В начале августа 2003 г. среди спама мелькнула турфирма, работающая на Швейцарию. Без особой надежды заглянул на сайт Jungfrau-Marathon. Оказалось, кое-кто из заявившихся передумал, и возникли "горящие" стартовые номера. Тут же послал заявку и сразу получил подтверждение, даже без стартового взноса. Фирма быстренько сделала обе визы, шенгенскую и швейцарскую, а заодно заказала гостиницу. Правда, в ж.д. агентстве никто не знал станции Lauterbrunnen. Пришлось взять билеты до Берна и обратно. График пересадок вызнал заранее, из интернета. По этому графику мне предстояло сойти во Франкфурте-на-Одере и обязательно обогнать свой берлинский поезд, иначе говоря, пересесть на местный экспресс, — чтобы не заночевать в пути. Позвонил в гостиницу и предупредил, что прибуду только в полночь. В ответ пообещали оставить ужин. На сей раз обошлось без приключений. Во Франкфурте-на-Одере за 20 минут успел проскочить через погранконтроль и таможню, сбегать в кассовый зал, оформить билеты от Берна до Lauterbrunnen'а и обратно, доплатить за скорость от Берлина до Берна и обратно, вернуться на перрон и уехать раньше покинутого поезда. Не будь у меня дома интернета и не знай я немецкого, ночевать бы мне снова где-нибудь посреди маршрута. В общем, всё прошло, wie am Schnuerchen: без пяти полночь я уже поедал любезно оставленный мне ужин. С утра в пятницу — на регистрацию.
В 2003-м многое, естественно, повторилось: те же дата (суббота, 6 сентября), трасса, регламент. Даже номер в гостинице — тот же, с видом на фуникулёр. А вот подготовка моя оставляла желать... Днём пробежался до главного подъёма и обратно. До конца в гору не полез. И так было ясно, что назавтра здесь придётся идти пешком. В субботу погода в Interlaken'е была вполне марафонской. Со старта ушёл не спеша, но тяжеловато. В центре города на каком-то возвышении развевался российский флаг. Рядом кто-то что-то кричал по-русски. И тут наши люди! Бегу явно медленнее, чем 6 лет назад. Из-за этого упираюсь в толпу, пережидающую на 18-м км у ж.д. переезда: в 97-м я успел проскочить до поезда. (В отличие от нашей страны, здесь расписание электричек не меняется каждый день, а стабильно годами.) Полумарафон: 2:04. К главному подъёму подхожу изрядно измотанным. В гору лезу пешком, e2-e2. Последующие подъёмы от 28-го до 39-го км помню плохо: где шёл, где бежал, даже упал однажды. Зато хорошо запомнил 39, 40 и 41-й километры. Не сразу понял, что погода испортилась. Под ногами вместо каменистой тропы — осклизлые кочки: мелкий моросящий дождь смывает грунт на камни, по которым мы теперь буксуем. Часто поскальзываюсь. Меня многие обходят. Вместо километров разметка трассы тут отсчитывает стометровки. Ой, не зря! Тропа становится плохо различимой: мы дошагали до облаков! На перевале из тумана появляются две пары рук и помогают не поскользнуться на первой ступеньке вниз. За перевалом — совсем не так, как 6 лет назад: скользко, не разбежишься, и видимость нулевая. Всё же последнюю сотню метров бегу по-настоящему. Финиш: 5:36, на 51 минуту дольше, чем в первый раз. Это в конце второй тысячи дошедших. Позади — тоже немало, порядка 1100.
После финиша явно мёрзну. В мокрой маечке околел бы вовсе, но выручил пластикатовый плащ, который дали на финише. Под душем отогрелся и поторопился к отходящему поезду. Народу битком, еле влез. Минут через десять понял, что еду не туда: вместо короткой дуги ж.д. кольца — по длинной. Пришлось дважды пересаживаться, так что по прибытии в гостиницу едва успел переодеться — и опять на поезд. Чудом не прозевал пересадку в Берне: из-за темноты не понял, что давно стоим именно на столичном вокзале. Хорошо, один из попутчиков, до этого слышавший мой разговор с кондуктором, знал, что у меня пересадка в Берне, и удивился, чегой-то я сижу. За минуту до отхода я успел выскочить на перрон. А то бы уехал в Цюрих, и тогда весь график на фиг! С билетами вместе. И виза бы иссякла. И денег в запасе нет. Во было бы делов! Но обошлось: ночным еду до Берлина, а там целых 8 часов до московского поезда. Чтобы занять время, иду на ближайший к вокзалу стадион, "Боруссия". Переодеваюсь на трибуне и бегу 30 кругов. Потом легко упрашиваю местного охранника открыть для меня душевую. Как же хорошо, когда знаешь язык аборигенов! Впрочем, без этого я бы в Европу и не поехал.