Забег проводится во второй раз, в этом году число участников резко возросло. Изначально записалось 2016 человек: 10 км - 571, 30 км - 840, 50 км - 358, 100 км - 247. Стартовало в итоге: 10 км - 478, 30 км - 692, 50 км - 305, 100 км - 206. Из последних 79 чел. ограничились пятидесяткой (одним кругом). Соточники стартовали в 5.00, остальные все вместе в 7.30.
В целом впечатления от забега самые лучшие. Было несколько косяков в организации, надеюсь, со временем это исправят. В частности, странно была организована выдача номеров. Первый раз пришел на выдачу часа в 2 дня, понял, что стоять часа полтора. Пришел еще раз к 6 вечера, та же картина. Однако когда отстоял примерно половину очереди, парень, только что получивший номер, сказал, что, оказывается, если знаешь беговой свой номер, получить его можно без очереди. Звучало странновато, но поскольку чисто случайно я свой номер запомнил, решил попробовать. Пришел в голову очереди, назвал номер и через 20 секунд ушел с пакетом. Выяснилось, что номера выдают 3 или 4 измотанные девушки, причем не параллельно, а последовательно, а больше всего времени требовалось, чтобы найти человека по фамилии в какой-то тетрадке, определить его номер, сверить с компьютером, а потом быстро выдать пакет. Почему так было организовано, я так и не понял. Рядом на ЭКСПО можно было получить медсправку, кардиограмму делали там же. В итоге очереди за справками почти не было, лимитировала только выдача номеров.
Получив пакет, неожиданно для себя не обнаружил в нем булавок (зато там зачем-то был зубной спрей от кариеса). Девушки сказали, что булавок и не должно быть и всем об этом сообщали. Я внимательно перечитал все полученные от них письма и единственное, что увидел, это что в составе стартового пакета действительно не указаны булавки. Казалось бы пустяк, но где в вечернем городе с закрытыми магазинами искать булавки, было неясно. К счастью, удалось раз-добыть иголку с нитками. Ладно, на будущее учту, что и так бывает.
Третий косяк - погрешности в разметке трассы. На сложных местах стояли волонтеры, по трассе развесили сигнальные ленточки, тем не менее не вполне очевидных поворотов хватало. Где-то ленточка слетела, где-то кто-то ее просто не заметил и почесал вперед в роли козла-провокатора, а остальные на автопилоте за ним. В одном месте бегущий впереди парень спросил, уверен ли я, что бежим правильно. Поскольку я только что совершенно точно видел ленту, то сказал, что правильно. Но его смутило, что за двести метров до этого места довольно боль-шая группа ушла в другую сторону. Пробежав еще с полкилометра, мы поняли, что бежим правильно, а свернувших не туда стало очень жалко. Сам я сбивался раза три, но быстро возвращался на тропу, в итоге лишнего получилось метров 200, жаль, что половину в гору.
Но по большому счету все это пустяки. Забег организован очень душевно, идейный вдохновитель и организатор Михаил Долгий, придумавший этот трейл и воплотивший его в жизнь, присутствовал накануне и в день старта буквально везде, и я ни разу не видел его без улыбки на лице. От всего происходящего его натурально перло. Кажется, он и сам успел что-то пробежать. Некоторые детали организации свидетельствуют о том, что готовил его человек, тонко понимающий психологию бегунов. Например, номера. Для всех четырех дистанция (10, 30, 50 и 100 км) они различались и по цвету, и по формату: номера для сотки начиналась с нуля, для 50 – с единицы, 30 – с двойки, 10 – с тройки. Сразу было видно кто тут кто. Майки тоже были хороши – стильные, никакой рекламы, зато все по делу: на спине написано Finisher и указана дистанция: 30К, 50К, 100К. Только для десятки было написано просто Finisher. Медаль из бука, очень изящная, хорошей обработки. После финиша на медали выжигали дистанцию – 30К. Занимались этим кузнецы с горном и тавром.
По ходу забега видел однорукого бегуна с очень хорошим темпом (точно из трех часов). Встретил парня, который после асфальта бежал босиком. В конце ему предстояло 2 км щебня и асфальта, но его это не смущало. А уж по грунту и траве чесал он без малейшей боязни.
Теперь про сам забег. Как и было обещано, трасса оказалась изумительно красивой. Полевые речки Нерль и Каменка, луга и пригорки, купола монастырей и церквушек почти куда ни глянь. Репейник выше головы, иногда вылезающий на трассу. Запахи. Даже с некоторым перебором, густой травяной запах при безветрии иногда просто душил.
Зная из прошлогодних отчетов о пробках в тех местах, где широкая дорога переходит в узкую тропу, я решил встать на старте поближе вперед и быстро пробежать городской 7-километровый участок. В итоге пришел на старт пораньше и встал сразу за элитой – группой человек в 20, которым дали убежать на полминуты пораньше. По городу бежал по 4.30-4.40. В основном там был асфальт, хотя организаторы не отказали себе в удовольствии прогнать народ и по городским валам, которые после ливня накануне были довольно скользкими, не обходилось без падений и сползаний на пятой точке. Сразу за городом началась прибрежно-лесная тропа с чередой из 7 крутых оврагов глубиной метров пять. Наверх приходилось выкарабкиваться с по-мощью всех конечностей, и это здорово выбивало из ритма. Там-то и должны были образовываться основные пробки, поскольку спускаться можно было только по одному.
Поскольку на брифинг накануне я не ходил, то не знал, что отдельно фиксируется время прохождения каскада оврагов. Впрочем, если б и знал, физической возможности пробежать его быстрее не было: во-первых, скользко, во-вторых, хотя пробки там еще и не было, но обгоны были почти невозможны, каскад проходили дружной быстрой вереницей. Разве что кто-то сверзится при спуске вниз, ну тогда его поневоле обгоняешь, пока он подымается и в себя приходит.
Потом пошел примерно 20-километровый участок травы, точнее, заросшая травой автомобильная колея, иногда переходящая в просто тропу. На таких луговых тропах с обгонами дело уже было совсем плохо, обгонять по густой траве тяжело, но обычно бегуны не вредничали и пропускали, если им убедительно дышали в спину. Меня таким образом обогнало человек тридцать, ну и я – человек пятнадцать.
Сложность такой трассы в том, что кроме того, что поверхность сама по себе неровная, трава не позволяет видеть, куда точно ставишь ногу, так что приходится прикладывать дополни-тельное усилие для контроля «последнего дюйма». Там я наконец перестал жалеть, что размениваюсь на жалкий тридцатник, вместо того, чтобы бежать «взрослые» пятьдесят. Все же пока в основном удавалось держать запланированные 5.05 – 5.15. Лафа кончилась после первого брода через речку Каменку на 14-м километре. Второй брод был на отметке 15.50, через ту же Каменку (к слову, по отзывам, на этом броде тоже образовывалась изрядная пробка, поскольку он был узкий и прыгать в него с обрывчика можно только по одному). Сами по себе броды были прекрасны, первый - по колена, шириной метров 30, второй - по пояс (с обрывом у входа по грудь), шириной метров 10. После полутора часов бега по жаре больше всего на свете хотелось остаться в этих бродах навсегда. Но сочетание холодной воды и сильного сгибания ног при выкарабкивании на обрывистый берег привело к тому, что правую ногу при вылезании пробила судорога, так что выполз с некоторым трудом. После этого и уже до конца забега скорость лимитировали не столь-ко силы, сколько опасения судороги – чуть превысишь скорость, и начинает пробивать. Из-за этого не смог прибавить и на последнем полуторакилометровом асфальтовом участке, максимум, что смог выжать, было 5.15 и только в самом конце 4.40. Все же усталость тоже брала свое, раза 4-5 приходилось переходить на шаг, но больше 80-100 метров идти себе не позволял. Кстати, еще раз убедился в правоте тех, кто рекомендует при усталости переходить на кратковременную ходьбу, а не на медленный бег: ходьба хорошо восстанавливает, при этом пешком я шел со скоростью некоторых бегунов.
Еще о бродах: некоторые бегуны настолько заморачивались, что снимали обувь перед бродом. Но по случайности я уже знал, что в мокрых кроссовках бегать можно. Несколько недель назад попал на стадионе под ливень и бежал там по щиколотку, но ничего особенного под пятка-ми не происходило ни во время, ни после. Так вышло и тут. Через несколько минут после брода вода из кроссовок вытеснялась и они переставали быть необычно тяжелыми, а ногам становилось не мокрее, чем от пота при обычном беге. Единственное неудобство – песок, попадающий внутрь с взбаламученного дна. Он некоторое время ощущался, но потом перестал и ни к каким натертостям не привел. Все же в следующий раз стоит использовать специальные защитные гамаши на липучках, которые плотно охватывают щиколотку и не позволяют ничему проникнуть в кроссовок. В конце концов, в другой раз это может быть не песок, а камешек, и не только из реки, но и просто с дороги.
Итоговое время получилось где-то 3.11.48, даже занял первое место в М50, за которое получил в подарок книжку и приглашение на следующий год на трейл Тенгри в Казахстане (увы, не поехал в итоге). Кому интересно – трек: http://www.movescount.com/ru/moves/move115279653 Пульса нет, датчик не надевал.
В принципе результат соответствует моему плану: задачей-максимум было из трех часов, но не больше 3.30. Впрочем, план был довольно волюнтаристским, т.к. никогда в трейлах не участвовал, базы для прикидки не было. Начиная с 10-го километра пил каждые 5 километров по 100-150 мл воды, на одном пункте случайно выпил какой-то желтой сладкой бурды, так и не понял, что это было. На 25-м километре съел гель. Не исключено, что одной из причин судорог был недостаток питья, пить больше опасался. Может, и зря. Уж с туалетом там точно не было бы проблем.
Главный вывод: надо тренировать бег не просто по грунту или лесным корням, а по ненадежному покрытию, типа травяного, когда не видно, на что точно ставишь ногу, отчего перенапрягаются икры. И еще надо пробовать соляные таблетки и прочие средства предотвращения судорог. Обидно, когда недорабатываешь не из-за недостатка сил, а «по техническим» причинам.
К следующему году буду готовиться к 50К.