Каждый раз, когда готовлюсь к старту, особенно к трейлу какому-нибудь экзотическому, я представляю, что меня там ожидает. И я знаю, что буду писать отчет, и иногда фантазирую, как в отчете выглядели бы рассказы о том ожидаемом, еще не увиденном. И ни разу, ни одного разу я не написала в отчете того, о чем думала заранее. В реальности совсем другие вещи оказываются важными и заслуживающими внимания.
В эльтонском отчете я хочу написать про людей, которых на дистанции встретила. Ну и про природу, конечно.
Сегодня в Москве я удивлялась разнице в цвете неба. Московское небо бледно-голубого цвета, какое-то далекое и воздушное. Небо над Эльтоном ярко-синее. В день старта с утра на небе не было ни облачка. Днем я ходила гулять на озеро. За границей поселка начинается степь и виднеется белая полоса берега – кажется, что совсем рядом. Но идешь до него минут 40 по ровной степи, торчишь единственным высоким предметом посреди бесконечного плоского ландшафта. А над тобою нависает это синее небо, кажется плотным и тяжелым.
Какого цвета степь? Она разноцветная. Весь спектр от зеленой травы до сизой полыни и белого ковыля колышется под ветром. А в воздухе стоит запах полыни и теплой земли. Жгучее солнце и холодный ветер.
Берег озера у поселка пологий. Зимой, когда уровень воды выше, вода подходит к берегам. Весной Эльтон начинает сохнуть, мелеет и оставляет щетинистую поверхность в кристаллах соли. Подойдешь к этому белому соляному полю, сначала идешь по сухой земле в соляных кристаллах, чуть дальше земля становится сырой, и ты постепенно оставляешь следы все глубже и глубже во все более жидкой грязи под соляной коркой. Все путешественники рано или поздно поворачивают назад. Говорят, на 1.5 километра от берега воды еще нет.
Эльтон встретил нас пыльной бурей. 5 минут ходьбы от ж/д станции до местного ДК, базы забега, и на зубах песок скрипит. Эта пыль везде: в носу, в ушах, в глазах, во всех складках одежды. Я боялась, что бежать придется, закрыв лицо баффом. Но в день старта ветер поутих, пыль больше в воздухе не летала. Но было все так же холодно. Ночью температура упадет до +5 и самым главными соперниками для таких туристов, как я, станут холод и ветер.
Старт в 20:15, ровно на границе ночи. Стартуем еще в сумерках, но через 15 минут уже совсем темно. Восход солнца будет в 4 утра. Рассвет начнется примерно в 2:30. А сначала 6 часов темноты.
В темноте нельзя бежать быстро, темнота крадет скорость – это я знала. Но недооценила корявость тропы. По фото прошлых лет казалось, что там ровные проселочные дороги. На деле оказалось, что где-то колея имеет наклон, где-то земля трескается, а где-то от сезона весенних дождей, когда стада паслись по мягкой грязи, остались ямы от копыт глубиной сантиметров 5-7. Наступишь пяткой в такую яму – ахилл дернешь, наступишь носком - голеностоп повредишь. Не наступай, козленочком станешь. :manual:
План был размяться на первых 5 км и потом бежать по 7:10-7:15, пока могу. Если получается – то по 7 ровно. План пошел под откос почти сразу. Быстрее 7:30 было опасно и трудно на этих колдобинах. А колдобины встречались часто.
У меня на часах два поля на главном экране: темп текущего километра и средний темп за всю дистанцию. Первое поле нужно держать лучше 7:40. Второе – лучше 8:00. Тогда успеваю. Датчик ЧСС я выключила для экономии батареи. Понятия не имею, какой у меня пульс.
Внимание, дорогие ночные трейлраннеры, будьте умными, не будьте как я. Я почему-то считала, что батареи для моего налобного фонаря хватит на 5 часов, и взяла две штуки. А оказалось, что ее хватает на 2.5 часа. Да и хороший яркий фонарь сильно облегчает жизнь. Мой был легкий, на голове не очень мешался, но светил слабо. А я в хвосте забега была почти гарантированно одна. Ночь была лунная, но света луны все же мало, если хочешь безопасно поддерживать какую-никакую скорость. И когда фонарь начал потихоньку тухнуть, мне очень повезло, что я догнала группу таких же не очень быстрых товарищей по дистанции и бежала в свете их фонарей. Я сберегла час работы своей второй батарейки, и это было критично. Ольга, Ксения, Николай, Павел и Ольга – спасибо вам и респект за железную убежденность во что бы то ни стало дойти до финиша, в лимите или нет! Если б не вы, может я не уложилась бы в зачет. А в одном месте – помните? – я убежала не в ту сторону, а вы меня остановили.
Мои попутчики оказались людьми компанейскими. Их все знали, у них на каждом ПП были друзья в волонтерах. Встречали душевно, с шутками и прибаутками. На одном из ПП я и поняла, что мне надо ускоряться, иначе рискую временем. На 30 км на втором поле часов было 7:45. Слишком медленно… Я вкрутила в фонарь запасную батарейку и убежала вперед.
Самое время рассказать про ночь. Фотографий не будет, не сделать их на бегу. Попробую словами. В эльтонском небе невероятные звезды. Я еще в начале дистанции гадала, что это за яркое небесное тело прямо перед нами по курсу: не самолет ли? Может МКС? А потом поняла, что тут все звезды такие большие и яркие. Тут нет светового загрязнения ночного неба. Ты видишь его таким, какое оно есть.
Луна светит холодным, чуть зеленоватым оттенком белого. Лунный свет отражается в белых соленых берегах озера, и они тоже светятся в ответ. В первые часы ночи земля еще не растеряла солнечное тепло, и запах полыни все еще стоит в воздухе. Ты один в степи под луной, твоя тень ложится на белесый ковер трав. Все тут: и цвета, и звуки, и запахи – тебя ошарашивает своей нереальностью.
«Час быка», о котором так долго говорили одноклубники, прошел для меня в рабочем режиме. Двигаюсь и двигаюсь в одиночестве и в темноте где-то примерно в районе 40го километра. Марафончик – done. Теперь еще один, и все. :blondinko: Холодает. Я считаю километры до 48го, там база жизни Красная Деревня. Место, где можно согреться, и заброска. За пару километров до Красной Деревни оборачиваюсь. За левым плечом на горизонте появилась слабая полоска света. Рассвет начинается. Час быка закончился. Благодаря моим пяти попутчикам, я сберегла батарейку, и у меня в этот час был свет.
Хочу сказать еще и огромное спасибо волонтерам. Ни на одном забеге не видела такого количества болеющих за свое дело добросовестных людей. О нас очень хорошо заботились, и я даже не о том, сколько ПП было на дистанции. (На мой вкус, это лишнее, трейл – не асфальтовый марафон, на нем не должны быть ПП каждые 5 км. Вcе же на трейле должны быть элементы туризма, нужно рассчитывать на снаряжение, это тоже требует подготовки) Волонтеры обязательно спрашивали каждого о самочувствии. И вот когда где-то на тридцать-каком-то километре я на вопрос волонтера: «Как Ваши дела?» - бодро и не задумываясь ответила: «За…ись!», я и поняла, что связь мозг-язык у меня закоротило. С этой точки и до финиша я буду говорить то, что думаю, в неизменном виде и немедленно. Все функции обдумывания речи отключены для экономии энергии.
И вот по холоду и темноте я добралась до Красной Деревни на 48 километре, где дают заброски, и стоит стол со всеми возможными напитками и едой. И есть манящее теплое помещение. И в нем варят плов и горячий чай. Взяла гели из заброски, захожу в теплый дом за стаканом чая. А там комната, стол и лавки. И за столом сидят человек 15 спортивного вида мужиков, едят горячий плов.
Я гляжу вокруг, удивляюсь искренне, и тут же говорю, что думаю:
- Мужики, а чо вы сидите-то? Бежать надо! Вы в лимит не успеете!
На меня оборачивается вся комната. Я долго буду помнить этот молчаливый и выразительный взгляд 15 пар глаз. :D
Я беру стакан чая, у меня дрожат руки. В углу стоит девушка, я ей говорю: «Надо бежать. Эти парни быстрые, они выйдут позже, и нас еще потом догонят. А нам нельзя сидеть, мы медленные». На моих часах средний темп 7:56. Надо выходить. Она кивает, соглашается, но остается еще немного погреться. Я запиваю гель горячим чаем, это блаженство. Сахар сразу в кровь, тепло дает силы. Но на улице холод и ветер.
Самое сложное на всей дистанции – это сделать шаг за порог этого дома. Я это делаю, перекрестясь.
Из всех, кто остался в Красной Деревне после меня, никто меня не догнал. Вышли только девушка (Надежда?) и испанец – они финишировали на несколько минут после меня, успели в лимите.
Еще одна девушка с финишным временем близко к моему, моя тезка Татьяна – у нее тактика была еще более суровая. Она бежала медленно, медленнее меня. Но я ее догоняла несколько раз потому, что она совсем не тратила время на ПП. И в этот манящий теплый дом в Красной Деревне она даже не зашла. Взяла еду и воду со стола и побежала дальше. Я все хотела после финиша подойти и выразить ей респект, но постеснялась.
Закутавшись в свою ветровку, перебираю ногами, чтоб согреться, и через метров 500 догоняю пару веселых мужчин, идущих пешком. Они снимают видео на маленькую камеру на селфи-палке. Подбегаю к ним вприпрыжку и кричу: «Надо меньше пить! Надо меньше пить!» - как Женя Лукашин в «Иронии судьбы».
С этой парой (Владимир и Денис) мы до моего финиша и их транзита на второй круг 100-мильника (лимит времени один, те же 11 часов) челноком будем догонять и обгонять друг друга. А я не раздумывая (мозг-язык в прямой связке) им предлагаю: «Ребята, а пробежаться не хотите? А то у меня фонарь сейчас сдохнет, заодно посветите мне» :blondinko:
Бежим по 7 минут, они жалуются: «Вы финишируете, а нам еще круг бежать. Нам ноги надо беречь». Я нетактично отвечаю, что думаю: «Зачем вам ноги, если вы в лимит не успеете?» Бедные мужчины, я им про этот лимит и расчеты скорости говорила раз 5, и совершенно изнасиловала мозг. Мне кажется, они меня посылали на три буквы где-то в процессе разговора, но слишком деликатно, я в том своем ментальном состоянии таких тонкостей не уловила. Ребята, спасибо вам! Вы мне тоже помогли очень, и со светом, и с психикой.
А рассвет тем временем разгорался, и становилось светлее, и фонарики стали не нужны. Луна медленно ползла к горизонту, наливалась оранжевым цветом на фоне синеющего неба. А с другой стороны над озером вставал рассвет. И было тихо, только у берега озера было слышно, как волны плещут и как поскрипывают старые деревянные мостки. А степь медленно наливалась красками опять. А потом запели птицы в траве и медленно на горизонте за другим краем озера показался край солнца. Новый день. Скоро солнце нагреет землю и запах полыни вернется, и все будет, как вчера. :happydance:
И в этот момент я подумала, что вот это все – это и есть награда. А протокол, медаль, социальное одобрение и незаслуженный статус – это пустяки, которые люди придумали. А видеть лунный свет озера, и закат оранжевой луны, и торжественный восход солнца, и небо невозможного цвета – вот ради этого всего и стоило бежать 60 километров. И нет, нельзя просто приехать и посмотреть. Без 60 километров будет не то!
И в этот момент я также поняла, что бежать мне надоело. И сообщила Владимиру и Денису, что у меня «вторая ультрамарафонская стенка, которая приходит на 60 км, как мне говорили одноклубники». «А что это такое?» -- спросили парни. «А я не знаю точно», - сказала я: «Но меня бежать задолбало, наверное это оно» :D
На 63 км мне действительно поплохело физически, до тошноты. Перешла на шаг, в первый раз за дистанцию. Съела таблетку соли, съела гель, выпила воды, прошла пешком около километра. Что-то из этого помогло, пришла в себя, побежала опять. На часах 8:00 на км, ой! Надо нагонять время.
С этого момента началась арифметика. Я рванула бежать, устала, опять пошла пешком, заодно считая, сколько мне осталось времени и сколько километров. Если двигаться, то по 8 минут успеваю, но есть еще ПП. На них теряешь секунды и минуты. Значит двигаться надо по 7:30 минимум. Пройденную дистанцию округляю вниз, все сомнения берутся не в мою пользу. Я знаю, что гармин накидывает лишнее и льстит мне по темпу. Нужен небольшой запас. И я помню о Мише Долгом и его маршрутах, в которых всегда оказываются лишние километры. Бежать быстрее 7 мин/км не могу, сахара в крови нет. Но и медленнее не могу, ноги не двигаются иначе. По 7 минут тяжело, кислорода нужно много, устаю. И пошла рутина: бегом, пока текущий темп медленнее 7:30, если 7:20 или меньше – можно чуть пройти пешком. Каждый километр заканчивать по 7:30. После каждого километра пересчитываю в уме сколько осталось времени и дистанции. На ПП на всякий случай переспрашиваю, проверяю себя. Очень много избыточности в расчетах, но это занимает голову и помогает провести время. Средний темп потихоньку ползет вниз, к 7:59, к безопасным 7:58…
И так от ПП к ПП: 66, 70, 76 км. На 76 км еще раз переспрашиваю: «Сколько осталось? 6?» На часах проверяю: осталось 54 мин. Пью колу, нет, не надо мне больше ничего сейчас, кроме колы. Как я себя чувствую?… Ну как на 76м километре можно себя чувствовать? Спасибо вам, прекрасные волонтеры. Бежать. Сколько осталось? О, опять Владимир и Денис! «Шестью-семь – сорок два, шестью-восемь – сорок восемь!» - радостно сообщаю я им. «Совсем …лась», - думают Владимир и Денис, но ничего не говорят вслух. :D
На финише я была с 10-минутным запасом. Это мой резервный километр и еще небольшая погрешность. Впритык, но все получилось. Девушки встречающие говорят, что я выгляжу счастливой. Дайте мне все ваше пиво, я его выпью. И еду давайте, я ее съем. И еще я потанцевать пыталась, но никто не поддержал. Танцую я примерно так же хорошо, как бегаю.
Вот так все было, вся правда. Вы меня хвалили в разных местах за ровный темп и трезвый расчет. Ничего тут не было ни ровного, ни трезвого. :D Антона Головина все называют человеком-машиной. Иру Масанову тоже. А у меня не машина, у меня телега из гумна и палок. Но едет как-то, каким-то чудом... :D
А по-другому мне не интересно.