Впечатления — RuukR — Чемпионат Европы среди ветеранов в помещении
24.03.2015
Чемпионат Европы среди ветеранов в помещении
RuukR
3 км
12.36
Польские каникулы.
- Сколько вам платят? - частый вопрос, задаваемый знакомыми, которые узнают о выступлениях на международных стартах.
- Нисколько!
- Какой тогда смысл?
- Это увлечение, хобби и вариант проведения семейного отдыха.
Всегда ли нужно ожидать вознаграждения и всегда ли оно приходит тот час же? И в нем ли дело? И оплачивается ли патриотизм? Эти вопросы я, конечно же, не задаю никому. Так размышления вслух. Жизнь не всегда состоит из бонусов за сделанное. Ожидая награды, мы редуцируемся, становясь подчас инфантильными созданиями.
«Поехал бы я в Польшу на отдых?» – вопрос, который задавал сам себе неоднократно перед поездкой. «Нет, нет и нет..» - отвечал сам себе. Однодневный опыт общения с маленьким приграничным польским городком Богатыня в 2012 году подсказывал, что лучше ограничиваться поездками по бывшим капстранам. В дополнение имеются очевидные сложности получения шенгенской визы. Согласно польским правилам: «необходима полная заблаговременная оплата проживания на весь период поездки». Но европейской атлетической ассоциации ветеранов было угодно назначить местом проведения десятого чемпионата Европы по легкой атлетике среди мастеров (ветеранов, т.е. 35+) город Торунь.
За пять месяцев до поездки куплены билеты. Благо, что рубль в ноябре был еще устойчивым. Забронированы апартаменты в трех городах: Варшава, Цехоцинек и Краков. От гостиниц отказались из-за малыша. Но договориться с владельцами о стопроцентной оплате не удалось. Лишь оргкомитет соревнований прислал приглашающее письмо, с которым мы всей семьей отправились в визовый центр. Главное – быть уверенным в своей правоте и визу на шесть месяцев и девяносто дней пребывания нам все-таки дали.
Спортивная часть подготовки не прошла без травм. В ноябре я составил устный план подготовки. Но травмы трижды выбивали из графика, и к Чемпионату России в Пензе за три недели до старта в Польше я подошел не в лучшей спортивной форме.
Спорт, даже если это не спорт высших достижений, требует определенной самоотдачи. Режим, график, лишения и жертвы. По крупицам выбирая время для тренировок, день за днём повышал уровень тренированности. Порой, сбегал на них в обеденный перерыв, так как вечера теперь отданы учебному процессу. Ночами снился повторяющийся кошмарный сон, что я опаздываю к месту старта. В другом сновидении я выигрывал у Борсча – моего давнего соперника из Германии – профессионального спортсмена.
Отпуск ждешь. Даже, если отбросить спортивную составляющую, по дням считаешь оставшееся время. И вот день отъезда настал. Чемодан и рюкзаки собраны, буквально из 40-й реанимации, посмотрев напоследок двух больных, на минутку забежал домой за вещами и семьёй. Польская авиакомпания LOT ограничилась бутербродами на дорожку и водой.
Ночная Варшава встретила нас спокойствием и тишиной. После московской суеты кажется, что попал в деревенскую атмосферу. Чисто, уютно, удобно, доходчиво, приветливо. Не надо искать лифт для детской коляски и чемодана, - везде указатели. В Москве мы так и не встретили ни одного работающего лифта в подземном переходе.
В аэропорту Шопена и в городском автобусе все надписи дублируются на русском языке. С подсказкой карты и прохожих добрались до апартаментов на улице Флорианская в районе Praga Polnoch. Спортивной одетый, молодой бородач – хозяин квартиры, объясняющийся на русском, украинском, английском и принимающий все валюты по курсу злотого, объяснил нам правила проживания и отъезда в стильной двухкомнатной квартире нового дома. Весь набор электроники и посуды, в шаговой доступности Пражский парк для пробежек, в пяти минутах ходьбы станция метро – Dworzec Wilenskiy, да и до старого города можно дойти по мосту через Вислу.
Расписывать Варшаву по дням, наверное, нет смысла. Она удобна для семейного отдыха, она ненасыщенна туристами, и в ней почти нет переселенцев из Африки и других жарких стран. С учетом пожеланий девятимесячного ребенка на первое место поставили прогулки в парках. Весна здесь наступила раньше чем в Москве, и мы могли себе позволить весь день пребывать на воздухе, лишь изредка заходя в кофейни для кормления малыша. Местные парки ничуть не хуже немецких или австрийских, здесь также можно встретить полчища почти ручных белок, диковинных птиц и свободно гуляющих оленей на зеленеющих газонах между крокусами. По красоте и размерам выделяется парк Королевские лазенки, расположенный на территории бывшего дворца.
О кофейнях можно говорить долго. Культ кофе в Польше присутствует, как ни в какой другой стране Европы. За 4-6 злотых (курс к рублю 1:16) чашечка эспрессо со стаканом воды встречается почти повсеместно. Для старшей дочери – стакан пенистого горячего молока бесплатно! На втором месте мы поставили для себя – это sernik или сырник, именуемый в наших краях чиз-кейком. Каких только сырников мы не перепробовали. С маком, с вишнями, с изюмом, в супермаркетах для них продается специальный творог. Тема десертов и собственно еды в стране заслуживает отдельного описания. Польша – это своеобразный рай для гурманов и обжор. Где еще можно встретить в магазине два десятка сортов яблок, вареников, три десятка сортов сыра с плесенью, сотню сортов колбасы, хлеба, макарон или полтысячи видов бутилированного пива? А местные продукты: фляки, клобзики, гуляш, бигос, борщ, капустняк – они представлены и в сухом, и в замороженном, и в консервированном виде. Многие магазины открываются в шесть утра, работают без обеденного перерыва, некоторые круглосуточно, везде принимаются банковские карточки. Скажу громко: «лучшие музеи в России, лучшие магазины и кафе – в Польше!».
В семейную программу пребывания в Варшаве включили: Старый город с еврейским кварталом и дворец науки и культуры – самое высокое здание столицы в стиле «сталинской высотки» – подарок советского народа с посещением обзорной площадки на 40-м этаже. Его уменьшенные сувенирные копии и открыточные изображения конкурируют с достопримечательностями средневековья. Современный интерактивный дом Коперника, Варшавский зоопарк развеселили не только детей, но и нас. Искали продуктовый рынок, но попали на вещевой, напомнивший Черкизовский. Уровень жизни в стране ниже чем в соседних Германии, Чехии. Об этом свидетельствуют и множество лавок second-hand с расписаниями завоза «свежего товара».
Варшава нам была заочно знакома по фильмам 90-х «Декалог», «Двойная жизнь Вероники» и поэтому в программу заложили осмотр могилы режиссера Кшиштофа Кеслевского, расположенной в городском некрополе. На этом же кладбище с трехсотлетней истории покоятся и жертвы авиакатастрофы под Смоленском.
Общественный транспорт представлен комфортными автобусами, трамваями, метро и электричками. Остановки, как правило, оснащены электронным табло прибытия, расписанием. Можно купить билеты на 20, 45, 90 минут, сутки, семейный и другие. Стоимость проезда соизмерима с московскими расценками, но предусмотрено множество скидок. В салоне установлены автоматы по продаже билетов, в некоторых имеется free wifi. Контроллеры не встретились, но поляки довольно законопослушный народ. Редко встретишь бомжей, шумящих, криминально настроенных граждан, просящих подаяние, навязывающих свои услуги. Проблема с английским языком пожилых горожан довольно хорошо компенсируется схожестью с русским, приветливостью и желанием помочь растерявшимся русским туристам. Довольно часто в лексиконе встречаются: «Дякую пан, бардзо, день добрый» и к вопросу «Говорите ли вы на английском?» я старался не прибегать.
На сайте www.pkp.pl посмотрел расписание движения поездов до Торунь. Он имеет русскую версию, есть возможность онлайн покупки билетов, предусмотрено множество скидок. Оставив ключи в почтовом ящике, мы отправились на вокзал. По тарифу семейный с 37% скидкой купили билет в семейное купе, для малыша – бесплатно. Некоторые составы поездов скомплектованы вагонами из 80-х годов прошлого века, но везде чисто и уютно. Есть и аналоги Сапсанов, но за комфорт следует двойная оплата, хотя скорости отличаются незначительно. Билеты проверяются вежливыми проводниками во время движения, можно купить и на ходу. Поезда подходят за пять-семь минут до отправления, временами ненамного задерживаются с прибытием.
В ноябре 2014 года уже больше половины отелей и апартаментов в городе Торунь на март было забронировано. Почти 3200 участников, плюс сопровождающие, плюс в эти дни в городе проходил этап кубка Европы по мотогонкам. Через www.booking.com остановил свой выбор на городке Ciechocinek, что в двадцати километрах на север. В Википедии узнал, что это именитый польский курорт, который славится соляным промыслом, градирнями и санаториями. Ожидав увидеть что-то замшелое и устаревшее, удивился и невольно сравнивал с Баден Баденом, Карловыми Варами или с Сирмионе на озере Гарда. Три десятка санаториев, военный госпиталь, два десятка отелей, парки, уютные кафе, соляные Tezne, изображение которых имеется на городском гербе, теннисные корты, музей соли, павильон питьевых вод и даже собственный марафон и это при населении в десять тысяч!
В нем на ближайшие шесть дней забронировали двухкомнатные апартаменты в частном доме. Условия проживания чуть похуже варшавских, но основная цель – это спортивная арена в Торунь, которая, на мой взгляд, является самой удобной и современной из тех, где доводилось бывать раннее. Забегая вперёд, скажу, что и организация соревнований была образцовой. Четкий регламент, оперативные протоколы и церемонии награждений, онлайн трансляция состязаний, достойное судейство, множество волонтёров.
Три тысячи метров.
Из протоколов знал, что в категории М40 заявилось немного участников – семь человек, но на старт трёх километров вышло всего четыре. Постоянные конкуренты и хорошие знакомые: Стефан Борсч и Ивзанс Норминдис, четвертым был француз Дюран Пишар. Поэтому нас объединили с группой М35, выстроив на полтора десятков атлетов на голубеньком новеньком тартане спортивной арены Торуня. Такого количества зрителей, иллюминации, электронного хронометрического сопровождения по дистанции я еще не встречал. Если бы выступал впервые, то волнение бы зашкаливало. По ленте в фейсбуке я знал, что немец недавно обновил рекорд страны, разменяв двенадцать минут на тройке, и на старте я ориентировался на борьбу с латышом, результаты которого были ненамного выше моих. Не скажу, что мандража не бывает. Бывает, еще какой. Ведь выступаешь не просто за себя, свой клуб, выступаешь за страну. Надевая форму с надписью RUSSIA, всё личное, частное и болезненное перестаёт существовать. Флаг, герб – это своеобразное оружие спортсмена, где поле битвы – это спортивная дорожка, прыжковая яма, молот, копьё.
Судья в классическом темно-синем костюме и оранжевом галстуке на двух языках объяснил правила, подтвердив сказанное предупреждающими жёлтыми и красными флажками. С выстрелом стартового пистолета мы бросились в бой. Вперёд устремились испанец, поляк, ирландец из М35 два француза. Латыш и немец за моей спиной. Первый круг 52,5 секунды, что относительно медленно. Вместе с Борсчом обходим зачинщиков и на следующем круге меняем 50 секунд. Темп возрастает, а в голове мелькают красные секунды и остающиеся круги на табло. На многих секторах слышится поддержка со стороны русских и украинских болельщиков. Первый километр проходим за 4.05, и немец продолжает наращивать скорость, уходя в отрыв. За спиной никого не слышу ничьего дыхания, и второй километр на пять секунд медленнее. Усталость накатывает, несмотря на крики и слова поддержки. Желтая карточка-замечание за согнутое колено несколько смиряет. Краем глаза замечаю, что скоро догоню латыша. «Странное поведение, неужели экономит силы на предстоящие пять километров?» - размышляю про себя. После финиша он поделился, что ему показали четыре предупреждения, и он сбавил темп до ЧСС 120-130 в минуту. За два круга до финиша обошёл его, но сил поддержать не было. Металлический гонг и последняя прямая. На подвесном табло предварительное время – 12.36,8 и серебряная медаль Чемпионата Европы! Радость захлёстывает! От завоёванного места, от того, что двадцать секунд сбросил с недавнего выступления на Первенстве России, от того, что, несмотря на то, что времени катастрофически не хватало, смог грамотно построить тренировочный процесс. В нормальной жизни должно не хватать времени, иначе это будет пресное существование.
Заминка, СМС, вотцапки, фото, оперативное награждение, пьедестал, обед в кафе домашней кухни неподалеку от спортивной арены и домой в Цехоцинек.
Организаторы дали три дня на восстановление перед стартом на шоссе, которые мы посвятили спа-процедурам. Сначала познакомились с тэжнами или градирнями, которые представляют собой довольно необычное архитектурное сооружение, не изменившееся за последние двести лет. На кирпичном основании протяженностью от 500 до 800 метров установлены двадцатиметровые деревянные столбы, между которыми уложены мелкие ветки, по которым стекают небольшие сталагмиты соли. По бокам работают мельницы. Внутри есть гроты, где за пять злотых можно принять ингаляционную процедуру соли продолжительностью двадцать минут или погулять по крыше тэжны за те же деньги. В принципе можно и бесплатно ходить по оборудованным дорожкам вдоль них, чем занимаются польские пенсионеры, используют палки для «нордической» ходьбы. В парковой зоне городка и между ними проходит так называемый соляной тракт протяженностью шесть километров. Вода парковых фонтанов оказывает лечебный эффект, так как содержит большое количество минеральных солей и лавочки вокруг них никогда не пустуют. Лишь на ночь фонтаны отключают. В специальном деревянном павильоне установлен внутренний питьевой фонтан, где за один злотый можно совершить желаемое количество подходов. В магазинах широкий ассортимент воды в бутылках и мы дегустировали и сравнивали их. Поляки предпочитают пить низкогазированные воды.
В городке довольно много деревянных построек, которые находятся в хорошем состоянии и гармонируют как с виллами в стиле барокко так и с современными постройками. В «турист информ» взяли бесплатную карту с достопримечательностями и узнали нахождение бассейнов для плавания и принятия СПА-процедур. Стоимость двухчасовых процедур для семьи из двух взрослых и двух детей – 50 злотых или в пересчете 800 рублей. В первый день мы посетили санаторий «Под тэжнами», где кроме плавания в четырёх бассейнах в цену входило четыре сауны, солярий, контрастные души для тела, стоп и комната фототерапии. Во второй день – военный госпиталь Цехоцинека, который также оказывал платные услуги населению. В сауне познакомился с польскими бизнесменами, которые расспрашивали об отдыхе, впечатлениях от поездки и делились наблюдениями по поводу политической обстановки. И в парной и в общем бассейне по отношению к грудному малышу нас умиляла приветливость населения и желание помочь, рассказать, объяснить.
Случайным образом попали на службу в городском православном храме. Заметны отличия от нашего региона. Нет строгости в отношении платков, большинство прихожан на службе сидят и встают со стульев лишь для глубоких поклонов. Батюшка читал молитвы на польском и старославянском языках. После окончания молитв и наставлений он проходил между рядами с жертвенной чашей.
Уехать из Цехоцинека без сувениров невозможно. И в музее соли мы закупились местными солями, косметикой на основе соли, грязями, рапой и прочими ископаемыми земли польской. После него прогулка по Торунь – городку с 700 летней историей кажется привычным делом. Туристы, фотоаппараты, снующий городской транспорт. Ностальгически вспоминается запах свежих дров вечернего курорта, создающий ощущение деревенского уклада и спокойствия. Во многих частных домах имеются бани – лазни и горожане, вероятно, топят их после трудового дня для себя и гостей.
5000 метров.
Стартовать на второй дистанции легче. Известны силы соперников, спало напряжение ожидания, в активе уже имеется медаль. Мысли занимают предстоящий отъезд и дорога. Ходоки из старших возрастных групп «спустились» ко мне в группу М40 с целью создания команды. Среди одногруппников в личной борьбе им не на что надеяться, а так мы решили побороться за пьедестал. Потенциально у нас должен был выступать мой друг и коллега – Дмитрий, но бизнес внёс свои коррективы и он за неделю до старта он сдал билеты. Ребята из Кемерово нервничали, так как шанс на медали улетучивался. Решили взять португальского тренера – бывшего тольяттинца, который два года тренирует тамошних мальчишек. Скорости у него, конечно, нет, но главное – техника ходьбы. В этом году команда ходок была самой малочисленной, как собственно и сборная России. Всего на старт приехало семьдесят атлетов, тогда как из Германии в восемь раз больше.
Несмотря на то, что Чемпионат проводится в помещениях, некоторые виды вынесены на улицу. Наша трасса была не исключением. Старт и финиш на стадионе, а все остальное по городу. В Польше конечно теплее чем в Москве, но при плюс четырех градусах не очень комфортно выступать в короткой форме. Но условия общие для всех, а на груди RUSSIA. В 2012 году в финском городке вообще старт проходил между сугробами и при минусовой температуре. По правилам ходьбы запрещено закрывать коленные суставы любой тканью, так как одно из нарушений техники – это полусогнутое колен толчковой ноги. На командную борьбу по группе М40 выставили команды итальянцы, немцы и мы. Появились атлеты, которые проигнорировали заход 3000 метров. Это немного добавило неопределенности.
С небольшим опозданием нас построили напротив ямы с водой для стипля, объединив три подгруппы 35, 40 и 45 в один заход. С выстрелом пистолеты вперед устремились всё те же: испанец, поляк и французы. Лишь через шестьсот метров мы смогли обогнать их. На шоссе не было электронных чипов, табло и поэтому я шел, ориентируясь на самочувствие и силы. После второго километра спина немецкого атлета стала постепенно удаляться, а после третьего меня обошел и латыш. Пытался сопротивляться, цепляться за него, но тщетно. Не знаю, чему я больше был доволен – двум бронзовым медалям в личной и командной борьбе либо личному рекорду на 5 км. Всё вышло, как и планировал. Несмотря на отсутствие контрольных отметок, удалось показать высокий результат и занять призовое место.
Скомкало ощущение праздника лишь церемония награждения, но и она постепенно нивелировалась положительными эмоциями и дорогой.
Чтобы больше времени уделить Кракову в путь отправились вечером. Случайным образом заселились в ещё не открытый хостел на вокзале Торунь, так как наш поезд следовал в четыре утра. Шестьсот километров преодолели за восемь часов и погрузились в туристическую атмосферу древней столицы. Да и как иначе, апартаменты находились в районе Старый город, где каждое строение дышало многовековой историей. Даже наш, внешне ничем не примечательный блок, имел внутренний зеленый дворик с готовой вот-вот зацвести листопадной магнолией. Его крашеные деревянные лестничные пролёты по утрам блестели, и нам даже как-то было стыдно ступать по ним. Польша – довольно чистая и ухоженная страна, тяготеющая к порядку. И в перенасыщенном туристами городе мы так и не почувствовали навязчивости сервиса. Никто не зазывал в кафе, на фиакры с ряжеными лошадьми, не просил купить сувениры, отправиться в турпоездки по окраинам и это не могло не радовать, так как привык ориентироваться на свой вкус.