Ну что ж, итоги таковы: абсолютное время 3:33:07, личное не фиксировалось (на старте не было коврика), поэтому реально секунд на 10 меньше. Мой прибор, правда, показал 3:32:17 и дистанцию 42.23 км. Но тут, думаю, надо верить организаторам, так что пускай для ровного счета будет 3:33:00. (Мой последний ПМ - 1:33. Что-то в этих тройках есть...). В целом, результатом доволен: хуже, чем мои смелые мечты о 3:30, но все же на 7 минут лучше сентябрьского марафона.
Организация марафона довольно громоздкая, но на такой трассе иначе не получается. Регистрация и получение пакетов - накануне, в спорткомплексе Калининского района Питера. Иногородние по предварительной заявке могут получить пакеты и в день старта, но я решил спокойно выспаться в гостинице и приехал накануне. Организаторы учли негативный опыт прошлого года, когда получение пакетов занимало до 3 часов. В последние годы число участников выросла лавинообразно, и в прошлом году орги оказались не готовы к большому количеству зарегистрировавшихся по Интернету. Они привыкли, что основная регистрация происходит лично и накануне, поэтому в том году даже не было лимита участников, а на несколько сотен онлайнщиков выделили всего один столик выдачи, да еще приходилось стоять в отдельной очереди за спортивной страховкой (это вдобавок к медсправке). Кстати, страховку я легко купил по Интернету, стоит всего 100 рублей на 1 день.
В этом году впервые за 47-летнюю историю марафона ввели лимит на все дистанции, на марафонскую – 700 человек (стартовало 542, причем финишировали все, последним - 70-летний ветеран с временем 6:00:52 - шел, брел до последнего!). В итоге даже оказалось много обиженных и расстроенных из тех,кто по привычке собирались зарегистрироваться по Интернету за не-сколько дней до старта или даже в день старта, а места закончились за несколько недель до за-бега.
Короче говоря, на регистрации никаких очередей не было, все заняло минут 10, выдали талон на автобус, багажный талончик, которую надо было привязать к пакету с вещами, тканевый номер с чипом и майку. Вот с майкой я промахнулся, всегда прошу самую маленькую и получаю размер S. А тут самой маленькой оказалась XS, что, как впоследствии выяснилось, означает меньше маленькой. Интересен контраст между веселыми волонтерами на московских марафонах и угрюмыми (ну ладно, серьезными) тетями и дядями из префектуры, которых выгнали на работу в выходной день.
На следующий день в 8 утра посадка на автобусы от Финляндского вокзала, час пути до сельской школы неподалеку от старта марафона. Полумарафон и пятерка стартуют в другом месте, финиш общий - у памятника "Цветок жизни" на выезде из Всеволожска.
В школе переодеваемся, разделения на М и Ж нет, но как-то устраиваемся. Школьные туалеты, конечно, закрыты, но во дворе 8 мобильных кабинок. Вроде бы немного, но поскольку в школе проводим два часа с лишним, ажиотажных очередей, как на московских марафонах, нет. А по малой нужде можно и в ближнее поле сходить.
В 11.20 грузим вещи в багажные отделения автобусов, в которых нам предстоит переодеваться после финиша. Переодеваться в узких проходах, с плохо гнущимися ногами - то еще удовольствие. Но опять же, по-другому там не устроить. После финиша те же автобусы отвозят же-лающих в баню, а не желающих - дальше к Финляндскому вокзалу. Спасибо организаторам, что любезно согласились забирать и некоторое количество болельщиков, поскольку выбраться от точки финиша не так-то просто.
От школы нас довозят пару километров до старта, и еще полчаса мы остаемся предоставлены сами себе. Старт от Ладожского озера, от памятника "Разорванное кольцо", в том ме-сте, где Дорога жизни выходила со льда на сушу. Перед стартом вокруг памятника митинг, который уже шел, когда нас привезли, было там человек 80. В меру официозно, с тщательным перечислением всех партий, организаций и администраций, приславших венки. Минута молчания. Удивило, что никто из разминающихся, насколько я мог видеть, не только не снял головных уборов, но даже не прервался и не остановился. Впрочем, и люди вокруг памятника шапок не сняли. Не знаю, может, не принято теперь...
Ладожское озеро производит сильное впечатление: уходящая за горизонт мутная белизна, лед местами покрыт водой, куда-то вдаль уходят следы колес. Рыбаки, наверное.
Трасса первые 36 км идет через деревни, каждый километр обозначен обелиском с номером километра Дороги жизни. К дороге выходят люди – разных возрастов, старики, дети, поддерживают, благодарят, поздравляют с праздником (27 января – день снятия блокады), бегущие тоже кричат "с праздником". Это, конечно, непередаваемые ощущения, до мурашек.
Выстрел стартового пистолета, побежали. С погодой в этом году повезло. В январе стоя-ли сильные морозы, а оттепель по прогнозу хотя и показывали уже за три недели, но непонятно было, что будет со снегом/дождем/ветром. Еще за 2 дня обещали встречный ветер 8 м/сек, но за день до старта – уже только 3 м/сек. По факту эти три метра начали ощущаться только на последних десяти км, когда из леса выбежали на открытое место. Температура – около нуля, асфальт идеально чистый, хотя и мокрый, но это не мешало. Впервые за последние 3 недели я бежал по нормальному покрытию. В предыдущие годы все было намного экстремальнее – и морозы под 24 градуса, и снег со льдом, и просто снег хлопьями, когда бежать можно было только по колеям.
Со старта народ рванул так, что я сперва подумал, какие же тут крутые люди собрались. Из пер-вой трети толпы я быстро переместился в последнюю. Пейсы на 3:30 тоже учесали с каким-то непонятным темпом. Первая пятерка – петля, 2.5 км туда, 2.5 обратно, так что своих пейсов я увидел через пару километров бегущими навстречу и опережающими меня метров на 500. И это при том, что темп на прикрепленных к их спинам бумажках был заявлен равномерным. Километров через 15 мы начали подбирать бегунов, поверивших в этих пейсеров. Они рассказали, что пейсеры так рванули, чтобы сэкономить время перед горками на последней десятке. Но почему сразу так не написали на графике, непонятно. Да и вряд ли всем, метящим на 3:30 с целевым темпом 4.59, подходит первая десятка по 4.30.
Ладно. За народом я не погнался и первые 25 км шел чуть быстрее целевого темпа:
5 км – 4:53 (24.28)
10 км – 4:51 (24.13)
15 км – 4:57 (24.42)
20 км – 4:57 (24.42)
25 км – 4:58 (24.57)
Кстати, очень удобную штуку устроили – через каждые 5 километров стоял человек, объявлявший всем пробегающим текущее время.
После десятого километра скинул капюшон футболки (поверх еще была легкая куртка), потом и перчатки. Почти все бежали в шапках, что, по-моему, по такой погоде зря.
Поскольку было не жарко, решил много не пить. На 15-м километре съел 50 мл гель, тогда же первый раз попил – сладкий чай. В следующий раз гель с чаем – на 25-м километре, дальше пил каждые 5 км, третий гель – на 35-м км. Помимо чая, была Кока-Кола и вода, из еды – черный хлеб с солью.
Первый хороший подъем встретился на 29-м километре, скорость на нем упала до 5:14, в итоге шестая пятерка получилась по 5:04. А следующая, седьмая пятерка вышла самой медлен-ной - по 5:16, из-за подъема на 34-м км. Этот километр пробежал по 5:26, сознательно не форсируя, стараясь поддерживать мощность, а не скорость. Тем не менее, именно там почувствовал, что начали забиваться ППБ. С горы начался резкий спуск (40/400 м), на котором, как и обещали отчеты с прошлых марафонов, ППБ получили по полной программе, хотя я опустил руки, старался укорачивать шаг, не разбегаться и всячески смягчать удары. 35-й километр вышел по 5.45 (конец подъема и спуск).
Дальше выбежали на магистраль, правую половину которой отдали нам, а левую, за сплошным разделением, поделили машины двух направлений. Место стало открытым, подул встречный ветерок. Бежать уже приходилось через сильную боль в ППБ. Вторая часть получилась такой:
30 км – 5:04 (25.25)
35 км – 5:16 (26.23)
40 км – 5:13 (25.54)
42 км – 5:01
42.2 км – 4:51 (последние 100 м по мокрому песочку).
Конечно, если бы не подъемы, из 3.30 я бы выбежал, но какой же марафон по равнине?
Выводы делаю такие: в ходе подготовки нужно увеличивать число ДБ32 с включением нарастающих до 25 км участков целевого темпа. Задача – чувствовать себя достаточно свежим после первых 25 км. В последние 2 месяца до марафона ДБ32 должен стать основным видом ДБ, по-скольку саму дистанцию переношу нормально. Также нужны забегания в горку, чтобы улучшить готовность ППБ, до сих пор я этим не занимался вообще - нет горок в пределах пешей досягаемости, но надо заморочиться автомобильной досягаемостью. Для многих это, конечно, банально, но когда такие вещи осознаешь не теоретически, а ощущаешь собственным мясом, дело совсем другое.