Отметку 26 км я одолел через 2.09.57 с момента своего старта, это был первый километр, когда я все-таки начал укладываться в пятиминутный график. Несмотря на скакнувший резко вверх на горке пульс, все еще присутствовало ощущение прухи, я шел не напрягаясь, хотя, конечно, было уже тяжелее, чем вначале. Дальше пульс так и оставался около отметки 170.
Где-то в районе 23-24-го км материализоввался Витя Иванов, предложил изотоник, бананы, поинтересовался самочувствием. Мне было хорошо, мне ничего не нужно было, поэтому, уверив его, что все ок, я помчался дальше.
Третья десятка также выдалась быстрее 50 минут, 30 км я одолел за 2.29.48. У меня оставались неплохие шансы уложиться в 3.35, если не произойдет ничего нехорошего. Вчерашняя гонка по тяжелому гряземесиву все-таки должна была мне аукнуться.
Примерно на 33-ем км снова появился Витя Иванов, и в этот раз как раз вовремя - именно сейчас мне позарез нужен был предложенный им банан. Теперь оставалась только кривая прямая по набережным, знакомая-перезнакомая.
Как раз при повороте на набережную я и увидел вдруг Славу Зверева. Порадовался - не так уж медленно я пока еще бегу. На тот момент уже приходилось тяжеловато, но стенки еще не было, а это хороший знак. Если мне удастся не остановиться ни разу, результат на этот марафоне будет очень хорошим. Если же хоть раз перейду на шаг, добегать буду долго и мучительно.
Слава бросил своего ведущего (он практически всегда весь марафон бежит за кем-либо) и перестроился за мной. Его топот за спиной был слышен еще три километра. А потом я воткнулся в стену.
Полкилометра до моста вдруг стали резиновыми и растянулись на невообразимо долгую дистанцию. Темп у меня так и остался в рамках 5.00-5.05, но у меня было ощущение, что я топчусь на месте.
Тот мост оказался ровно в начале 38-го км. Здесь я сдался, ибо почувствавал, что могу в скорости свалиться, если продолжу бег. Слава ушел вперед с видимым сожалением. 37 км без единой остановки вышли за 3.04.20, с 40-секундным запасом по темпу. Но надежда была потеряна.
Пару километров назад, когда я еще был полон сил, я чуть не влетел в медленно бредущего Роберта - едва узнал его ярко-красную майку. А ведь парень собирался на 3.20. И, по идее, будь он поопытнее, может, и смог бы сделать это.
Теперь же я сам брел короткие 200 м разрешенного перерыва, не пытаясь переставлять ноги быстрее и сконцентрировав усилия на снижении пульса. Дальше побежал с прежней скоростью, но хватило меня менее чем на полтора километра. Я снова почувствовал, что падаю, и был вынужден перейти на шаг.
На шаг я переходил еще трижды, причем последний раз - целых 300 метров - менее чем за километр до финиша, чего обычно себе не позволяю - проще и быстрее добежать. 38й, 39й, 40й и 41й км вышли чуть быстрее 6.00 мин/км - на каждом из них был 200-метровый ход пешком.
42й километр - за 7.16, тут скорость бега наконец упала, да и шел больше. Я боялся рухнуть при подходе к арене, по которой (я еще помнил!) нужно пробежать последние 300 метров. Выходило так, что километровые отсечки верны, если считать с конца дистанции, то есть лишние полкилометра мне все же придется бежать.
На последнем километре меня, медленно бредущего, обгоняет Ваня Крушинский. Моя задача - не пустить его вперед далее трех минут - примерно настолько позже его я стартовал. Если не свалюсь прямо сейчас, то не пущу.
И вот, наконец, вход на стадион. Я почти в полном ауте, мне орут какие-то знакомые люди, они меня знают, я же случайно выцепляю из общей пелены только лицо Ольги Блинниковой.
Синяя дорожка, по которой недавно бежал Болт. Так и держу в голове эту мысль: "Здесь недавно бежал Болт, и я это видел своими глазами". Голубая майка Вани впереди, совсем недалеко. Но ускоряться пока нельзя - упаду.
На вираже вижу отметку - 150 м до финиша. Медлительно, очень аккуратно ускоряюсь, пытаясь не упасть раньше времени. И тут происходит странное и страшное.
Я перестаю ощущать свое тело. Совсем. Ничего не болит, вообще никаких импульсов мозг не получает, но зрение функционирует. По какой-то причине я еще передвигаю ногами, голубая майка Вани приближается, но шанс обогнать его мизерный.
Не догнал всего чуть-чуть. Напуганный, останавливаюсь за чиповым ковриком, мне сразу становится лучше. Ноги легкие, нет свинцовой тяжести. Дурман в голове пройдет сразу же, как только сбросится пульс - это я знаю.
Мне вручают какую-то бумажку и... не вешают медаль на шею. Медалей не вешают никому. Но сейчас это неважно.
Я нахожу место, где сесть - на мусорный мешок с пустыми бутылками. Он оглушительно хлопает, лопается, но сидеть на нем совсем удобно. Ничего страшного, в общем, через пять минут буду в норме.
Издали замечаю светлую голову Кати Анохиной. Мы договаривались, что медаль на шею мне повесит она. Ору через всю площадку: "Кииит!" Услышала, подбегает, лопочет что-то, из чего я в таком состоянии понимаю хорошо если половину. Нас окружают ее знакомые-волонтеры, из которых я никого не знаю или не могу узнать. Предлагают вызвать врача, но помощь мне уже не требуется, только еще одна бутылка воды.
Ушел я с финиша, как только стал подмерзать. По счастью, парень из камеры хранения нашел наш с Робертом сцепленный рюкзак просто мгновенно, очереди не было вообще.
Теперь самой большой проблемой было найти Роберта. Я подозревал, в каком состоянии он будет, но не мог ждать его на финише. Так что сел в раздевалке почти у входа, рассчитывая, что он не дурак и не будет искать меня на финише, а сразу пойдет греться и, если даже он не узнает меня, закутанного в плед, то уж я точно увижу его красную футболку.
К счастью, нашлись мы быстро. Перед этим его уже слегка обработали медики, так что, если и ходил он со страшным скрипом, но уж языком молол вполне бойко.
Отдельное спасибо Паше Морозову, Дэну Бесхитрову, Станиславу Юхновичу, Диме Синченко, Чапаю, дежурившим на пп, Вите Иванову, который сам был ходячим пп, Даше Трошановой, через всю площадь оравшую мне насчет забитых ног после вчерашней гонки, трем Ваням (Крушинскому прежде всего - он не дал мне упасть на дорожке!), Саше Барвинскому и его Марте, которые составили мне компанию в этом длинном путешествии, Славе Звереву, который после выхода на набережную наступал мне на пятки, не давая сбросить темп, Родиону Дубровскому, Саше Белову и Мише Никонову, которые очень хорошо меня поддерживали на дистанции, обгоняя или оставаясь позади, Андрею Кулагину, который вел прицельную фотосъемку, Киту и Ко, встретившим меня на финише, Роберту, который был рядом до и после, Марине, которая принесла тортик...
В общем, выходные удались. И первый, и второй!
Время на марафоне - 3.38.42, что есть четвертый результат из всей моей "чертовой дюжины" на данный момент. От прошлогоднего королевского, последнюю треть которого я прохромал на одной ноге, его отделяют всего 3 секунды.
Дистанция по гармину получилась 42.67, и это меньшая цифра из всех, что мне довелось услышать.
Трек гармина: http://connect.garmin.com/activity/376174460