Год назад мы с Василичем (мой старый боевой альпинистский товарищ) возвращались из Южной Америки домой. Василич был грустным и падшим духом, он в очередной раз чуть не помер на высоте от отёка лёгких, и его посредством индейских носильщиков, затем мулов и лошадей, доставили вниз.
Приземляясь после длительного перелёта в славном городе Амстердаме, на мой вопрос, куда теперь поедем ходить по горам, Василич, ничтоже сумяшеся ,ответствовал: «Ясно куда, только в Европу, желательно в Швейцарию, лучше всего в Церматт». Сказано – сделано, на следующий сезон решили ехать в Церматт.
Чуть ли не на следующий день кто-то из форумчан, по-моему Evdo, дал в старом форуме ссылку на Церматтский марафон. Ну!!!! Тем более!!! Решено было ехать в Церматт и участвовать в тамошнем забеге. К компании решили присоединиться и коллеги из IRC, и всё вроде бы складывалось очень удачно, но в итоге, все кроме меня по разным, но не самым весёлым обстоятельствам, были вынуждены отказаться от поездки. Жаль, очень жаль, но, будем надеяться, всё ещё впереди, коль судьба будет нам благоволить, съездим туда снова.
2. Церматт.
Церматт – это всемирно известный горный курорт, расположен в Центральных Альпах на высоте примерно 1 600 м. И это действительно курорт, всё в нём сделано ради отдыхающих, кои толпами шатаются по местечку, с совершенно блаженными лицами. Основной тип отдыхающего – человек в коротких штанах, с лицом той или иной степени обгорелости. Главное развлечение – альпинизм или горные походы. Они тут возможны в большущем выборе: хочешь подъезжай на канатке и гуляй наверху, хочешь ходи везде пешком, хочешь гуляй по лесу, хочешь, рубись по льду или скалам. Всего в достатке.
Это достойное место весьма популярно, в то или иное время в нём побывали многие известные личности, от писателя Марка Твена, до физика-компилятора Альберта нашего Эйнштейна.
Спортивные события следуют на курорте одно за другим и служат также для увеселения публики. За время нашего пребывания, помимо собственно марафона проводился открытый международный турнир по теннису и неделя ориентирования. Вскоре после отъезда планировалось проведение и других соревнований.
3. Марафон
Приехав в Церматт, я сразу стал вести себя очень активно – гулял целыми днями по горным тропинкам, пытался бегать (за неделю набегал 50 км.), переночевал на высоте 3 000 метров. Всё это делалось с целью лучшей акклиматизации, и, действительно, кондиции росли. К тому же я отоспался, подышал чистым воздухом и поел здоровой еды.
Кстати, за пару дней до старта в городе появилось достаточно много бегунов, бегавших по набережной Маттерфиспы - местной, весьма бурной реки. На асфальте появились нарисованные флуоресцентной краской стрелы, указывающие направление трассы. Вообще, швейцарцы – молодцы, они по-быстрому доделали все дорожные работы на трассе, залатали дырки в асфальте, лишний раз не запнёшься.
Надо сказать, что на бегунов все смотрят вполне дружелюбно, никто не крутит пальцем у виска, смотрят ласково, дорогу уступают (правда, это не относится к группам американских и японских туристов – это невероятно тупые и наглые люди). Особо надо сказать по собак: собаки в Швейцарии в отношении бегунов или абсолютно индифферентны, или сдержанно-дружелюбны. Во время пробежки был всего один инцидент – бежал я по набережной, а навстречу шла бабуля с шавкой, завидев меня, бабка тотчас посадила собачку на поводок и оттащила её подальше, знала старая характер своей псины, та облаяла меня по полной программе, но от бабки не вырывалась. Но, что-то я отвлёкся, пора вернуться к основным событиям.
За день до старта я посетил огркомитет и, заплатив 100 швейцарских франков, получил стартовый номер. Кстати, номер этот даёт право в день марафона без ограничений ездить на поездах, что существенно, потому как цены на переезды в Швейцарии отнюдь не гуманные. Супруга тоже получила карточку сопровождающего – за 30 шв.фр. ей тоже дали право неограниченного проезда.
.
И вот настал день, которого я так ждал.
Проснувшись рано и съев, то, что в таких случаях положено, я поехал к месту старта в сопровождении Олечки и Светы. Ехать надо было за 20 км. – вниз в городишко Сант Никлаус (буквально Санта-Клаус), из которого надо было стартовать.
В поезде, несмотря на ранний час, ехало много народу характерного вида. Многие пили кофе из пластиковых стаканчиков, который выдавали марафонцам на вокзале. Глядя из окна, я пытался разглядеть трассу – где-то она просматривалась явно, где-то не особо.
Через 30 минут поездки мы прибыли в Сант Никлаус и пошли на старт мимо старых домов (некоторые ещё донаполеоновской постройки), небольших уютных садиков и загончиков с кроликами, которых растят местные жители.
Всё было как обычно перед стартом, за исключением, пожалуй, одной детали, которую я до того не встречал – наряду с синими кабинками туалетов, присутствовали и зелёные круговые писсуары, отличный предлог для возмущения феминисток. Впрочем, любителей побывать перед стартом в высокой, по пояс, траве, тоже было предостаточно.
Как, наверное, и везде, в швейцарских пробегах не обходится без беговых сумасшедших и беговых нищих, однако, количество их находилось в разумных пределах.
Время старта приблизилось, я встал в самом хвосте толпы, рядом со здоровенным мужиком по фамилии Киреев, заговаривать с ним не стал, ну его, выглядел он как-то подозрительно.
«Тут раздался выстрел пушки», толпа заорала и стронулась с места. Сто метров под уклон и дорога круто завернула вверх. Местные жители стоят на тротуарах и кричат «хоп-хоп», хлопая в ладоши. Кто-то звонит в колокольчик, нет, это коза идёт вдоль дороги и звякает железякой.
Кто-то из бегунов сразу откатывается назад, явные аутсайдеры. Мои тренированные ноги рвутся в бой, не взирая на крутизну трассы. Решаю бежать по шесть минут, благо первая половина трассы не особо крутая, набор всего 600 метров на полумарафоне. Прошиваю толпу людей в тяжёлых небеговых кроссовках, выбираю группу бегунов бегущих в моём темпе и встаю рядом с ними.
Вокруг – красотища!!!!! Церматтское ущелье вообще красивое, а сегодня ещё набежали лёгкие облачка, практически идеализировав пейзаж. Пока бежим по асфальту, как и обещала схема. Но, вот дорога сворачивает на грейдерную грунтовку и под ногами оказывается каменистая субстанция. Да уж, мои ДС Тренеры не очень подходят для такой поверхности, ощущение, как будто бежишь в чешках. Тем не менее, пока мы бежим по цивилизации – под ногами снова асфальт.
Бегу в компании каких-то дядек и одной тётки, судя по надписям на майках, члены голландского марафонского клуба. Очкастый дохляк в синей маечке с надписью типа «гидроболотный марафон приморско-речных пампасов» с удивлением разглядывает мои нехилые стати. Что-то неодобрительно говорит про меня своему соседу, наверное что-то типа: »не добежит толстячок, зуб даю». Думаю: «Накось, выкуси». Пользуясь моментом, скатываюсь со случившегося кстати пригорка, и оставляю вредных буржуинов позади.
Вот и первая деревенька, Маттзанд (Бледный песок). Население высыпало на улицы и под звуки гармони наслаждается зрелищем. Первый раз пью водичку, надо же пополнять запасы влаги. Позади 5 км., самочувствие отличное, бегу из 6-ти минут, хоть и стараюсь сдерживать себя, набор высоты пока не особо ощущается.
Дорога сворачивает на просёлок мимо фермерских полей с поливалками. Вредные крестьяне специально поставили брызгалки возле марафонской трассы, и холодная вода льётся нам на голову. Может быть, при жаркой погоде счёл бы такой подарок уместным, но не сегодня. Температура в 16 градусов , для бега вполне подходит, а вот для обливания не очень.
Подбегаем к какому-то крутому взлёту, выглядит устрашающе, но я умеряю свою прыть и потихоньку вползаю в него, неожиданно тропа выводит на шоссе и тут же вливается в ужасного вида подземный туннель с нехилым уклоном.
В бледном свете фонарей бегу к яркому пятну на другом конце подземелья. Народ вокруг уже потихоньку киснет, много небегового вида молодёжи идёт пешком.
Да, тяжеловато, но я еще полон сил и не чувствую никакой усталости. Без труда поддерживаю скорость из 6-ти минут.
Вот и деревенька Тэш, за спиной 15 км. Решаю загодя подкрепиться бананчиком. Меня ждёт сюрприз – банан посолен!!! Однако, совсем не плохо, солёный банан пошёл в жилу !! В Тэше во всю бушует праздник, играет оркестр, публика фланирует по главной улице, все кричат приветствия…особо запомнилась пожарная машина, из которой мужик орал в матюгальник приветствия каждому пробегавшему мимо.
Но, вот Тэш позади и трасса уходит в лес. Мы здесь гуляли пару дней назад, собирали землянику, помнится уклон на этом участке нехилый. Так и есть, бежим по круто взлетающей каменистой тропе. Марафонцы выстраиваются гуськом, вдвоём иначе не разбежаться. Передо мной маячит какая-то противная бабка с гусиной кожей и невероятно разболтанной техникой передвижения.
Выбрав участок поположе, отрываюсь от бабуси и подбегаю к скале. Для альпиниста это, конечно же, не подъём, даже если и с рюкзачиной, но для марафонца скальная неровная плита, пусть даже и с укрепленными на ней тросами, явление какое-то нехарактерное. Пыхтя, взбираюсь по плите наверх, чтобы тут же запрыгать вниз по крутой тропе.
«Опасно же, блин!!!» - проносится в моей голове:» Бегать по таким местам!!!» и, словно в подтверждение, вижу, как какой-то дедок, оступившись, катится вниз и летит в кусты. Бригада санитаров, поставленная, очевидно, здесь именно ради такого случая, бросается ему навыручку.
Вот уже и Церматт показался, пробегаем мимо вертолётной площадки, на которой красный вертолёт прогревает двигатель, отравляя окрестности керосиновым зловонием. Скорей, скорей от него подальше!!!!
Вбегаю в город, половина дистанции позади, время 2.06. О боже мой!!!! Чувствую, что после скачек по скалам, ноги налились свинцом, а силы кончились. Но ведь самое сложное ещё впереди…. Ёлки-палки, что делать-то??? Безвольно пробегаю мимо отметки полумарафона, на которой происходит смена эстафеты, бегу по главной улице под одобрительное улюлюканье многочисленной публики. Вижу своих – говорю, что мне приплохело, но продолжаю трусить вперёд. Знакомая улица, пройденная десятки раз взад-вперёд вызывает какую-то ненависть своей крутизной. Выбегаю из города, вижу, что у меня развязались шнурки сразу на обеих кроссовках, заставляю себя нагнуться и завязать их.
Через силу бегу в гору, если это можно назвать бегом. Но вот, градиент меняется на отрицательный и, я ковыляю вниз, скача по корням и камням, выбегаю на набережную, на которой тренировался, и которую изучил до камешка, надеюсь, что это придаст мне сил, но, не тут-то было!!!!
Еле плетусь по ровному вниз…где же мои силы??????? Вот и пункт кормления, кормлюсь изотониками и водой, держа в голове, что вскоре, где-то на 24-м километре дорога резко уходит вверх.
Снова вижу своих – Оля подаёт мне поллитровую бутылку воды, которую я, несмотря на то, что только что попил, на три четверти высасываю одним глотком. Спасибо, доченька, что-то как-то очень своевременно оказалась эта вода.
Но вот и поворот с набережной, помню, что здесь еще метров 200 относительно ровной дороги, а потом ужас….зачем, зачем я ввязался в это самоистязание???!!!! О, как просты и приятны наши равнинные марафоны!!!! Мой любимый ММММ без единой горочки (Малый Устьинский мостик не в счёт), милая Битца с малюсенькими пригорками…эх, где вы, где вы….
Всё, покидаем Церматт. Дорога устремляется в гору. Прямо у трассы сидит мерзкого вида наглый молодой человек с гигантским колоколом в руках и громоподобно звенит прямо у меня в ушах «Ты-ды-ды-дынц. Ты-ды-ды-дынц……!!!!!» Вот, урод!!!!!!!!
Сразу после начала крутого участка решаю не выпендриваться и перехожу на шаг, сперва бодрый, потом всё более и более замедляющийся. Народ вокруг ещё трусит, но как-то быстро то один, то другой тоже переходят на ходьбу, метров через 500 бегущих совсем не остаётся.
Ещё вчера мы гуляли по этим местам, разведывая трассу – тёплый день с дождями и туманами заставил повылезать на дорогу сотни виноградных улиток-эскарго, сегодня здесь сухо, солнечно и безветренно. Улиток не видать ни одной, зато вперёд и вверх движется пёстрая толпа марафонцев, и я среди них.
Дорога имеет какой-то противный уклон, не круто, не полого, а ни то, ни сё….никак не могу примериться к нему. Солнце печёт с неба, горный ветер, временами налетающий сверху, вызывает озноб, хочется пить всё сильней и сильней. Вроде бы следующая кормёжка на Лярва-станции (Станции по борьбе с личинками насекомых), но далеко ли до этой лярвы, ума не приложу….
Дорога петляет через сосновый лес, на каждой петле, преподнося новый взлёт….Что-то ноженьки мои не ножат….чувствую, что еле иду. Умудрился засечь какой-то там километр…..что-то ничего не могу понять, получается, что потратил на него больше двадцати минут…лихорадочно соображаю, получается, что в контрольный срок, если и укладываюсь, то совсем впритык (составляет 7 часов 10 минут). От работы извилинами голова раскаляется, что ощущаю, дотрагиваясь до неё рукой….всё больше не могу….чувствую, что всё начинает плыть перед глазами, боюсь, что вот-вот отключусь.
Схожу с дороги в тенёк под ёлочку, останавливаюсь и дышу. Решаю сойти, до финиша ещё вон как далеко, а я уже совсем сдох…
Стою минуту или две, в голове проясняется, начинаю обращать внимание на окружающую действительность…..вижу стоящего на четвереньках мужчину, его тошнит, невдалеке валяется еще кто-то. Ага, значит не только мне плохо.
Думаю, что идти вниз так же противно, как и вверх, решаю дотянуть до Лярвы, а там посмотреть.
Потихоньку начинаю движение, уговаривая себя тем, что организм у меня тренирован, столько сил положено на подготовку, да и перед коллегами будет стыдно. Иду еле-еле. Все меня обгоняют, хотя нет, вон какой-то бедолага тащится еще медленней.
Выхожу на крутую полянку, очевидно, это Лярва, потому как присутствуют столики с питьём. Беру водичку, изотоник, снова водичку, снова изотоник….никак нет сил оторваться от столика. Рядом дают кока-колу, но решаю не пить её - всё ж гадость…..
Продолжаю брести вверх, уже метров через 50 страшно жалею, что отказался от кока-колы, но возвращаться уже невозможно…..иду.
Долго ли, коротко ли (ориентацию во времени окончательно утратил) продолжается дорога, но, внезапно она выполаживается, тропа переходит в широкую ровную аллею, и все вокруг начинают переходить на трусцу. Тоже пробую, но, куда там…это не мой вариант. Тем не менее, метров через двести вновь пытаюсь изобразить бег, и на десяток шагов меня хватает.
Старательно вспоминаю карту-схему марафона, вроде бы сейчас будет Сунегга-горный рай, а потом альпийские луга, подъём и многокилометровый спуск…так и есть, лес кончается и показывается станция горного метро, пункт питания возле него и болельщики вдоль дороги…..
Жадно набрасываюсь на кока-колу, которой так желал мой организм, выпиваю пару стаканов, запиваю водой. Кормильцы предлагают энергогель и какие-то энергобатончики. От геля отказываюсь, кто его знает, что там намешано, а батончик беру – это прессованные семечки, покрытые с одной стороны шоколадом. На ходу отгрызаю кусочек, понимаю, что эта еда не по мне, и забрасываю остаток в траву, на корм суркам. Зря я поел шоколадку, рот склеивается, вкус в горле ужасный, эх, попить бы чего, но вокруг уже только сухие склоны со взбирающееся на них тропой.
А тропа и вправду крутая – чувствуется, что многие марафонцы не готовы к передвижению по ней, да к тому же и каменюки везде торчат, если вверх все идут примерно в одном со мной темпе, то вниз, на нырках, я всех явно обгоняю, вот что значит горный опыт, ноги ставлю даже не задумываясь, хотя кросоовочки для гор хиловаты, идёшь как в носках.
Но вот, наконец, подъём переходит в спуск возле Чёрного Озера, тут настоящий оазис, растут деревья, течёт водичка, переходя мостик, думаю попить или нет, но вижу в воде кучу рыбок и отказываюсь от этой мысли, да и нагибаться надо, чего не хотелось бы.
Рядом со мной уже некоторое время идёт группа одних и тех же страдальцев – стройная седовласая женщина по имени Гудрун (фамилиё ейное не Шифер , случайно? А то была бы смехота), здоровенный двухметровый немец с фигурой культуриста, благообразный дедушка, поблёскивающий дорогими очками, его зовут Роже (это написано на номере) и пара из оргкомитета марафона – очень симпатичная девица и её друг, очкастый задохлик-программист.
Тропа выводит нас на полянку, где текут ручьи, и все бросаются пить, я зачёрпываю воду ладонью (какая гадость, на вкус горькая-прегорькая), молодёжь пьёт, припав к потоку, и только хитрый Роже отстёгивает от пояса трубочку метра в полтора длиной и не нагибаясь, комфортно, засасывает жидкость из какой-то лужи.
Тропа идёт под уклон и все принимаются трусить, лично у меня получается не ахти как. Все мои попутчики удаляются в надвинувшийся лес, за исключением немца, у которого выпитая только что вода вызвала неправильную реакцию – он упадает на четвереньки, и с шумом блюёт…..ужас….а я вот видел, как он засасывал подозрительный гель из пакетиков…правильно я не стал им питаться.
Вниз перемещаться гораздо проще – я даже пытаюсь трусить, где поровней. Умирать уже совсем не хочется, да и километры уже подходят к сороковому. Остаётся финишный участок, который хоть и крут до нельзя, но всё равно – финишный.
Станция Риффель-альп, тут меня ждут мои, кормят бананами, поят водичкой, обнимают и провожают дальше.
И вот, финишный участок как на ладони - это двойной крутой взлёт по альпийским лугам. Здесь я уже ходил во время тренировок, постараюсь пройти и сейчас.
Близость финиша действует мобилизующе, и я прибавляю шагу, окружающие же напротив, то ли от приличной уже высоты за 2 500 метров, то ли от перенапряжения начинают замедлять движения. Обгоняю многих. Но вот только не здоровенного немца, и откуда он только взялся впереди?! Идёт, гад, быстро, но…..прямиком в медицинский пункт на обочине, говорит что-то людям в белых халатах и, те уводят его внутрь.
Первая часть взлёта преодолена, я догнал Гудрон-Шиффер и толстенького дедушку Роже, они идут бодро, но я иду быстрее. Вторая часть взлёта – это громадный дощатый помост, часть зимней горнолыжной трассы, штурмую его на всех парах. Догоняю очкарика-задохлика с девушкой, та мне что-то говорит по-немецки. Говорю ей в ответ – «Не понимэ», она хохочет ишлёпает меня по плечу. Вот и подъем закончился, помост упёрся в туннель с земляным полом и одинокой лампочкой посередине – жуткая картина. Но я то знаю, туннель короткий, а за ним Риффельберг, конец пути. Так и есть, выхожу на залитое солнцем поле, звучит волынка – это какой-то мужик сидит и гудит на ней, приветствуя марафонцев. Красота!!!! Настроение волшебное, даже последний взлётик, в который я взлетаю бегом, не может испортить радостного финишного настроения. Набегаю на финиш, стараюсь держать спину прямо и ступать красиво . Меня бьют по груди какой-то лопаткой (это они так чип считали) и комментатор в матюгальник орёт:»Финишинг Алегзандер Алегзандрофф аус Рюссланд». Буря аплодисментов, я раскланиваюсь.
Попадаю в финишный конвейер – мне вешают красивую медаль, выдают коробку конфет и маечку размера М. Пытаюсь взять что-нибудь побольше, но других размеров нет. Ни фига себе, вот оказывается в чём принципиальная разница между Россией и Западом!!!!
Вокруг марафонский праздник – оркестры играют бравурные марши, галдят люди, добегают отставшие. Но мне хочется домой, принять ванну и лечь-полежать…мы садимся в поезд и через полчаса уже оказываемся дома, где я исполняю своё желание помыться.
Что могу сказать в заключение: отличный марафон, отличная организация, удовольствие можно получить практически от всего. Бег по горам – это что-то вообще запредельное, но надо специально к нему готовиться, я в этот раз был явно слабоват. Мог бы, наверное, сбросить полчасика, кабы не сгорел на первой половине, но принципиально это ничего бы не изменило. Такие дела.
Всем привет, очень хочется когда-нибудь повторить попытку, но даст ли такой шанс наша стремительно меняющаяся жизнь, никому не известно. Что ж, будем надеяться на лучшее.
Церматт- Москва
8.07.2006-18.10.2006