Собственно, в Вуокатти я бывал раз сто, поэтому участие в местном лыжном марафоне стало столь же естественным, сколь и заранее предсказуемым.
Про эту гонку рассказывала Тётя Даша, местная фанатичная лыжница, рассказывал и Юра Сластенников, участвовавший за пару лет до того. Тётя Даша рассказала, что не участвует в ВХ, потому что не хочет платить деньги за катание по тем трассам, по которым и так может ездить каждый день, а Юра отзывался о гонке, как, о достаточно однообразно-неинтересной. И, тем не менее, мы решили участвовать – как же так, практически местные, а в главном мероприятии окрестностей ни разу участия не принимали.
Гонка была запланирована на 15 марта, вроде бы и ехать надо было под неё, но организаторы ежегодного лыжного перехода в Лома-Ринтеелю, составили план таким образом, что приходилось вернуться в Москву или торчать ещё одну неделю на Вилле-Койре, что для нас, как для людей работающих, было никак недопустимо.
В общем, накатавшись вдоволь на лыжиках, мы оставили Финляндию в самом лучшем виде – с лёгким морозцем, заснеженными ёлочками, большим количеством пушистого белого снега и надеждой, что за пять дней нашего отсутствия ничего не случится.
Как же………..
13-го февраля мы пересекли Русско-Финскую границу под зарядами проливного дождя при температуре +5. Сердце моё сжалось и облилось кровью….зима в Финляндии безвременно скончалась.
Даже робкие надежды на то, что дальше к северу всё придёт в норму, по мере продвижения поезда быстро таяли: снегу много, но идущий дождь быстро его портит и осаживает.
Добравшись до коттеджа, мы долго решали: пойти ли попробовать покататься или потрусить. Склонились в пользу бега, но поскольку кроссовки были одни на двоих, то сперва на тренировку отправилась супруга, а я уселся возле термометра метеостанции и стал наблюдать, как с наступлением темноты цифры начали медленно и неуверенно меняться с плюс пяти на всё более низкие значения.
Когда пришла моя очередь побегать, кроссовки были уже изрядно мокрыми, что, впрочем, не помешало мне внимательно присмотреться к бурлящим ручьям на автодороге, принюхаться к влажному восточному ветру и прислушаться к шуму деревьев. Надежда была, но призрачная….
Вернувшись с пробежки, я весь остаток вечера не отходил от градусника, черепашьим темпом приближавшегося к нулю. Проснувшись поутру, также первым делом пошёл исследовать ситуацию. Термометр показывал минус пять, за окном блестел голый лёд, пора было точить канты. Однако мы мужественно прокатили десяточку по обледеневшей горе, со страшным грохотом несясь вниз по ледяным желобам, бывшим когда-то лыжнёй. Впрочем, там, где поработал ратрак, было получше, более-менее мягкий снег лежал на поверхности и лыжам было за что зацепиться. Опасения внушали только озёра, на которых снегу всегда меньше, поскольку его сдувает ветер, а полынья на стремнине озера Сапсоярви, по которому проходит трасса, и в сильные-то морозы не замерзает, а уж в эту аномально тёплую зиму, была просто удручающего размера.
Покатавшись, мы отправились в Спортивный техникум, где базировался оргкомитет, и там безо всяких проволочек получили стартовые номера у улыбчивой женщины. К стартовым номерам прилагалась куча всякой рекламы, талоны на посещение бассейна и мешок для хранения шмоток.
Остаток дня мы провели за подготовкой лыж, глажкой и накрахмаливанием комбинезонов, чисткой ботинок ваксой и затачиванием штычков у палок.
Буду не справедлив, если не упомяну наших компаньонов из соседнего коттеджа – дачных соседей хозяина дома, людей вполне приятных и отзывчивых, любезно выразивших желание оказать нам посильную помощь. Без них, нам пришлось бы много труднее и не очень понятно, чем бы вообще всё это закончилось…..
Ну что ж, наконец-то пришло время поговорить непосредственно о Вуокатти Хиихто, 60-ти километровой лыжной гонке по окрестностям этого вполне известного лыжного курорта. Раньше ВХ входило в серию Евролоппет, и Светка лелеяла надежду получить ещё одну печать в свой марафонский Европаспорт, забегая вперёд, скажу, что её намерениям не суждено было сбыться, поскольку ВХ больше в Евросерию не входит.
Вообще Вуокатти городишко не большой, даже, скорее маленький, даже, можно сказать, вообще не городишко – так, какие-то дома стоят в лесу безо всякого центрального места, да коттеджный посёлок около отеля «Катинкулта» разросся за последнюю пятилетку. Тем не менее, лыжных трасс хорошего качества вокруг хватает и гонка по ним как раз и проходит. Мы эти трассы за предыдущие годы в основном многократно изъездили, была всего пара мест, где мне бывать не приходилось или приходилось давно и однократно.
Гонка проходит по нескольким вариантам – сперва запускают классиков ( в 9-00 утра), потом через час стартуют гонщики на дистанции в 60 км, а ещё через пятнадцать минут на тридцатку. Как сказала женщина из оргкомитета, за день до старта было зарегистрировано более 1 700 человек, но народ продолжал прибывать.
Трасса в целом не убийственная, но подъёмов, на которых можно накушаться, в достатке, да и на спусках в некоторых местах не расслабишься. Хотя, ещё раз повторюсь, трасса всё же более любительская, и в основном, обозначена синим и красным цветами ( в привычной лыжной манере указания сложности).
Каждый год трассу корректируют в зависимости от погодных условий, несколько изменяют длину или отдельные петли. Старт и финиш происходит из одного места, так что трасса круговая, точнее из двух кругов, поскольку примерно по середине пути проезжаешь в непосредственной близости от места старта.
В общем, и теоретически и эмоционально мы подготовились, трасса была нам знакома, и ничто не должно было нам помешать.
За полтора часа до старта мы прибыли в раздевалку, переоделись, сдали вещи на хранение, оставив только разминочные костюмы, и влёгкую прокатились пару километров, всё как положено.
Мы хорошо изучили план, вручённый накануне организаторами, в нём местом старта было обозначено некое поле между домами, там мы и договорились встретиться с нашими соседями-сопровождающими за полчаса до старта.
Однако, подъехав к полю, мы сразу поняли, что старт будет не на нём…….вопрос – где?! Я вспомнил, что видел накануне табличку с надписью «старт» (по-фински, естественно, причём звучит это вовсе не как «старт», а как «ляхтя») и, отправившись к этому месту, мы обнаружили уже начавших строиться лыжников.
Заняв место в шестом ряду от начала, мы продолжили делать махи и растяжки, чтоб не остыть. Особых амбиций по поводу хороших мест у нас не было, но, коль скоро мы заехали в чужой монастырь, то резонно было рассудить, что хозяева имеют больше прав на мучения с обгоном толстого чайника, чем толстый чайник на топтание в караван-трафике.
Между тем обстановка наэлектризовывалась, толпа на старте уплотнялась, а мы стояли в разминочных костюмах и не знали , догадаются ли соседи придти сюда или станут искать нас на условленном месте. Это несколько нервировало. Поэтому, мы разделись до гоночной формы, покидали вещи в рюкзачок, я отстегнул лыжи, вылез из толпы и направился к месту встречи. О, счастье !!!!! Ребята метались по полю и не знали, что делать. Отдав им шмотки, я бегом вернулся на старт, бесконечно повторяя:» антеекси «, пролез сквозь критически уплотнившуюся массу, пристегнул лыжи и услышал: «До старта одна минута!!!!» Как одна?! Ведь ещё без пятнадцати десять!!!! Это что, такой финский юмор????!!!!
А ведь и вправду, через минуту дали старт. Интересно, что б делала Светка, оставшись наедине с моими лыжами и палками в толпе рвущейся вперёд? Думать об этом, честно говоря, не хочется…..
В общем ,старт дали. Сразу за стартовой линией трасса шла в гору, сужалась и делала поворот на 90 градусов на мост. Конячить ногами было никак невозможно, все двигались очень плотно, я старался не сунуть палки кому-нибудь под ноги и с ужасом ждал момента, когда какой-нибудь неаккуратный слонопотам переедет мои палочки. В гору толкаться было тяжело, меня все обгоняли, я сразу оказался не в голове, потерял жену из виду и моментально запыхался. Хорошо, что горка короткая, лыжники более-менее вежливые и аккуратные, а фортуна мне в тот день благоволила.
После узкой горловины моста трасса расширялась, сразу стало свободнее, толкучка исчезла, стало можно ехать полноценным коньковым ходом.
Навстречу попались пара бедолаг со сломанными палками, немного, на какой-нибудь Лыжне России, сломанного инвентаря больше в разы.
Первые километры трасса идёт плавными волнами, медленно набирающими высоту к ферме Хеккиля, до которой от старта километров шесть. Более-менее серьёзным можно назвать лишь последний взлёт, длиной метров в пятьсот – помнится, в первый год нашего появления в Вуокатти он поразил меня своей бесконечностью и крутостью, сейчас же я пролетел его на одном вздохе, удивляясь, тому, что он стал таким коротким.
Далее трасса шла по простой синей «Тридцатке», которую я знал как облупленную, правда, в направлении ровно противоположном тому, по которому мы двигались теперь.
Лыжи ехали посредственно, ратрак размолол лёд в плотную фирновую сыпуху, не самое моё любимое покрытие, да к тому ж ночью выпало ещё немного свежего снегу – приходилось перемещаться по всей ширине трассы, отыскивая линию оптимального скольжения.
На одном таком перемещении я цепанул носком кусок льда, не удержал равновесия и приземлился на левую ягодицу – очень болезненно, обидно, сбил дыхание, отстал от своего паровоза, а синяк на попе есть ещё и до сих пор.
Не проехав ещё и десяти километров, мы стали нагонять стартовавших ранее классиков, правда, скорее это были гуляющие пенсионеры с номерами – и правильно, молодцы, не на печке надо валяться, а на лыжах кататься. Надеюсь, что, достигнув их возраста, я смогу позволить себе такое же удовольствие – пройти на лыжах тридцаточку, любуясь пейзажем и наслаждаясь приятной компанией.
На первых двадцати километрах меня тревожило только одно место – достаточно крутой спуск с резким поворотом в туннель под автодорогой, я загодя принял решение проходить его на минимальной скорости и, как вскоре выяснилось, был совершенно прав. Снег на спуске ободрали до льда, в туннеле было темновато, на полу сплелись лыжами тела незадачливых спортсменов, сзади накатывали новые волны лыжников, добавляя эмоций участникам свалки – аккуратно объехав пострадавших, я вздохнул свободнее и порадовался звукам гармони, на которой играла женщина в национальной одежде, сидя прямо в снегу возле автодороги.
Надо сказать, что впечатление от гонки у меня было странное – я уже опытный лыжемарафонец, у меня за плечами не один десяток продолжительных гонок, и, как мне казалось, уже по манере движения соседа я могу с первых километров определить, конкурент он мне или скоро отвалится. С финцами всё обстояло не так просто: окружающие ехали на удивление технично и напористо, лишь изредка мне удавалось подобрать какого-нибудь медленно едущего беднягу, меня же обгоняли довольно часто. А вот на пунктах питания народ выстраивался в очередь к первым столикам и терпеливо ждал, пока им поднесут питьё, в то время как последние по ходу движения кормильцы тщётно протягивали стаканчики – почти никто не откликался на их призывы. Подъезжая к последнему столу, я спокойно брал протянутый стаканчик, выпивал его на ходу и всякий раз оказывался впереди лыжников, за пару километров до того меня обогнавших. Представляю, как они были удивлены, когда вновь и вновь перед ними маячила характерная фигура в комбинезоне цвета «электрик».
Вот, наконец-то мы доехали до отметки 25 км. и пункта питания возле ремесленного училища. Отсюда трасса несколькими ступенями резко забирается на гору, и столь же резко меняет экспозицию по отношению к сторонам света. В следствие этого, снег здесь как правило гораздо более холодный, сухой и мелкий, скольжение обычно резко ухудшается. Интересно, повторится ли эта закономерность сегодня, после аномальной погодной флуктуации?
Вздохнув пару раз поглубже, я полез вверхь . Справа, по прорезанной лыжне передвигались классики, передвигались деликатно и печально: деликатно потому что не мешали конькистам, а печально, потому что лыжи по такой погоде и по столь переменному снегу почти ни у кого не держали.
Разогнав пульс до максимальных значений и хватая воздух открытым ртом, я вскоре залез на вершину подъёмов, за которыми серией поочерёдно следовали спуски и торчки. Грохоча по ледовой лыжне, как бронепоезд по кривым рельсам, я пролетал мимо пейзажей, заснеженных деревьев и чьих-то оброненных очков, катило на горе явно хуже, но основные подъёмы были позади, дальше предстояли длинные спуски.
Этот кусок трассы я знаю очень хорошо – вершины и их окрестности моё любимое место в этом районе, они нравятся мне в любое время года, народу здесь бывает не очень много, природа почти не тронута, много диких зверей и птиц.
В общем, главное достоинство 18-ти километровки ( именно по этой траектории проходит гонка на следующем отрезке) длиннющий косой спуск по склону. Именно здесь достигается максимальная скорость, о чём впоследствии беспристрастно свидетельствовали показания американской измерительной машинки. Обычно на этом спуске, когда скорость достигает опасной величины, я начинаю подтормаживать лыжей, но сейчас, трясясь от адреналина, но, не дрогнув ни одним мускулом, наоборот, влетел в поворот, стоя в горнолыжной стойке, ловко отжался ногами от контруклона, правильно переместил центр тяжести, и вылетел на самый верх следующего за спуском взлёта. Фига себе!!!!! Эх, сюда бы видеосъёмку…….не знаю, смогу ли повторить когда-нибудь ещё этот маневр.
Ещё совсем немного и снова подъезжаю к ферме Хеккиля, здесь отметка 35 километров и пункт питания. Выпиваю тёплого напитка и вдруг слышу : «Фуф, еле тебя догнала!!!» Светка!!! Я-то думал, она далеко впереди и уже не надеялся повстречаться.
Дальше едем вместе, Светка отдыхает после погони за мной, поэтому темп не особо высокий. Дорога в этом месте знакома нам почти что как родная, мы ездили по ней множество раз, поэтому без всяких приключений добираемся до Урхелиописто (спортивного техникума) откуда мы стартовали. Отметка 40 км. Выезжаем на озеро Саркинен, где мы должны были совершать разгонный круг, которого почему-то не было. Становится ясно почему. Дождь смыл с озера весь снег, поэтому приходится с километр греметь кантами по голому льду. Блин, что-то не везёт мне в этом году с ледовыми путешествиями: то по реке Дубне плавал, то вот оказался посередь ледяной пустыни.
Впрочем, скоро трасса вывела на какие-то поля, а там и на Сапсоярви, большое озеро, по которому мы должны были добраться до Соткамского куска трассы. Сначала ехали по снежной подушке, которую явно навозили на голый лёд, потом появился нормальный снежный покров, по которому мои лыжи понеслись как бешеные кони, и я вмиг наехал на лапку светкиной палки, вырвав эту палку из ручки. Палка осталась лежать на снегу, а нас пронесло метров на тридцать вперёд. …….
Она посмотрела на меня глазами, полными отчаяния и слёз, у меня не было ни сил, ни желания сказать что-либо в своё оправдание, поэтому я вернулся за палкой, подобрал её, привёз и засунул обратно в ручку. Поехали дальше.
Лыжи у меня катили явно быстрее, но я предпочёл ехать за своей супругой, оберегая её от возможных повторных наездов, которых ни она , ни палка б не пережили.
Однако дело перевалило уже далеко за середину, и мы мчались по единственному участку, где лыжники движутся встречными потоками. Так продолжалось пару километров, после чего мы подъехали к пляжу Хиукка, месту отдыха жителей Соткамо.
http://www2.tutka.net/kamerat/hiukka/index.htm
Здесь стояла отметка 45 км. и наличествовал очередной пункт кормления, на котором я выпил нечто, от чего у меня сразу подступила противная изжога (простите, дамы). К тому же Светка ловко проскочила на трассу перед длинным паровозом, а я замешкался и вынужден был встать в самый его конец. Вскоре я разглядел, как впереди, за много торчков от меня, она уносится в снежную даль, бодро работая на подъёмах. Мне ж пришлось тащиться за какими-то вялыми ребятами, проклиная свою нерасторопность.
Вскоре, правда, завершив петлю, вновь выехали на озеро, но то ли от изжоги, то ли от потери темпа, то ли от подкатившей усталости, я почувствовал приближение «капели». Эх, мне бы поесть чего для улучшения тяги, но я от рождения ленив, поэтому не стал доставать курагу из банана, понадеявшись, что финишную десятку уж как-нибудь дотерплю.
Вот уже закончилось озеро в обратную сторону, вот промелькнула школа гидов, вот пошли моренные сосны, вот и лыжный туннель уже. Хе! Знакомы места, вот мостик, вот тягунок, вот выход из туннеля вот длинный спуск сквозь арку, вот ещё один тягунок, на котором вечно воняет канализацией……щас будет спуск, а потом противный двухступенчатый подъём с поворотом, которого я ждал практически с отвращением. Но, что это??? Нечаянная радость!!! Трасса ушла мимо подъёма сразу в туннель на другую сторону автодороги. На радостях я прытко влетел в следующий подъём и устремился на оставшийся кусок.
Ой, что-то сосёт в животе…ой, что-то сил совсем нет…ой. Поесть бы!!!! Но, нет. Вот я проковырялся мимо отметки 55 км. Блин ещё целая пятёрка. Щас умру от этого червячка, спешно нужно его заморить…Останавливаюсь, отползаю в сторону, расстёгиваю банан, достаю курагу из пакетика с застёжкой, кладу в рот пару штук и жую под недоумёнными взглядами людей из проезжающего паровоза…. Эх, хорошо!!!!
Снова начинаю движение, пристраиваюсь в конец вереницы из пяти-шести человек в самом начале длинного спуска с двумя поворотами. Ха-ха!!! Я знаю, что спуск этот очень коварный, и проезжать его лучше по внутренней траектории. А вот финцы, очевидно, не в курсе дела, потому как выходят на внешнюю сторону, вылетают с трассы и громоздятся один на другого. Безо всякого злорадства проезжаю мимо них, жую курагу и соображаю, где тут можно накрутить ещё пятёрку. Похоже, что негде….я как-то неожиданно, так и не дожевав кураги, оказываюсь на финишной прямой, прибавляю ходу, слышу писк финишного чипа и въезжаю в арку с надписью Маали(финиш). Вот и всё. Гонка позади. Позвольте!!! Но где ж ещё 4 километра, на которые я настроился??? Никто не отвечает. Улыбчивые финки снимают у меня с ноги чип, вручают медаль и я, усталый но довольный, иду в раздевалку вместе с женой, финишировавшей незадолго до меня.
Вот вроде и всё. Мой первый зарубежный лыжный марафон позади.
Время 3.17.23. Место – 252. Для провинциального деревенского марафона не так уж и плохо ( чуть выше серединки).
Светлана Валентиновна, за месяц до того пробежавшая пару гонок в Обераммергау на марафоне имени тёмного пива «Князь Людовик», подтвердила общее мнение, что финская массовка, по сравнению с немецкой массовкой, гораздо более упёртая и сильная.
(У неё, кстати, место среди женщин – 16-е, а время 3.13.39).
Что ж, будем надеяться, что мне еще доведётся сравнить силы массовок в разных странах и на разных марафонах, чего и вам желаю, дорогие мои читатели, утомлённые долгим и корявым рассказом.
До следующих встреч.