Назад к списку впечатлений

Впечатления — A.S. — Jungfrau-Marathon, Швейцария
06.09.1997 Jungfrau-Marathon, Швейцария A.S. 42,2 км 4:45.48

Увидев на мне майку с логотипом 'Jungfrau-Marathon', кое-кто спрашивает, что это за девишник. На самом деле, Jungfrau — одна из альпийских вершин (4700 м). К марафону, как бы он ни был труден и необычен, это название, мягко говоря, притянуто: самая высокая точка трассы (перевал на 41-м км) не дотягивает до Jungfrau по вертикали "всего лишь" 2400 м.

Мало не покажется, однако. Перепад высот между упомянутым перевалом и стартом — около 1800 м. К тому же до главного подъёма (на 26-м км) ещё нужно добежать. Затем надо одолеть много неглавных подъёмов и самый тяжкий, моренный участок, проще говоря, каменистую горную тропу. А ведь это уже 40 и 41-й километры! Исходя из такой перспективы, отправляться в Альпы без специальной подготовки или уповая на общую марафонскую кондицию, рискованно, если не авантюрно. (Проверено на себе: в 2003 г. решение было спонтанным, и результат, соответственно, чуть ли не на час хуже.) Всё лето 1997 г. я старался во время тренировок как можно чаще забегать хотя бы в короткие подъёмы. Последнюю проверку устроил себе в середине августа, в Крылатском. Прибежал туда прямо из дома (это уже 19 км), затем дважды "проскакал" по велокольцу и финишировал неподалёку, на ул. Павлова, где жил тогда мой сын. Выдержав такую встряску, решил, что можно и в Швейцарию. Мало того, за неделю до старта, 31 августа, протрусил ММММ (3:40).

Потом были приключения в пути. И вот, наконец, 3 сентября прибываю в Lauterbrunnen. То, что здесь называется деревней, — это асфальтированная улица, обставленная двухэтажными деревянными домами. Построены они в 19-м веке, но внутри, говоря по-нашему, — все удобства. Едва разместившись в гостинице (внешне она не отличается от прочих таких домов), вернулся в Interlaken, регистрироваться. Основной транспорт вдоль трассы марафона — горный трамвай. Это нестареющее техническое чудо. Его создали и им пользуются, не нарушая альпийской природы. (Я видел, как строят вторые пути: грунт осторожно выбирает почти игрушечный экскаватор, размерами не больше русской поварихи.) Поезда ходят по трёхрельсовому пути. Третий (средний) рельс — зубчатая рейка, по которой работает шестерня рекуперативного (тягового-тормозного) электродвигателя. Изобретателю этого чуда даже поставили памятник.

Регистрация проходит в зале местного казино (!), где на марафонской неделе развёрнута спортивная торговля. Рядом городской парк и стартовая зона. Спокойно получаю свой пакет и скорей назад: не терпится на трассу. Из гостиницы сразу бегу к главному подъёму, по прямой это не более километра. Сам подъём — многоразворотный серпантин. Между разворотами от 50 до 100 м. На пути 2 км надо подняться на 400 м. Пытаюсь бежать, но уже на втором развороте перехожу на шаг. Добираюсь до 28-го км, выхожу на относительно пологий участок и бегом возвращаюсь в долину. На другое утро, в четверг, добегаю аж до 38-го км, до морены. Там мирно пасутся коровы. Спрашиваю у пастуха, как они попали на такую верхотуру. Тот спокойно отвечает: "Они тут родились." На морену в этот день я не полез, а назад пошёл пешком, по туристской тропе. На самом деле, это не тропа, а мощёная (асфальтом или щебнем) дорога шириной от 2 до 5 м, проложенная по горным склонам и специально предназначенная для прогулок. Марафон — её дополнительная функция, реализуемая в последние годы. Тропу берегут, за ней ухаживают. Лишне говорить, что никакого транспорта, кроме велосипедов, здесь нет. Зато много указателей: на каждой развилке обозначены направления и расстояния. Местные жители вообще чрезвычайно трепетно относятся к своему главному достоянию и источнику существования — природе, которая благодаря этой трепетности здесь не превратилась в окружающую среду. Пока я шёл пешком по трассе завтрашнего марафона, я понял, почему европейцы хорошо живут: они просто не разрушают однажды созданного. А швейцарцы, к тому же и не воюют.

Накануне старта — последняя тренировка: мне всё-таки удаётся вбежать весь главный подъём. Завтра бы так! В субботу погода устойчивая, тёплая, для марафона даже жарко, от +20 до +24. В городе толпы зрителей. Полно их и по деревням, через которые проходит марафон. Многие приходят с колокольчиками. Коровий колокольчик (размером порой с ведро) — местный национальный символ. Со старта бегу очень осторожно, с явной перестраховкой. Оказалось, не зря: уже на первом подъёме (11-й км) самые нетерпеливые пошли пешком. До середины добегаю спокойно (1:55): рельеф практически ещё не сказывается. До 26-го км бегу побыстрее, многих обхожу. Главный подъём: начинаю бегом, но скоро перехожу на широкий, быстрый шаг. Так экономнее и эффективнее: скорость выше, чем у пытающихся бежать. Кроме того, на разворотах занимаю внутреннюю сторону и просто перешагиваю с нижней полосы на верхнюю, а не иду по дуге серпантина. В итоге на участке от 21-го до 28 км обошёл более 500 человек. До 30-го км я ещё бежал. Дальше началось выживание: подъёмы — только пешком, пологие участки — трусцой. Много пью. После пункта питания стакан несу в руке. На ходу зачерпываю воду даже из водопойных деревянных желобов, по которым вода стекает из горных ручьёв. По моренным камням шагаю неожиданно легко, но обгонять здесь сложно: тропа практически на одного. Вылезаю на перевал, дальше километр под гору — еле успеваю переставлять ноги. Результат (4:45) — где-то в середине девятой сотни (стартовало 2800), рис. 9. Время победителя примерно 3 часа. Лимит времени 6 часов.

За финишем развёрнуты солдатские палатки. Это душевая, с горячей водой и мягким пологом на каменистом полу. Очень хочется есть, но никто ничего не предлагает. Станционный буфет (здесь разворотный круг альпийского трамвая) оккупировали туристы, они же зрители. На трамвае (в этот день для марафонцев он бесплатный) возвращаюсь в Lauterbrunnen, где наливаюсь чаем. Утро выдалось хмурое, с моросящим дождём. Хорошо, что марафон прошёл в субботу! Хотел пробежаться, но колени болели неимоверно: артроз, который, до этого развивался почти незаметно, после горного бега резко обострился. Потом выяснится, что с этим подарком судьбы можно набегать 20 тыс км и даже ещё раз вбежать по альпийской трассе.

Первоисточник



Назад к списку впечатлений