Впечатления — salvataggio — The North Face Ultra-Trail Tour du Mont-Blanc: Courmayeur - Chamonix
24.08.2007
The North Face Ultra-Trail Tour du Mont-Blanc: Courmayeur - Chamonix
salvataggio
86 км
18:00.00
1. Перед стартом
Приехал на место старта – в городок Курмайор с Лигурийского побережья, где отдыхал с семьей, почти за сутки до старта в 14:30. Так как машину я не брал, то добираться пришлось на поезде с пересадками: Диано Марина – Генуя – Турин – Аоста – Пре Сент Дидье – Курмайор. В поездах с кондиционерами и не очень перенаселенными ехать было комфортно. Иначе логистически маршрут для прибытия в Курмайор за день до старта и с мозможгостью зарегестрироваться без спешки с Лигурии было не построить. За исключением минования Пре Сент Дидье, что я и сделал на обратном пути проскочив на автобусе из Курмайора в Аосту.
После регистрации, получения номеров и устройства в гостиницу решил по совету Ал_Ал погулять по городку чтоб хоть немного аклиматизироваться - Курмайор находиться на высоте около 1000м, а последнюю неделю я все таки был в прямом смысле на уровне моря. Около 18 часов понял почему с таким пристрастием при регистрации все обязательные вещи для гонки были сверены со списком (отсутствие чего-либо приводило к отказу в выдаче номера) – мне стало довольно таки прохладно в шортах и футболке. Никогда летом не бывая в горах я и представить себе не мог что вечером, еще до захода солнца, так вдруг резко похолодает.
Поужинав пицей я еще немного попродил по городку и отправился спать. Спалось хорошо.
Проснулся в 6:30 по будильнику и вышел еще прогуляться перед 8 часовым завтраком. Так как всю последнюю неделю у меня пица и паста была 2 раза в день, то за запасы гликогена я не волновался. Всю предшествующую неделю я неспешно бегал с утра до завтрака лишь по 10км в темпе жены, любуясь красотами приморского городка и плавал в свое удовольствие. Правда несколько раз выезжали на пешие прогулки по близлежащим городкам (Сан-Ремо, Монте-Карло, Ницца и Генуя). Прогулки не были изматывающие, так что свежесть я не потерял.
В утро старта солнце ярко светило, что очень радовало, так как бежать в дождь в горах для меня дополнительный экстрим. А тут еще до конца не представлял что меня ожидает и без дополнительных погодных трудностей. Все таки, у меня еще достаточно бедный опыт трейлов - одна гонка на 50км этой весной проходила хоть и в гористой местности но на высотах до 700м, а тут предстояло взять 2500м и к тому же бежать ночью в темноте.
Так как я явно понимал что для меня гонка делиться на 2 этапа: до захода солнца и после, то я решил всетаки не одеваться сразу в обязательную форму состоящую из длинных тайсов, футболки с длинным руковами, непрмокаемой куртки и банданы, а одеться по легче – в майку и шорты в которых я бегаю наши Российские старты летом. Переодеваться решил на отметке 45км являющейся межой между днем и ночью – в Шампе-Лак. Там по условиям было организовано более серьезное питание чем на других пунктах.
Вообще, было предусмотрено 11 пунктов питания и разделены они были по 3 категориям (смотри схему в заголовке темы): стаканчик - значит вода, кока, спонсорские напитки и горячий суп; кружка – то же самое что и стаканчик плюс апельсины, бананы, изюм, хлеб, сыр, колбаса, печенье и что-то еще; ложка с вилкой – это плюс к всему прочему еще и блюдо типа макарон. Макароны были 1 раз на перевалочной базе в Шампе-Лак, плюс 4 раза была твердая пища. На остальных 6 пунктах - только жидкое.
Посмотрев на растановку питательных точек, я решил что в кемел бек залью только 1 один раз на старте литр готорейда плюс взял 20 штук гелевых энергетиков чтоб на всякий случай не заголодать, если явно не буду дотягивать до пункта с твердой пищей. Все это входило в обязательные вещи на старте. На пунктах в кемел бек заливать можно было только воду, а собой со столов брать было ничего нельзя – кушать предложенное только на месте, а на трассе свое собственное. Некоторые взяли порошки и разбавляли их водой.
Брать вторые кросовки я не стал – посчитал что 2 пары запасных носков будет достаточно. Кросовки Трабуко, разношенные и притертые, как и вся остальная одежда была проверена в длительных не один раз. Заклеивать соски и смазываться нестал так как не замечал чтоб эта одежда мне натирала.
После завтрака немного отдохнул, прицепил номер, застегнул пульсометр, залил кемел бек, выравнял длинну палочек, натянул гетры на кросовки, сложил все личные вещи в предоставленный мешок с моим номером и двинулся к месту старта. Фотоапарат я решил брать на гонку обязательно, но решил что фотать буду только на КП.
Народу на площади море: только участников 1609 человек, плюс сопровождающие, жители и туристы. Гремит музыка, беруться интервью, выступают какие-то акробаты и фокусники, режится сыр и льется вино, плюс ослепительное солнце и белые вершины гор – вообщем праздник жизни!
11:50 – стал протискиваться в зону старта в котрой уже скопилось полно участников. Тогда я еще не знал, что это не просто так, а стратегически верный ход бывалых трейлеров.
12:00 – ораторы все продолжают напутствовать. Солнышко припекает. Нород начинает садиться на землю хотя стоим довольно плотно. Время от времени на призывы в верх взмываются палочки.
12:30 – где же старт? Задержка, но народ недовольства не выражает, наверно привык.
12:32 – и вот старт! Потихоньку продвигаюсь к стартовой арке. Нажал кнопку на часах. Ну все, теперь в путь!
2. День
Дороги в Курмайоре не широкие и пару минут невозможно даже медленно бежать, приходиться идти быстрым шагом. Вот вроде побежали и сразу пытаюсь по возможности обойти двигающихся еще медленнее меня. Получается это с трудом – некоторые начинают шагать применяя палочки прямо со старта по асфальту. Я тоже их уже в гостиннице привел в боевое положение и на старте пристегивать к рюкзаку не стал. Но бегу стараясь ими никого не задеть – зажав в одной руке и держа строго вертикально. Вижу как некоторым наступают на концы палочек и гнут их – очень неприятно лишиться такого полезного инвентяря в самом начале пути.
Сделали петлю по центральным улочкам городка под подбадривание и алюлюканье с применением больших колокольчиков со всех сторон, звук которых даже заглушают музыку.
Еще 5 минут и наконец вырвались на дорожку ведущую наверх. Предстояло в течение 5км набрать 800м высоты и очутиться на почти двух километровой высоте. Несмотря на то что я заблаговременно порбрался в зону старта, но в переди бежит масса народа, которая к тому же бежит еще и медленне меня. Дорожка и до того не очень широкая через 15минут превращается в тропу по которой в ряд 2 человекам трудно передвигаться. Забежали в лес. Пока приходиться непрерывно при первой же возможности обгонять. Теперь то я знаю, зачем на трейлах стараются встать на старт заранее и со старта мчатся чтоб как можно меньше народа было впереди при выбеге на узкие тропы!
Все, больше не бегу - все выстроились в цепочку и идут практически одним темпом. Еще перед стартом решил что в горку бежать не буду если подьем будет явно ощущаться – нехотелось повторить своий негативный опыт весеннего трейла, когда пытался бодро забегать в каждый подьем и вообще не переходить на шаг, и кончилось это тем, что меня хватило только на первые 30км из 50, после которых я уже практически бежал с великим трудом даже по ровной поверхности постоянно переходя на шаг. Решил что первые 45км – до переодевания пройду неспеша, а там если силы позволят буду ускоряться.
Читая о методах тренеровки при подготовке к трейлу в горах определился что пойду обязательно с палочками так как они экономят до 15% сил на подьеме и на столько же помогают самортизировать на спусках. Кроме того, учитывая, что в любой момент в горах может пойти дождь, и тропинки с камнями превратяться в скользкую поверхность, вариант без палочек даже не расматривал. Купил недорогие телескопические.
Начинаю дышать все интенсивнее – пульс давно уже держиться на уровне 85-90% чсс мах. Да, на таком пределе мне весь маршрут не одолеть. Пытаюсь попредержать себя, но сил еще полно (сказываются не зря проведенные 7 длительных по Крылатским холмам) и очень азартно – ведь вот они соперники – на расстоянии вытянутой руки! Тропинка становиться уже и не совсем безопасной – с одной из сторон обрыв, хоть и поросший соснами и кустарником, но обрыв. И в него скатываться не хочется, и конечно людей подставлять тоже нельзя. Поэтому обгоняю только если тропинка расширяется и только со стороны обрыва.
Но вот выбрались из леса на простор и уже слышно и видно место первого КП – приют Бертон! Подбегаю к контрольным воротам около которых находиться считыватель к которому прикладываю правую руку на которой еще вчера на регистрации был намертво пристегнут браслет с чипом, точнее с двумя. Сразу скажу что места считывания были двух типов: нужно было приложить руку или просто наступить на коврик как на нашем ММММ. За чипы на рнгистрации взяли 20 евро которые и вернули на финише.
Одновременно нажимаю кнопку на часах – 1:02 и средняя чсс 82%. И это на 5км пути! Пока не понимаю плохо мое время или хорошо, так как незнаю своего текущего места на этой отсечке относительно других.
Кроме того что не бежать в гору, я еще до старта решил что буду отдыхать и питаться на каждом КП, а на перегонах стараться без надобности не останавливаться. так же решил что несмотря на дополнительный вес я возьму на гонку фотоаппарат, но буду фотать только на КП, а на перегонах, какие бы ни были красоты вокруг больше смотреть под ноги, а не по сторонам.
Но в первую очередь выдавил в рот 2 геля и запил их каким-то желтым напитком спонсоров – что-то похожее на изотоники Гаторейд/Паурейд. Остал фотик и сделал пару-тройку снимков красот и себя на фоне гор. Глотнул коки. Свой бюрдюк доливать не стал так как там у меня еще было достаточно залитого перед стартом Гаторейда.
Бросил взгляд на часы – с момента прихода на КП прошло около 7 минут. Ну чтож, не так и долго. Теперь можно двигаться и долше.
Следующий КП – это приют Бонатти: около 7.5км с перепадом около 370м вверх-вниз – можно считать практически столом.
Мне трудно судить как бы я себя чуствовал проведи я для аклиматизации в горах не сутки, а столько, сколько нужно. Единственно на что я ориентировался, или по крайней мере старался ориентироваться пока не устал – это на чсс. Как только на подьемах она поднималась за границу 80% старался попридержать себя. Я просто шел на своей крейсерской скорости: бежал на ровных участках и вниз, шел упругим широким шагом, стараясь акцентироваться в опоре на палочки при подьемах.
На подьемах меня за некоторым редким исключением никто практически не обгонял: лидеры давно убежали вперед, каждый нашел свой темп и все идут или бегут практически в одной струне. На отдыхе я был занял собой, питался, фотал, и не особо обращал внимае с той ли группой трейлеров я ухожу с КП с которой на него прибыл. Сейчас видя результаты перестановки себя относительно других понимаю что на КП я явно задерживался долго. Но старался все сделать не спеша – подпитаться, поглазеть немного по сторонам сидя на склоне. Хотелось прежде всего закончить трейл в добром здравии и получить удовольствие.
Несмотря на все эти здравые помыслы время от время вхожу в азарт и вот расплата: на одном из обгонов впереди идущей группы я запинаюсь и падаю на правый бок! Да, нехватало еще так в начале, ничего не попробовав и не увидев закончить гонку. Надо быть поосторожней! Группа сведуется о моем здоровье на что я отвечаю что все в порядке и встаю, обхожу их и удаляюсь. Вроде ничего особо не болит, и радуюсь что голова не пострадала. И даже приходит в голову вопрос почему не требуют бегать в шлемах, так как вокруг и на тропинках торчат камни и стоит об их приложиться головой, и встанет вопрос о продолжении гонки. На ходу осматриваю ногу и руку на которые приземлился. Нога и рука немного поцарапана и через грязь сочится кровь. Решаю добежать до ближайшей воды и обмыть ранки. Вот и ручей. Раставляю ноги пошире и склоняюсь над ним. Обмыв и осмотрем раны понимаю что все нормально и немного освежаю прохладной водой лицо и голову в качестве бонуса за остановку. Мимо проносятся те, которых я недавно обогнал. Они наверно думают, что вот бедолага неопытный, зачем то рвет когти когда впереди еще больше 70км.
Вот и приют Бонатти – 1:10 и 83% чссм на этом участке. Общее время гонки 2:12. сдесь так же как и на предыдущем КП только питье, но уже есть и горячий суп.. Кушаю 2 своих геля и запиваю водой.
Решил что чистое время на этапах отсекать не буду чтоб не запутаться когда устану. Время на следующий этап начинается с момента клика при прибытии на КП и включает время отдыха на этом КП. Но ориентировочно время отдыха помню.
Посидел на солнышке пяток минут, сделал пару снимков и снова в путь. В этот раз отдых был чуть длиннее – около 8 минут.
Впереди Арнува и первое серьезное испытание спуском – 350 метров на 4 км, то есть почти 9% уклон вниз. Вот где палочки опять верно служат – ведь этот спуск не чета асфальтированным дорожкам, а представляет собой землянно-каменный серпантин с некоторым выбеганием на равнину. С учетом равнинных участков, спуски были еще более крутые. Но в отличае от весеннего старта, когда сводило мышцы внутренней поверхности бедра, пока такого не наблюдаю. Выставляю палочки вперед и пытаюсь побольше самортизировать чтоб не подскользнуться и не отбить стопы.
Прибегаю в Арнува через 53 минуты, чссм – 77% (посчитано с учетом отдыха на предыдущем КП). В пути 3:06 на 17км. Сдесь в качестве бонуса перед предстоящим 780 метров набором высоты на протяжении 4.5 км и причем все только вверх, ни метра спуска, предоставлена твердая пища. Налегаю на изюм, апельсины и бананы. Запиваю все изотоником и колой. Хоть и не жарко, потоотделение приличное – за 3 часа ни одного позыва отлить. Свои гели не трогую. Через 9 минут встаю и снова в путь.
Вот она вершина Гран Коль Ферэ на высоте 2500м – самая высокая на этом трейле. Начинаю неспеша, так как забил желудок прилично. Потихоньку набираю скорость шага, почти никого не обхожу. Пульс растет, и снова выходит на уровень 80%, но тут меня уже начинают лимитировать ноги – свежести уже нет, но шаг вроде по прежнему такой же упругий. Выручает то что слишком крутых участков практически нет – подьем примерно равного градиента. Вот одна из проходных вех – приют Елена, но мы ломимся далше – это просто ориентир. Бросаю взгляд на часы – уже час двигуюсь к вершине. Подул ветер, но не холодно. Ушибленные места не болят, кровь остановилась. Но идти становиться тяжелей. Каждые 100 метров начинают даваться с трудом – появляется безразличие и пытаюсь его контролировать – держаться в струне и вываливать. Вот уже и лагерь веден, слышна музыка, но тут приходит кризис – мимо начинают проскакивать участники. Но я не дергаюсь, по прежнему твержу себе что это еще не рубеж, что надо сохранить силы.
Все, кликаюсь рукой и нажимаю кнопку на часах – 1:18, 78% чсс мах на перегоне и 4:25 в гонке. Беру пару стаканчиков с колой, снимаю рюкзак и сажусь на землю. Принимаю очередную пару гелей. Решаю что пойду когда почуствую себя хоть немного отдохнувшим. На часах прошло почти 17 минут отдыха, а показалось они что пролетели как одно мгновение.
Теперь, на следующих 2 перегонах до Ла Фули через Ла Пель предстоял сплошной спуск. Что с одной стороны давало отдых мышцам уставшим на подьеме и позволило бы спуститься с высоты на которой было трудно дышать на более приемлемую, а сдругой, выдержать 950 метров потерь в высоте на портяжении 7 км – это для меня стало очередным испытанием моего опородвигательного аппарата. И еслиб не палочки, наберно стопы били бы разбиты в дребезги.
В Ла Пель я был через 37 минут с чсс 71% от макс. И запив очередные гели изотоником через 6 минут я двинулся к КП где вновь предоставлялась твердая пища. Это был Ла Фули.
К этому времени я наверно нашел свой ритм и чуствовал себя вроде бы не плохо, но ускорять свой темп не спешил. Временами на напрерывых спусках стало сводить мышцу на внутренней поверхности правого бедра, но я уже ждал это, в такие моменты просто сбрасывал скорость переходя на шаг. Черех пару мминут легчало и я возвращался к бегу.
48 минут с чсс в 76% ушло на преодоление очередного этапа ичерез без 10 минут 6 часов и 30км гонки я приступил к поеданию цитрусовых с изюмом не забывая все это в волю запивать колой. Мысль о том что за почти 6 часов пройдено лишь 30км меня серьезно отрезвила – с планами добраться до финиша к 4:00 пришлось расстаться.
Спуск продолжался и дальше, хоть и не такой крутой. К тому времени мой кемел бек был уже пуст, но я решил его пока не заливать – вроде мне хватало заправки на КП, а тащить лишнее не хотелось. Так я выбрал легкость рюкзака на 1-2кг против возможности пить каждые 20минут так как уже часы показывали половину 7ого и солнце практически не грело.
Теперь бежалось хоть и медленно, но относительно легко, мы спустились в долину и бежали то вдоль реки, то через пустынные причесанные швейцарские деревеньки. Я все ждал когда будет Пра Де Фор с КП, но когда прошло больше 1.5 часов понял что где-то его проскочил, но так как бежал всегда в группе, или ведел впереди бегущего, то не волновался, решив что наверно устроители решили им пренебречь.
Стал потихоньку подбирать впередушедших. Начался подьем к перевалочному пункту Шампе-Лак. Все окружающие перешли на бодрый шаг. Цепочки уже почти небыло – сбились в небольшие группы с приличными интервалами.
Этот подьем в 460метров не показался трудным - всетаки высоты были на уровне ниже 1500м, что ни в какое сравнение не идет с подьемом на Гран Коль Фере с его 2500м и нехваткой кислорода.
Вот и лагерь – через 8:03 наступив на дорожку на регистрации я кликнул свои часы – последний длительный перегон в 15 км удалось преодолеть в 2:13 с чсс 75% от макс.
Солнце практически село. Наступала ночь.
3. Ночь.
Прибыв на перевалочную базу в Шампе-Лак я зашел в большую палатку, в которой питалось, отдыхало, переодевалось и обменивалось впечатлениями о пройденном пути не менее полутора-двух сотен участников. В отдельно огороженной части палатки была зона сопровождающих, которые воспользовались случаем вживую пообщаться со своими друзьями и родственниками, тех, кого они почти 8 часов назад проводили на старте в Курмайоре.
В палатке было тепло и чуствоволось продолжение праздника – я не увидел ни одного потухшего лица, несмотря на оставленные позади 45 км горных троп. Наоборот, чуствовалось всеобщее возбуждение от предстоящего нелегкого пути по горам, покрытым ночной пеленой.
В дальней части палатки находились несколько лежачих мест-столов, но они предназначались только для тех кому было особенно тяжело и я заметил что занята только пара-тройка, на которых трудились массажисты. Душ также должен был где-то быть, но и им можно было бы поспользоваться только по предписанию врача.
Выбрав свободное место за столом и бросив рюкзак с палочками я отправился за набором сьесного. Сдесь, в отличие от других пунктов с твердой пищей предлагалось ее большее разнообразие плюс макароны. Но к макаронам я почему-то инстинктивно не потянулся, а взял, как и прежде, только апельсины, бананы, изюм, крекеров и горячий суп-пхлебку, не забыв про коку. Решив что сдесь надо закусить поплотнее, так как отсюда предстоял путь в ночь, я совершил несколько подходов к столам раздачи пищи и питья. И лишь насытившись, стал искать местечко где спокойно сниму с себя пропитаную 8ми часовым потом одежду и надену все сухое и свежее, что тащил на плечах в рюкзаке. Переодевшись, сфотографировавшись для истории, я глотнул еще один стаканчик колы и глянул на часы. Прошло почти 45 минут после моего прибытия на базу. Да, отдохнул я прилично! Правда, мне трудно судить как долго отдыхали остальные, но пару раз на трассе я замечал что вроде бы уже видел эти лица на прошлом этапе при обгоне – и вот я обхожу их снова. Наверно, мои остановки были избыточными. Но тогда, в гонке, я их не затягивал специально, а лишь пытался перевести дух, немного отдохнуть перед неизвестным – ведь такая по масштабу гонка была у меня впервые, и было непонятно, на что нужно опираться чтоб распределить силы и вписаться в лимиты времени.
А лимиты существовали (смотри карту в заголовке). Мы стартовали в 12:30 из Курмайора, а в 18:30 из Шамони двинулись те, кому предстояло замкнуть полный круг вогруг Монблана. И среди них были самые сильные гонщики Европы и Америки. И мы недолжны были путаться у них под ногами. Потому то и были для нас установлены лимиты. Для Шампе-Лак это была поночь – после 00:15 у тебя срезают чипы с запястья и предлагают сесть в атобус. Хотя номер не забирают, так как он нужен в качестве паспорта на гонке для получения разных услуг, в том числе и бесплатного автобуса.
На часах было 20:47 и до лимита у меня было еще больше 3.5 часов, что меня успокаивало. Выйдя из палатки и проверив фонарик на голове на работопригодность я попробовал побежать, благо пока мы двигались по поселковой асфальтовой дорожке.
Бежать было трудно. Трудно по 2 причинам. Во-первых, живот был полон – наверно я перестаховался с кормежкой и питьем. А во-вторых, я практически никогда в жизни серьезно не бегал в темноте даже с фонарем на голове. В Сочи я несколько минут поэкперементировал, но полноценной ночной гонки у меня небыло. К тому же, у меня наблюдается определенная близорукость – и если днем она не мешает бежать, то в темноте кочки и выбоины становятся нечеткими и размытыми.
По условиям гонки у участника должен быть фонарик, запасная лампа к нему и набор запасных батареек – все это тщательно проверялось при регистрации. Ко времени ознакомления с правилами предстоящей гонки у меня уже был один налобный фонарь, купленный по случаю в Декатлоне (как вообщем и вся моя экипировка). Покрутив фонарь в руках я понял, что заменить в нем лампочку в походных условиях для меня нереально, и сьездив в Декатлон я прикупил еще один фонарик целиком – чем и решил проблему.
Включив на фонаре самый мощный режим я стал думать что делать дальше. Дело в том что группа с которой я начал движение с базы двигалась медленно – как было видно они были толи друзьями, толи решили двигаться ночью вместе. Я, не разу не бродивший в одиночестве по горам, не то что ночью, но и днем, склонялся к мысли что двигаться надо только в группе. Но решил, что если увижу движущийся впереди огонек, то постараюсь к нему переложиться. А надо сказать что где-то через 4 часа гонки непрерывная змейка участников окончательно порвалась и разделилась на группы трейлеров идущих примерно в одинаковом темпе.
И я побежал быстрее, в надежде, что пока дорожка ровная догнать следующую группу. Сначало ноги излишне напрягались, но через десяток минут пришло некоторое успокоение. Вокруг был лес, полная луна и звезды только сияли наверху но никакого света мне под ноги не давали. Пока дорога по ощущениям шла либо вниз либо была ровной, так как в отличие ото дня, видно было только под ногами и метров на 20-30 вперед – но очень смутно, и свет фонарика в основном мог лишь поймать очередную светоотражающую метку, повешанную на деревьях.
Днем мне никакие метки были и ненужны: было и так видно впереди бегущих, а горные тропы особого выбора направлений не давали. Теперь же они стали нужны хотябы для того, чтобы видеть направление движения и быть спокойным что двигаешься именно туда.
Но моя скорость бега в темноте все же не та – несмотря на то что удалось догнать пару отдельных беглецов, меня настигает какая-то группа, идущая в приличном темпе. Решаю примкнуть к ней, благо к тому времени пища уже улеглась, а свет мощных прожекторов на фоне блеклого света моего фонаря, сзади и впереди освещали мою часть тропинки просто великолепно.
На перегоне до следующего КП в Бовине нам предстояло пройти 9км и подняться на предпоследнюю 2000 метровую гору – набрать опять 700м высоты.
И вот начался подьем. Наша группа стала распадаться, но оставшимся удалось накрыть с десяток оторвавшихся. Пошли крутые и узкие участки. И если днем мне еще представлялась возможность глазеть по сторонам, то сейчас я практически смотрел только под ноги и лишь изредко бросать взгляд на склон по которому двигались светлые пятна фонарей. Стали тормозить. Впереди идущие двигались с меньшей скоростью, но обойти их возможности практически небыло. Никто не хотел рисковать: земля и камни были влажными, мы постоянно пересекали ручьи. Я пристроился за какой-то девушкой: ее фонарь горел очень ярко. Однажы запнувшись, я чуть поотстал на пару-тройку метров и вдруг обнаружил что под ногами темнота! Мой фонарь оказывается незаметно перестал светить – это случилось потому, что впереди и взади меня народ практически и без моей помощи освещал мне дорогу. Пришлось рвануть и достать спасительный луч света. Подумалось что наверно из-за чрезмерного режима батарейки сели. К тому же, они были не совсем новые и давно стояли в фонаре. Второй фонарь у меня был в разобранном состоянии. Мне и не думалось что батарейки так быстро сядут. Что делать? Останавливаться и простить проходящих мимо посветить мне чтобы я перезарядил батарейки или двигаться дальше в свете впереди идущей девушки? Взади ближайшие гонщики были пока на приличном растоянии, а оставаться одному в кромешной темноте не хотелось, да и перегораживать узкую тропинку на подьеме посчитал неправильным. Решил что буду держаться как можно ближе к девушке-спасительнице.
Все таки я прилично устал – шагать все тяжелей, все больше опираюсь на палочки. Ощущуения сходны с подьемом на Гран Коль Фере. Выдыхаю с акцентом, но кислорода все таки не хватает. Теперь явно понимаю что это был второй мой кризис в гонке.
Но вот и выскочили на открытый склон – тропа идет паралельно хребту. Почуствовался ветер – стала мерзнуть голова. На ходу достаю из бокового кармана бандану – стало потеплее. Куртку пока не одеваю, хотя вокруг народ стал их напяливать - рюкзак греет спину, а так в движении вроде груди не холодно.
Клик – отметился на КП. Но глядя на часы не поверил глазам – время на этом участке 2:47 с чсс макс 68%! Даже если отнять 45 минут проведенные на базе, то все равно получается 2 часа на 9.5 км пути – что-то невероятное!
Выпиваю пару стаканов коки – и меня пробивает озноб! КП расположен на склоне на открытом продуваемом пространстве и стоило на пару минут прекратить движение, снять рюкзак и холод пронзил через промокшую одежду все тело. Быстро одеваю на себя водонепронецаемую куртку и выпиваю миску горячего супа. Согрелся! Вижу как мои попутчики по группе, в том числе и девушка-хранитель убывают на трассу, а мне еще нужно сменить батарейки в фонаре. Заодно заряжаю запасной фонарь, чтоб если понадобиться моментально одеть на голову. Переключаю фонарь в экономичный режим и в путь – теперь предстоит сплошной спуск до следующего КП: 6км и почти на 800 метров ближе к уровню моря.
Да, спуск в темноте дается мне с большим трудом: то и дело торможу на скользком серпантине, и это при том, что нам повезло – небыло дождя! Меня время от времени проскакивают более опытные трейлеры. Еще днем на длительных спусках чуствовалось напряжение в коленях и немножко сводило внутреннюю часть бедра, но сейчас стараюсь еще больше тормозить опираясь на палочки даже в ущерб скорости и как результат таких симптомов нет. Только чуствую большую усталость в четырехглавой.
Иду в своем крейсерском ритме, приятное ощущения в голове и теле – мне это нравится! Понимаю, что именно эта ночная часть пути являющаяся изюминкой гонки, доставляет намного больше впечатлений и эмоций чем дневная, хоть и не видно непосредственно горных красот вокруг. Но струящийся серпантин фонарей по склону, горящие огромные звезды над головой, пьянящий воздух высоты делают свое дело. Настроение несмотря на усталось великолепное! И теперь, вжившись в гонку, привыкнув к ее ритму, кажется что это и есть жизнь, именно такой она и должна быть, это и есть то удовольствие ради которого мы все бежим!
Трийан – 1:40, 62% чссм на перегоне, 60км позади и 12.5 часов в пути. Сдесь опять ждет твердая пища чем я непременно пользуюсь. Прохлада ночи позволяет вне вволю напившись на КП ничего не заливать в кемел бек и экономить лишние 1-1.5кг веса. Незнаю, правильно ли я поступаю следуя такой методе. Свои гели тоже давно уже не пользую. Живот почти не беспокоит. Хотя одно время было какое-то неприятное потягивание, но сейчас вроде нет и его. С наступлением ночи отливать приходиться почти на каждом КП после заправки, а вот выдавливать их себя до сих пор ни разу за время гонки так и не схотелось. Сдесь нужно опять таки заправиться поосновательней, ведь впереди подьем на последний 2000м пик и затем спуск к Валорсину с неосязаемым переходом швейцарско-французкой границы. Незнаю как было раньше, но во время гонки границу пересекали 2 раза и в обоих случаях я так и не понял когда это было. Закусив, одеваю рюкзак и бросаю взгляд на часы: опять где-то 15-17 минут проведены на КП. Впереди очередные 10км по горным тропам – сначала набираем 700м вверх, а затем падаем на 800м ближе к уровню моря.
Уже при спуске к Трийану мне стало жарковато в куртке, но решил пока на спуске не снимать. А отправляясь на штурм последней 2000м горы упаковал куртку в рюкзак – на подьеме и так будет жарко, а на спуске посмотрим.
Разбегаюсь и через минут 20 уже иду в гору широким упругим шагом. Сил придает то что меня никто уже не обгоняет (лидеры и сильные гонщики давно впереди), а наоборот, это я собираю на каждой сотне метров очередного участника или даже группу! Дышу почему то очень непревычно громко для себя, и тем самым, наверно, немного пугаю тех кого догоняю, потомучто мой хрип слышен в тиши ночи издалека. Как же это чертовски приятно: намечать жертву, добирать ее, и не останавливаяясь проходить мимо, лишь через метров 20 бросая взгляд назад, убеждаясь что жертва не трепыхается!
Вот и вершина Катонь, последняя такая высокая в этой гонке. Начинается спуск. Судя по тому что ко мне уже и на спуске никто не приблежается - преследователи сильно устали если даже на спуске не могут меня достать. Это придает сил и даже превращается в игру типа попробуйте догоните. Но с верху видно святящийся, хоть и значительно передевший ручеек ползущий вниз с горы: впереди еще много народу, а сильнейшие так и вообще финишировали. Да, надо было подписать на рассылку смс не только телефон жены, но и смою мобилу – сейчас бы точно знал каким иду, в следующий раз так и сделаю.
Догоняю очередную группу неспешно бредущих. Смотрю что вроде можно проскочить от них слева – тропинка расширяется. Ускоряюсь, начинаю проходить, но толи подскальзываюсь на камнях, толи запинаюсь, но опять падаю, правда теперь на левый бок. Да, глупо сойти когда осталось совсем ничего! Надо быть все таки поосторожнее. Спрашивают, как я? Встаю, левый бок весь в грязи, но вроде ничего не болит. Отвечаю, что все впорядке и продолжаю ускоряться.
Эти 10 км до Валорсина дались за 2:43 при 65% чсс макс. Закусываю ситрусовыми, пью коку, немного отдыхаю на лавке в теплой палатке, хотя сдесь на высоте в 1200м вообщем то и так не холодно. Теперь будет небольшая кочка – подьем на Коль де Монт с набором 200метров и спуск к КП в Аржантьере. Прошли очередные 15 минут отдыха. Теперь до финиша рукой подать, в путь.
Весь перегон всего около 6 км. На него у меня ушло 1:26 при 61% чсс макс – самый низкий средний пульс – сказывается общая усталость. Небо начинает светлеть. Забегаю на КП – на нем практически никого нет! Первый раз за гонку никто не сидит, не отдыхает на КП. Решаю только пригубить коки и вперед финишировать в Шамони. Осталось преодолеть только последние 10.5 км. Практически спуск – 400 метров вниз и только 200 вверх.
Бегу. Кто-то догоняет, но не обходит. Чуть поддаю – держится. Начинаем с ним собирать народ. Всех кого догоняем уже практически не бегут. Но через полчаса на одном из подьемов он остает. Бегу в одиночестве через лес по склону. Тропинка не раздваивается, но прошло уже около часа, но почему-то до сих пор не забежал в предместья Шамони. Начинают закрадываться сомнения. Не успокаивают даже светоотражающие метки. Может я сбился с пути и уже пошел на круг? Но вот вроде пошли дома. А вот и какойто КП, где меня буквально ловят за руку чтоб кликнуться – наверно уже плохо соображаю. Хотя этого пункта на карте не было. Бегу дальше, но теперь появляются люди. Догадываюсь что это волонтеры и они должны знать дорогу. Поэтому стал постоянно спрашивать правильно ли я бегу чтоб в конце с дури убежать не в ту сторону – все таки уже сутки на ногах. В голове теперь одна надежда-цель: финишировать до восхода. Странно, но продолжаю собирать идущих – они даже не пытаются зацепиться. Решил что буду бежать до конца – силы есть, значит не зря усиленно питался на всех пунктах.
Забегаю в Шамони. Становиться все светлее. Практически светло. До рассвета не успел. Улицы практически пусты, стоят только волонтеры которые направляют финиширующих. Вот уже и финишный створ виден. Подбадривания все горомче. Видя ворота начинаю спуртовать по настоящему – чем реально изумляю зрителей.
Клик на дорожке и на часах. Все! Финиш. На моих ровно 18:00 с момента прохода через стартовые ворота.
4. После финиша.
Финишировав, особобой усталости я не почуствовал – ноги не подкашивались, упасть и невстать позывов не было. С меня срезали чипы, вернули за них залоговые 20 евро, выдали футболку с длинными рукавами и надписью финишер и я пошел что-нибудь выпить. Питание и питье было похоже на то, какое присутствовало на КП с твердой пищей, но мне показалось что сдесь было победнее. Особого аппетита не было и я глотнув колы спросил где можно забрать свои личные вещи и помыться. Микроавтобус постоянно курсировал между финишной зоной и спортцентром где находились мешки с вещами и душ.
Было странное ощущение нереальности порисходящего от того что все закончилось. В это неверилось. Казалось, что уже пора отправляться на следующий этап, что эта остановка – это только очередная передышка, что в переди целый новый день гонки, а за ним снова ночь.
Забрав мешок с вещами я отправился в душ. К нему нужно было пройти через огромное спальное помещение устроенное в спортзале: в несколько рядов стояло что-то наподобие кроватей-раскладушек на которых отдыхало под одеялами около сотни человек. Знаками мне показали что надо идти тихо. Кто эти люди? Сначала я было подумал что это участники бегущие полный круг, и на этом КП решившие немного передохнуть. Но потом вспомнил, что я нахожусь в месте финиша в Шамони, а не в Курмайоре, где организованы такие же спальные места. Значит это ребята которые пришли на финиш рано ночью и легли отдохнуть до утра. На часах было около 7.
Хотя за вещами на автобусе подьехало около 15 человек, в душ отправился лишь я и еще однин парень. Душевая была маленькая – только 4 крана. Я еще удивился, а если бы народ прибывал на финиш массово – где бы все мылись? Наверно, многие отправились в отели, подумалось мне. Из крана текла горячая вода и не хотела становиться холоднее. Я спросил у раздевающегося, незнает ли он почему такая горячая вода? Со стороны это наверно выглядело глупо. Но он спокойно ответил что не знает. Оглядел себя: большой синяк на правом бедре и уже практически зажившие правая и левая рука – можно сказать что и на этот раз я отделался легким испугом и в горах удалось не покалечиться. Помывшись, я решил немного рассортировать свои вещи так как дорога предстояла длинная. Парень спросил откуда я? То что я из России сильно его удивило и он поинтересовался, специально ли я приехал на гонку? Мы перебросились еще парой фраз о красоте и трудности гонки.
Почему то с усталости я не валился, только немного хотелось спать. Но бодрящий воздух городка прогнал сон окончательно. Я вернулся на финишную площадь так как до моего автобуса в Курмайер было время. Еще с часок побродив и поприветствуя вновь прибывающих участников я отправился на автобус.
В электричках меня немного разморило и я даже стал немного переживать не проеду ли я свою остановку. В полудреме вспоминал прошедшую гонку и она мне казалась какой-то длинной-длинной, практически нескончаемой.
На взморье вечер был жарким и мы пошли поплавать перед ужином. Спускаться по леснице, неожидано для меня, было трудно – стал похож на инвалида двуми руками впившегося в перила. Решил что поплавав мне станет полегче.
В воскресенье не бегал, а только плавал и гулял. В понедельник и вторник утром легко пробежался по 5км. Среда был днем возврата в Москву. Пробежка на 10 км в пятницу с утра далась не лекго – небыло легкости.
В субботу вышел на пробежук в 20 км чтоб оценить свое реальное состояние через неделю после финиша. Вроде бегу, а прыти нет. Хочу бежать побыстрее, а не бежиться. То под коленкой потянет, то просто бедра в подьем не поднимаются – вообщем ни лицо явное мышечное недовостановление. Решил в воскресенье, в первый раз за много месяцев не устраивать длительную, отдохнуть в надежде что к ММММ вернется легкость.
5. Разбор полетов.
Итак я - 475ый их 1609 стартовавших. В своей возрастной группе (40-49 лет) - 153ий.
Раскладка продвижения в пелатоне по основным пунктам:
Как видно я очень много терял на первых двух подьемах и спусках. Но что интересно, после спуска к Арнуве при штурме 2500 метрового Гран Коль Ферре я не проиграл ничего, хотя козалось, что время от времени меня обходят. Дальше на всем спуске и на подьеме к Бовину, на котором я подмерз, шла постепенная деградация. Но после начала штурма послейдней 2000 метровой горы – Катонь, когда я буквально проскакивал как мимо стоячих участьников, дела пошли лучше – я это чуствовал и во время гонки. Меня никто не обгонял, но я не знал как глубоко я к этому времени провалился. Но больше всего мне нравиться прыжок через 56 человек на заключительном 10 км отрезке.
Незнаю, являетя ли ошибкой то что я много отдыхал? О чем говорит мой активный финиш? Много неизрасходованных сил? Или правильное питание на гонке? То что я взял палочки мне помогло не менее чем на 20-25%, а то что я не травмировался серьезно, то и на все 100%.
Как буду готовиться к следующей гонке (а в следующем году я уже имею шанс бежать полный круг в 164км)?
Прежде всего увеличу подготовку на холмах в Крылатком, в том числе и зимой: сделаю 2 тренировки в неделю на холмах. Буду больше катать на веле стоя на педалях, т.н. танцовщицей – это упражнение очень сильно укрепляет четырехглавые. И конечно планирую похудеть, что в этом сезоне сделать так и не удалось.
Несмотря на невысокое место, доволен участием в гонке по полной программе – этот формат оказывается ближе всего подходит мне по моему психотипу. Интересно, разнообразно, вмеру тяжело, всегда есть с кем бороться, да просто красиво!
Надеюсь что в следующем году нас будет больше и мы будев выше в табели да и просто получим огромные впечатления!
До встречи на трассах друзья!